Вы здесь

Валенки и грабли. Записки русского предпринимателя. Грабли №4 «Ловись, идея, большая и маленькая!», или О пользе диктофона (Надежда Лучинина (Пономарева))

Грабли №4 «Ловись, идея, большая и маленькая!», или О пользе диктофона

«Я в ожидании гениальной бизнес-идеи, которая сделает меня миллионером», – примерно так говорит большинство людей, которые хотели бы открыть свой бизнес.

Сиди и жди. Обязательно придет. Но уверена процентов на 90%, что с таким же успехом и уйдет.

Мир наполнен идеями для бизнеса, они летают вокруг нас миллионами, миллиардами. Каждый день мы вдыхаем идеи для бизнеса и, к сожалению, так же быстро выдыхаем… Они улетают в космос и вправе посетить кого-то еще. Поэтому важно всегда носить с собой диктофон! Записывать сейчас немодно. Но наговаривать на диктофон все мысли, даже самые безумные, вполне комфортно. Это шанс, что в потоке информации эти идеи не потеряются и будут иметь шанс на воплощение.

Одна из таких мыслей может сделать вас богатым человеком. Но, к сожалению, большинство людей не дают даже шанса гениальным идеям задержаться в голове.

Сама по себе идея ничего не стоит. Идея становится ценностью, когда появляется конкретный амбициозный, энергичный человек или компания людей, которые готовы, вооружившись этой идеей, наполнив её ценностью для потребителя, завоевать мир.

Я очень долго воспитывала в себе привычку включать на телефоне диктофон и наговаривать мысли. Периодически меня начинали атаковать разные идеи – валенки для собак, бумажные стаканчики с уже вмонтированной заваркой, женский навигатор для автомобиля и прочая ерунда. Посетив мою светлую голову, они почему-то сразу спешили покинуть её. Видимо, в поисках более благодарного убежища.

Так было до тех пор, пока я не заметила, что те прекрасные идеи, которые витали у меня в голове, благополучно воплощаются другими людьми… Просто большинство идей казались мне абсурдными, я относилась к ним с некой иронией, не считая нужным даже записать мысль. А кто-то, кого тоже посетили эти мысли, начал их реализовывать. К примеру, пару лет назад я уже увидела на выставке в Москве стаканчики с вмонтированной заваркой. Я об этом думала когда-то, а китайцы воплотили в жизнь.


Есть мнение, что нет уникальных идей. Если вас посетила какая-то гениальная мысль, бизнес-идея, то, скорее всего, кто-то на нашем огромном земном шаре уже вынашивает точно такую же мысль. Важно ее ухватить первым и начать реализовывать. Уверена, что не только мы взвешивали и прорабатывали идею производства сувенирных валенок, но мы начали делать это первыми и быстро выстроили все процессы.

ИЗ ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЕЙ

Архангельск, 2010 г.

Сегодня собирались у Нины. С девчонками мы дружим много лет. Учились вместе в университете, сидели за одной партой. В нашей жизни было все – совместные радости, горести, достижения, походы… Не было только общего бизнеса. Мы любим говорить о путешествиях. Особенно Нина. Человек – дорога. Жизнь – вечное путешествие. Рюкзак за плечи – и вперед за новыми эмоциями: горы, моря, новые страны…

Сегодня мы собрались втроем. Нежная мягкая Катя, энергичная Нина и я. Рождественский вечер 2010 года.

Я уволилась из компании «Петербургская недвижимость», потому что после четырех лет работы в компании решила работать «на себя», создать бизнес. Расстались мы хорошо, без упреков и претензий. Я ушла в новую жизнь, наполненная вдохновением и позитивными ожиданиями…

Душевно разговариваем. Вспоминаем путешествия: что привозили из разных стран, какие сувениры. Катя рассказывает, что из Голландии она привезла сувенир – голландские деревянные башмачки. Голландские башмачки – это тренд и национальный сувенир Голландии. Так странно и забавно: национальная обувь – символ целой нации. Разговор заходит про валенки. Наши уютные теплые русские валенки. Обувь детства.

Вспоминаем всё, что связано с валенками…

Я представляю маленькие валеночки – магниты. Уже вижу, чувствую, трогаю их в своем воображении: миниатюрные, теплые, самобытные, с цветами российского триколора…

Не успеваю я озвучить эту картинку, как Катя говорит: «А почему у нас в России валенки не продаются как сувенир? Это же как матрешка, балалайка, водка – часть русской культуры».

Пытаюсь вспомнить, видела ли я где-то в сувенирных магазинах, чтобы продавались валеночки? И слышу голос Нины: «Можно же из валенок делать магниты, брелоки, просто как сувенирные пары продавать…»

В этот момент я начинаю чувствовать тепло, которое переходит в трепет и возбуждение, где-то в районе солнечного сплетения. Что-то внутри меня подсказывает: вот ОНА! Идея!!

В моем воображении стремительно проносятся картинки: сувенирная лавка в Москве – на витрине валеночки, новогодняя елка в обычной российской квартире, а на ней валеночки, магазин подарков и красивая плетеная корзинка около кассы, а в ней валеночки…

В эту минуту в воображении пронеслись тысяча слайдов: я увидела валеночки во всех городах нашей страны. Людей, которые улыбаются, когда держат валеночки в руках, вспоминают своё детство. Валеночки на елках в квартирах наших соотечественников…

Это же так просто и естественно – валенки как символ русской культуры, национальный русский сувенир.

Интуитивно понимаю, что в жизни появилась ИДЕЯ, появилась цель и мечта. Пока не ясно, что со мной происходит, слишком яркое кино прокручивается в воображении. Но я счастлива! Состояние, близкое к эйфории, какое-то блаженство внутри и спокойствие. Появляется смысл. Мне понятен продукт и его уникальность. Я чувствую себя причастной к историческому моменту, осознаю глобальность идеи и вижу красоту, масштаб, цельность в проекте. Главное – я вижу бесконечные масштабы для продвижения продукта.

Молчу. То, что происходит сейчас во мне, слишком грандиозно и ярко. У меня не хватает слов что-либо сказать – только образы. Мозг взрывается от масштабности перспектив.

Если мир наполнен идеями, они витают вокруг, то задача человека быть просто внимательным к своим мыслям, наблюдать и чувствовать.

Я пока не понимаю, что делать, но внутри меня уже живет Смысл.

Если честно, в этот момент я настолько удивлена, поражена своим внутренними эмоциями, ощущениям и наблюдением за собой, что не чувствую больше ничего. Ощущаю только себя и какое-то наркотическое опьянение.

Я никогда не пробовала наркотиков, но в этот момент я была уверена, что именно так чувствует себя наркоман под дозой. Только мой наркотик – вдохновение от идеи. Это безумный приток сил, энергии, когда физически ощущаешь, что в мозг ударяет кровь, и какое-то возбуждение, кажется, что сердце выпрыгивает из груди…

У каждого предпринимателя своя история, как к нему пришла идея для бизнеса. Работая экспертом на различных бизнес-мероприятиях, я слышала самые безумные истории о том, «как я поймал бизнес-идею». Но все истории объединяет одно: всегда есть кто-то (может несколько человек), кого идея безумно вдохновляет и наполняет. Этот некто становится адептом, носителем этой идеи, транслирует её в мир. Именно тогда начинаются первые шаги по конкретной реализации проекта. Потому что за вдохновением не остается место сомнениям. Там, где есть энергия цели и вдохновение, рождается история, в том числе бизнеса.

Есть несколько каналов, по которым может прийти бизнес-идея:

1. Личный опыт.

Т.е. это те навыки и умения, которые можно коммерциализировать и на этом зарабатывать.

2. Наблюдение за миром и людьми. Здесь очень важно развивать навык СЛУШАТЬ и СЛЫШАТЬ. Надо уметь слушать не себя, а людей вокруг. Зачастую через эмоции, отдельные фразы, мечты люди говорят о том, что, на их взгляд, улучшило бы их жизнь, а, значит, просто дарят вам идеи для бизнеса.

3. Создание инноваций. Принципиально новых продуктов, услуг. Абсолютно инновационная идея может прийти в голову человеку, который умеет нестандартно и широко мыслить.

Этот навык отрабатывается и развивается с помощью различных техник. Самое элементарное упражнение на развитие креативного мышления: каждый день выбирайте какой-то предмет (чашка, кружка, одеяло, ручка и пр.) и придумывайте за день минимум 30 функционалов для этого предмета. Тридцать ответов на вопрос «Как можно использовать этот предмет?» разовьет необходимый для креативных лидеров навык – смотреть на предметы и ситуации под разными ракурсами.

Когда наша компания начала производство сувенирных валенок, мы сделали список из 97 позиций – как можно использовать валенки? Прошло семь лет. До сих пор большинство мыслей из списка не реализовались. Но этот список и дальше вдохновляет на развитие.

4. Копирование успешного опыта других предпринимателей. Сайты, где выкладываются бизнес-идеи, специализированные издания для бизнеса, телепроекты об успешных стартапах, специальные группы для бизнеса в социальных сетях – это те площадки, которые могут подарить идею для бизнеса. Не только идею, но зачастую и модель бизнеса. Надо просто выработать привычку уделять время для просмотра такой информации и фиксировать наиболее интересные идеи.

5. Купить франшизу. Как правило, у создателя бизнеса в планах есть создать франчайзинговую сетку. Можно стать партнерами по реализации проекта в своем регионе, при этом организаторы проекта даже поделятся опытом, рисками, которые есть в этом бизнесе.

Работая с предпринимателями различного уровня в России, я отметила: русские предприниматели, в отличие от западных, абсолютно не склонны обсуждать свои бизнес-идеи с коллегами, друзьями, партнерами. Основной страх – идею украдут. Этот страх перекрывает возможность «отточить» свою идею на целевой фокус-группе. Или просто через обсуждение и дискуссию вывести идею на более высокий уровень проработки.

Не буду комментировать этот подход со стороны соотечественников, потому что прекрасно понимаю менталитет и причины, почему тайна бизнес-идеи в нашей стране охраняется лучше, чем гостайна.

Однако, поучившись за границей и проработав с западными коллегами несколько бизнес-идей, могу уверенно сказать – коллективный разум и обсуждение способны переработать любую, даже самую безумную идею, до вполне понятного и конкретного коммерческого предложения.

Слушайте людей вокруг, записывайте мысли, обсуждайте свои записи и вдохновляйтесь!