Глава 17. Куда может забросить судьба?
Из родной Лосихи к Тонечке приходили редкие письма. Писала Анютка. Ей уже исполнилось шестнадцать лет. Девушка расцвела как бутончик алой розы. Открытые красивые синие глаза, прекрасный цвет лица, румянец – как показатель отличного здоровья!
Не успела девушка расцвести, и к ней пришла первая любовь.
Парень Максим Привалов был из хорошей, крепкой семьи. Работал в колхозе зоотехником. Первые ростки их нежного чувства были такими хрупкими. Их можно было легко разрушить. Девочка была совсем молоденькая. Максим с таким трепетом относился к девочке, он даже за руку-то взять ее боялся, чтобы она не обиделась.
Тем не менее, с родителями он решил поговорить о том, что просит их отправить сватов к Дубравиной Ульяне Ивановне просить руки ее дочери Анны.
Родители чуть с лавки не свалились от неожиданности.
– Кого сватать? Анну? Так она еще девчонка, ей и шестнадцати нет.
– Я буду ждать пока ей исполнится шестнадцать. Пусть будет моей невестой, чтобы никто не отобрал ее у меня.
– А кто собирается у тебя ее отбирать и кому она нужна, такая бесприданница?! Какое за ней приданое мать даст? Мужика в семье нет, даже корову вам на обзаведенье не даст! Не о такой жене для тебя мы мечтаем с отцом, сынок! Забудь об этой нищенке. Да и в Армию тебе скоро надо будет идти. А она, думаешь, ждать тебя будет?!
Максим не смог держать свое горе в себе, поделился с Анютой, что родители не хотят их женить. Отказались благословить их брак.
Конечно, если бы Анюта была учительницей или библиотекаршей, или в сельсовете счетоводом была, а то за телятами ухаживает… Все это девушка понимала и тем обиднее было ей переживать боль разлуки с любимым Максимушкой… Потому что ушел Максим в армию, вскоре началась война, где он погиб в первый же год.
Кто знает, правы были его родители или нет, что погиб парень, не узнав любви, тепла рук свой любимой девушки Анечки… Может, любовь бы защитила его от шальной пули? И родители получили бы сына, и внуков…
Правильно сказано в писании, дай ребенку жизнь и дай свободу выбора. А мы не всегда даем свободу.. Жизнь такая хрупкая штука! Для кого Максиму было беречь свою жизнь? Вот и сгорела его душа в пламени войны…
А в это лето в Лосиху приехали молодые ребята из Украины. И тогда, выходит, были гастарбайтеры! Вот они приехали и построили в колхозе коровник и свинарник. Свои строители в деревне тоже были, но строили почему-то украинцы. Среди них был такой скромный и молчаливый парень – Яков Скрипник. Он давно приметил Анютку, ему нравилось в ней буквально все: летящая походка, высокая грудь, красивая фигурка. Глаза как два синих озера. Он сам-то был смуглый и черноглазый, а беленькая и чистенькая девушка ему так понравилась, что он ни о чем и ни о ком думать не мог.
Его бригада возводила скотный двор. И видел Яков каждый день, как Аня бежала на работу, ухаживала за телятами. Рвала им травку, разговаривала с ними как с детьми… И они за ней ходили как привязанные…
Ее синие глаза не давали Якову покоя. И хотя он не считал себя таким уж романтичным, работая с кирпичами, делая кладку, он сочинял стихи, в которых все слова были посвящены Анюте.
Парень был старше Анюты, и не сказать бы, что он такой несмелый, что слова вымолвить не мог…
Мог, конечно, но девушка была как нераскрытый бутон розы. С ней не всякие слова в разговор можно употребить. В свой обеденный перерыв Яков вместо обеда побежал в поле, нарвал ромашек и васильков, и решил, что надо переходить к действиям. Мечтами он и так наполнен до краев… Он нашел Анютку с телятками на полянке. Телята паслись, девушка плела венок из ромашек.
Яков приблизился к Анютке, она от неожиданности выронила веночек из рук.
– Аня, меня зовут Яша. Ты видела меня тут на строительстве? А я тебя вижу каждый день!
Анютка молчала. Она не знала, о чем говорить с этим совсем уже взрослым парнем.
Яков положил ей на колени букет ромашек и сказал:
– Вот тебе цветы для венка…. Вплетай!
– А васильки, – Яков взял синий цветок и протянул девушке, – как твои глаза: синие и милые…
Два синих озера – твои глаза! В них войти и утонуть приятно!… Но если мне легко войти и утонуть, смогу ли выбраться из них обратно?
Анюта засмеялась, но когда подняла на него глаза, поняла, что парень говорит серьезно. Он смотрел на нее так взволнованно… Яков хотел взять ее за руку, его глаза обжигали, волновали девичье сердце…,но Анютка вскочила и быстро убежала с полянки. Все произошло так быстро, что Яков не успел ей сказать о своих планах.
Даже не объяснившись с девушкой, он пришел тем же вечером к Дубравиным домой. Ульяна от неожиданности выронила ложку.
Она моментально поняла, чего хочет этот парень. Глаза его горели, пламень любви сжигал все препятствия между ним и любимой девушкой Анютой. Без лишних слов он объяснил, что хочет жениться на Анне. Скоро они заканчивают работу. Деньги он получит неплохие. Их хватит и на свадьбу, и на дорогу им обоим до Одессы.
Мать прямо разгневалась. Как же так! Если она работает сутками, и дома бывает только ночью, так ее малолетняя дочка тут вытворяет непонятно что, вот и жених объявился, а он ее старше лет на двенадцать, как минимум, а то и больше.
– Аня, дочка, выйди-ка сюда!
Анюта вообще ничего подобного не ожидала, она даже и не слышала их разговора.
Яков снова повторил свое предложение. Теперь и у Анюты отпала челюсть.
Мать, увидев такую реакцию, перестала сердиться на дочку. Поняла, что дочка ее ничего не делает за ее спиной, а любовь у этого парня непритворная и решила спросить дочь напрямик:
– Дочка, а ты что думаешь?
– Не знаю, я еще маленькая, в какую Одессу я уеду от тебя, от Сашеньки, от Васильевны?
– Ну вот видишь, Яков, дочь еще не собирается замуж.
Прошло месяца два. Яков не отставал ни на минуту. С работы он бежал домой к Дубравиным и все пытался помочь хоть в чем-нибудь по хозяйству. Ведь в доме не было мужчины. А он хотел показать Ульяне, что хозяином он будет хорошим, что мать может смело отпустить дочку с ним в Одессу.
Ульяна поняла, что дочь согласилась выйти замуж не потому, что она так пылко влюбилась в Якова, а потому, чтобы доказать Приваловым, родителям Максима, что она достойна любви. И ее можно полюбить за ее личные качества, а не за количество приданого, и что бедные девушки могут быть нужны женихам, и что ее Яков любит… Ну, и много еще слов теснилось в голове девчонки, которые она хотела бы сказать родителям Максима.
В конце концов она приняла предложение Якова и осенью уехала с ним в Украину. Его мать жила в Балтском районе, под Одессой. Деревня была небольшая. Мать Якова влюбилась в работящую сноху и считала ее своей дочкой. Одним словом, Анна чувствовала себя как в своей родной семье.
А на дворе шел уже 1939 год. Оставалось совсем немного времени до начала Отечественной войны