Вы здесь

Вам поможет пиявка. Предисловие (О. Ю. Каменев, 2014)

Книга издается с 2004 года без изменений и дополнений.

Данное издание не является учебником по медицине. Все рекомендации должны быть согласованы с лечащим врачом.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

* * *

Курьезно то обстоятельство, что отрицательные отзывы по отношению к кровоизвлечению пиявками исходят от лиц, их не употреблявших, а потому не имеющих личной опытности в этом способе лечения.

Г. Захарьин. О кровоизвлечении. 1889 г.


Предисловие

Всякое знание нового без осознания и выявления прежнего – не основательно, особенно во врачебной науке. Однажды добытые истины относительно своего содержания никогда не могут состариться. И поэтому мы обращаемся к старине – истории кровоизвлечения пиявками, столь древней, как и история медицины, со времен пользования их в Риме (Гален), в восточной медицине (Ибн Сина – Авиценна) и в России.

Медицина на заре своей видела в пиявках панацею, средство чуть ли не от всех болезней. Особенно популярны они были в конце XVIII и в первой половине XIX века в западноевропейских странах, так же широко, как и в России. Горячими приверженцами этого способа лечения в нашей стране были такие известные врачи, как М. Мудров, И. Дядьковский, Н. Пирогов, Г. Захарьин. В 30-е годы XVIII века в России ежегодно использовали около 30 миллионов пиявок. Разведение их практиковалось даже на Урале, в условиях резко континентального климата. Но столь большой размах применения пиявок расценивают в наше время скорее как следствие тогдашнего «весьма ограниченного арсенала медикаментов», а не как один из способов восстановления здоровья человека.

Отношение к лечению пиявками (бделлотерапия – с греческого и гирудотерапия – с латинского) стало отрицательным во второй половине XIX века, когда появилось мнение, что эти черви могут занести инфекцию. Так, С. Боткин считал, что к способу местного кровопускания пиявками следует относиться с большой осторожностью. Проще было применять кровопускание из вен, тем более что кровоизвлечение пиявками считали только местным воздействием. В первые десятилетия XX века пиявки почти исчезли из арсенала медицинских средств. Полностью игнорировались достижения народной медицины, опыт земских врачей, которые, несмотря на неправильное толкование значения употребления пиявок и безудержное применение кровопусканий, все же подметили, что при некоторых заболеваниях они, несомненно, оказывают целебное воздействие на весь организм человека. Пиявки были чаще достоянием не официальной, а народной медицины (она и поныне не изменяет им), а то и просто монахов, пастухов или цирюльников. И зависело это от недостатка точных знаний и искусства применения гирудотерапии. Самое монументальное руководство – «Монография врачебных пиявок» – было написано в Санкт-Петербурге в 1859 году А. Воскресенским по поручению Российского Военно-медицинского департамента. Оно содержало историю пиявочного хозяйства и ведение его в России и за рубежом, практические рекомендации по врачебному употреблению пиявок. В России когда-то чтили пиявок: как отмечал тогда А. Воскресенский, пиявочный промысел как в экономическом, так и во врачебном отношении был таков, какого не достигало ни одно европейское государство. 70 миллионов пиявок в год из России вывозили в Западную Европу, особенно во Францию, которая ежегодно употребляла от 80 до 100 миллионов пиявок (а стоила тогда 1 штука 10 копеек).

На протяжении многих лет гирудотерапию рассматривали то как панацею от всех заболеваний, то осмеивали ее, поносили и предавали забвению, одни – рекомендовали, другие, не имея опыта, – предостерегали от нее. Протест против забвения и такого неправильного, дилетантского отношения вообще к кровоизвлечениям был заявлен знаменитым клиницистом, профессором Г. А. Захарьиным на годичном заседании Московского физико-медицинского общества в 1889 году, где в докладе «О кровоизвлечении» он определил его как «лечебное средство, пользе и важности которого научил меня многолетний опыт». «Курьезно то обстоятельство, – указывал Захарьин, – что отрицательные отзывы по отношению к кровоизвлечению пиявками исходят от лиц, их не употреблявших, а потому не имеющих личной опытности в этом способе лечения». Не ограничившись только одними протестами, как это обычно существует сейчас, он обосновал новый подход в отношении как общего, так и местного кровоизвлечения пиявками, точные и подробные показания и противопоказания. Но данный метод до сих пор так и не стал общим достоянием врачей, признающих только фармакологическое лечение, хотя гирудотерапия имеет явные преимущества перед ним, оказывая комплексное естественное воздействие на организм больного, практически без отрицательного побочного эффекта.

Что же происходит с гирудотерапией в наше время? Возвращение теперешней, чаще практической, а не официальной медицины ко многим новым (хорошо забытым старым) методам лечения, в частности к лечению пиявками, стало возможным благодаря развитию новых теоретических знаний, обеспечивающих возможность обоснования механизмов действия пиявок, уточнению показаний и противопоказаний к их практическому применению (большой вклад в гирудологию внес известный русский врач-гирудолог Г. Щеголев). Немаловажной причиной, а скорее побуждающим мотивом к реставрации старинных методов народной медицины является малая эффективность современных общепринятых ортодоксальных методов. В этом убеждает рост нездоровья взрослого и, что особенно печально, детского населения. И поэтому жизнь взывает к поиску путей выхода из замкнутого патологического круга для страждущих. Да и не проще ли восстановить и использовать уже проверенные практикой, чем искать новые, эфемерные?

Следует, к сожалению, отметить, что накопленный в России опыт гирудотерапии настолько забыт, а современные сведения так фрагментарны и единичны, что по сути сегодня она находится в младенческом состоянии: потеряно даже то важное, что было сделано русскими врачами XIX века. Поэтому предстоит многое восстановить, чтобы этот вид целительства и предупреждения заболеваний воскресить как один из составляющих приемов натуротерапии, естественного, безмедикаментозного метода лечения.

В этой книге мы стремились совместить все доселе внесенное в гирудологию – наиболее положительное и интересное об этих животных и в гирудотерапию – предмет в сути своем старый, но зарекомендовавший себя эффективно не только кровоизвлекающим, но и фармакологическим средством при множестве недугов. Мы стремились осветить известные еще с древности методы и результаты употребления пиявок в медицине, рассказать о самом ценном, а порой и необычном в этой области медицины. Мы употребили все свое старание к тому, чтобы противников и безразличных к гирудотерапии стало меньше, а истинных и сведущих в ней борцов с недугами за здоровье человека – больше. Выражаем надежду, что гирудотерапия найдет всеобщее признание и широкое применение, ибо, как указывал Гиппократ, «врач лечит – Природа исцеляет».

Уповаем еще и на понимание того, что законы здоровья и болезни – одни и те же законы органической жизни; различны лишь их условия, которые и должны создаваться не только фармакологией, но и теми естественными методами, которые будут сохранять человеку здоровье и избавлять его от недугов. Мы надеемся, что гирудотерапия внедрится в жизнь и практическую медицину.

В 1990 году создано Всемирное общество гирудологов. Первый Всемирный конгресс по использованию пиявок в медицине прошел в 1991 году. В нашей стране в г. Донецке в 1991 году впервые проведено Всесоюзное совещание, посвященное проблеме применения медицинской пиявки в здравоохранении, а в 1992 году решением московской конференции гирудологов создана Российская ассоциация гирудологов, цель которой – содействие развитию гирудологии и широкое внедрение в медицинскую практику методов гирудотерапии.

Мы также стремимся внести свою лепту не только в развитие науки о пиявке и применение ее в практике лечения, но и в ее сбережение и в охрану. В настоящее время ареал пиявок в нашей стране неуклонно и резко сокращается. И не мудрено при столь хищническом отношении к экологии вообще и к пиявке в частности. Она занесена в Красную книгу, и этим только и «защищена» от уничтожения, но никак не соответствующими строгими и действующими законами и правилами, как когда-то в России XIX века. К сожалению, уничтожению ее способствуем и мы, медики, ибо это – требование существующих инструкций по применению медицинской пиявки.

Мы будем истинно счастливы, если посильный труд наш послужит началом более результативного использования гирудотерапии для общего блага и принесет хотя бы небольшую пользу. «Кровопускание – попеременно то прославляемое до чрезвычайности и панацеи или отвергаемое столь же несправедливо, как и без меры, то производимое с расточением или изгоняемое, осмеянное совершенно как бесполезное, даже опасное, – кровопускание, претерпело больше, нежели что-нибудь в мире, различные и самые противоположные перемены. Сие – безмерное благо или ужасный бич – должно же наконец получить суд беспристрастный и сохранить свое преимущество между самыми действительными пособиями искусства, целебного разумеется, когда оно употребляется с благоразумием и знанием дела?» Отвечая на поставленный в начале XIX века вопрос французского врача И. Полиньера «Пиявки – безмерное благо или ужасный бич?», мы соглашаемся с ним: «Благо безмерное, целебное, когда оно применяется разумно и со знанием дела».