Часть первая. Принципы
1. Почему малое обладает силой
Мы живем в мире, в котором большее гораздо чаще оказывается лучше. Мы стремимся заработать больше денег, купить дом или машину побольше, а также побольше одежды, мебели и технических штучек. Огромные торговые центры нравятся нам больше маленьких магазинчиков. Мы потребляем больше, производим больше и делаем больше, чем когда-либо раньше.
Однако в какой-то момент мы упираемся в границы. Есть предел количеству того, что мы можем сделать или потребить. В сутках ограниченное количество часов, и, достигнув предела своих возможностей, мы больше ничего не можем. Одни считают эти ограничения проблемой, другие воспринимают их как вызов: как втиснуть в свой день как можно больше? Смогу ли я, четко спланировав время и научившись быть более производительным, сделать еще больше в течение ограниченного количества часов?
Увы, попытки увеличить объем сделанного не всегда дают наилучшие результаты. Если вы делаете огромное количество дел, это еще не значит, что вы делаете что-то по-настоящему важное. Это игра вслепую, очень похожая на рулетку: если вы сделаете сразу много дел, одно из них обязано оправдать ваши усилия и принести прибыль.
Но так не получается. Если вы делаете сразу много дел, наверняка многие из них не так важны. В результате вы перенервничаете и переутомитесь.
Представьте себе двух журналистов. Один в течение недели пишет массу заметок. Другой решает написать только одну статью. Тот, кто пишет 30 заметок в неделю, просматривает огромное количество источников в поисках информации и превращает материал в короткое сообщение довольно узкой тематики, которая не привлечет много внимания. Редактор доволен объемом проделанной работы, и трудяга получает в награду похвалу.
Если вы делаете сразу много дел, наверняка многие из них не так важны. В результате вы перенервничаете и переутомитесь.
Второй решает, что если он пишет всего одну статью в неделю, то это должно быть что-то значимое. Половину первого дня он посвящает поискам и размышлениям, пока не находит сильную историю, которая, он уверен, вызовет эмоциональный отклик у читателей. Это будет статья, заслуживающая самой высокой награды. Два дня он исследует проблему и еще пару дней пишет и проверяет факты.
Угадайте, что произойдет? Журналист пишет не просто лучший материал недели, а статью, претендующую на награду, статью, которая нравится читателям и приносит автору повышение и широкое признание в течение долгого времени. Это хороший старт для карьерного роста. Первый думал о больших, но кратковременных успехах – второй сосредоточился на малом, но с течением времени оно принесло ему гораздо больше.
Такова сила малого.
Уроки хайку
Довольно популярная японская форма поэзии, известная как хайку, может преподать нам пару интересных уроков и помочь узнать, почему малое обладает силой. Хайку, как вы, наверное, знаете – это стихотворение (обычно о природе), которое состоит всего из семнадцати слогов, в три строки (5 слогов, потом 7 и снова 5). Поэт должен выразить всю полноту образа только в этом количестве слогов, в этих границах. Это чрезвычайно трудная задача, если вам требуется рассказать о чем-то важном.
Итак, у поэта есть две возможности: выпалить как попало 17 слогов или тщательно подобрать только самые главные слова и образы и создать настоящее хайку. Уроки, которые мы можем извлечь из хайку, – два первых принципа простой продуктивности:
Принцип 1: Устанавливая ограничения, мы выбираем самое важное. Поэтому учитесь устанавливать границы во всем, что вы делаете.
Принцип 2: Выбирая самое главное, мы приобретаем огромную силу воздействия, используя минимум ресурсов. Всегда выбирайте самое главное, чтобы максимально сохранить свои силы и время.
Эти два принципа – ключевые для всей книги. Это Сила Малого в двух предложениях. Все остальное – только развитие этих концепций или практические способы их применения.
Выбирайте дела с наибольшим потенциалом
На работе мы можем, как первый журналист, и гнать задания одно за другим. И, возможно, мы даже успеем все сделать и заслужить похвалу. Людям нравятся те, кто много работает и берется за все, что им предложат.
Но мы можем, как второй журналист, делать меньше, но потенциально более значимые вещи. Что такое «значимые»? Задание или проект могут быть «значимыми» в нескольких отношениях. Они могут:
♦ Обеспечить вам долгосрочное признание.
♦ В дальнейшем принести много денег.
♦ Принести огромную пользу вашей компании: повысить доход, продвинуть торговую марку, освоить новые области рынка и пр.
♦ Изменить вашу карьеру или дать потенциал к продвижению.
♦ Изменить вашу личную жизнь.
♦ Обогатить ценным достижением общество или человечество.
Это лишь несколько примеров – возможно, вы думаете о других преимуществах потенциально значимых заданий или проектов.
Определить, какое дело имеет потенциал, можно двумя способами.
1. Изучите список заданий и по каждому задайте себе следующие вопросы. Будет ли это дело иметь отклик, который продлится более недели или месяца? Как оно изменит мою работу, карьеру, жизнь? Как оно способствует достижению вашей отдаленной цели? Важна ли эта цель? Исходя из ответов, вы определите, какие пункты будут иметь значение в перспективе. Это может показаться занудным делом, но, немного попрактиковавшись, вы научитесь делать его в считаные минуты.
2. Начните со своих целей. Если в начале вы определитесь с делами, которые действительно хотите завершить в будущем году, вы можете спланировать их так, чтобы дела следовали одно за другим, приближая вас к основной цели.
Какой из этих методов использовать? Какой угодно, лишь бы он работал в вашем случае. Мы еще поговорим о работе с целями и заданиями в следующих главах, а пока я лишь подчеркну, что вам не нужно выбирать. Вы можете использовать комбинацию обоих методов. Думаю, что это необходимо. Вы можете сделать все, чтобы спланировать цели, но даже у лучших из нас вне этих целей есть задания, которые должны быть выполнены. Все ваши задания соберутся в длинный список (если вы будете достаточно организованны, чтобы их записать), и задания вне ваших целей запросто могут оттеснить те, на которые вы нацелены. Вам необходимо проанализировать свои задания (метод № 1), чтобы выбрать самые важные, а не пытаться справиться со всем, не принимая во внимание то, какое значение эти задания имеют для вашей жизни.
Установление ограничений в каждом аспекте вашей жизни
Уроки хайку о том, как устанавливать ограничения, чтобы сделать правильный выбор, о том, как выбирать самое главное и находить силу малого, мы можем применить не только к своим обязанностям, но и ко всей жизни. Если в вашей жизни есть какая-то сфера, которая вас утомляет, которую вы хотите упростить, примените ограничения.
В вашем ящике слишком много писем? Установите ограничения: проверяйте почту только два раза в день и каждый раз отвечайте не более чем на пять писем. Вы будете вынуждены работать более эффективно и отвечать только на важные письма.
Слишком много проектов? Сократите их до трех. В вашем доме слишком много вещей? Ограничьте их до двух сотен. Общая идея ясна.
Мы рассмотрим эти различные области подробнее и увидим, как уроки хайку помогут вам преобразить эти области в нечто мощное и значительное. Ну а пока задайте себе следующие вопросы:
♦ Какие аспекты моей жизни наиболее утомительны?
♦ Как их упростить?
♦ Помимо заданий, которые мне нужно выполнить, хочу ли я ограничить количество вещей, которыми владею, информацию, которую получаю, и свои обязанности?
Это пока предварительные вопросы. В следующих главах мы рассмотрим этот вопрос подробнее и поймем, что важно, а что нет.
2. Искусство установления ограничений
Большинство из нас живет жизнью, заполненной множеством вещей, информации, бумаг, обязанностей и суеты. Увы, наше время и пространство ограничены, и иметь слишком много всего – все равно, что пытаться втиснуть библиотеку в спичечную коробку.
Жизнь без ограничений – как шопинг без предварительного плана: вы накупите кучу вещей, которые вам вовсе не нужны. Но если у вас есть бюджет (скажем, сотня долларов), тогда вы выберете только то, что вам действительно нужно, и не станете покупать лишнего.
Так и в жизни. Вначале свобода кажется такой привлекательной, спустя какое-то время ее становится слишком много. У нас недостаточно места, чтобы разместить все вещи. Мы не можем справиться со стрессом, пытаясь сделать все сразу. Мы просто не можем найти место в своей жизни для всего, даже если очень этого хотим.
К тому же это лишает нас сил. Мы распыляемся и выматываемся настолько, что не хватает энергии на важные дела. Жить без ограничений – все равно, что взять банку краски, выплеснуть ее в море и смотреть, как она постепенно превращается в ничто. Ограничить себя – значит, вылить ту же краску в галлон воды.
Не знающий ограничений – это питчер, который три дня подряд подает столько и так сильно, как может. Вскоре он совершенно лишится сил для хорошего удара. Но если один и тот же питчер будет выходить на поле раз в три дня и каждый раз сможет перехитрить бэттера, вот это настоящая сила.
Не зная ограничений, вы пытаетесь перекопать одной лопатой целый акр земли. Концентрироваться на малом – это значит копать той же лопатой в одном месте, пока не достигнешь воды.
Не знающий ограничений слаб. Учитесь концентрироваться в определенных рамках, и вы умножите свои силы. В этой главе мы подробно рассмотрим принцип № 1 – «Установление ограничений».
Как помогают ограничения
Переход от жизни без ограничений, утомительной и не слишком эффективной, к жизни с ограничениями, концентрацией и силой – это невероятная трансформация.
Вот лишь несколько преимуществ установления ограничений на все, что вы делаете:
♦ Жизнь становится проще. Она становится более управляемой и менее напряженной.
♦ Вы собираетесь. Вместо того чтобы распыляться, вы концентрируете свою энергию на меньшем количестве дел.
♦ Вы сосредоточитесь на важном. Вместо того чтобы пытаться сделать все и не находить времени на важные дела, вы делаете лишь то, что важно для вас. Для многих эта перемена невероятна.
♦ Вы добиваетесь успеха. Распыляясь, мы идем к своим важным проектам и целям слишком долго. Но, сосредоточившись на нескольких важных вещах, мы сможем их закончить.
♦ Окружающие поймут, что ваше время имеет цену. Пытаясь сделать все, что от нас хотят, вы заставляете окружающих думать, что их время важнее, чем наше, что мы скажем «да» на любую их просьбу. Если же у нас есть четкие границы обязанностей, мы даем окружающим понять, что ценим свое время и свои приоритеты. В ответ они тоже будут ценить ваше время.
♦ Вы повысите свою эффективность. Меньше занимаясь рутиной и больше – важными делами, вы меньше буксуете и используете свое ограниченное время и энергию на что-то значимое. Так вы избавитесь от всего несущественного в своей жизни.
Что ограничивать
Какие сферы вашей жизни нуждаются в ограничениях? Все, в которых, по вашему ощущению, вы перегружены. Все, что вы хотели бы улучшить.
Не стоит в один миг менять всю свою жизнь – на самом деле это верный рецепт неудачи. Браться одновременно за слишком многое – прямо противоположное тому, что написано в этой книге. Чтобы преуспеть, начните с той сферы, где вас с наибольшей вероятностью ожидает успех.
С чего начать? Точного рецепта нет: жизнь каждого человека уникальна, и вам следует делать то, что работает для вас. Найдите несколько минут и задумайтесь о своей жизни – какие ее сферы занимают у вас слишком много времени или кажутся перегруженными? Что вы хотели бы упростить? Вот с чего неплохо было бы начать:
♦ электронная почта;
♦ ежедневные обязанности;
♦ время на разговоры по телефону;
♦ количество ваших проектов;
♦ количество блогов, на которые вы подписаны;
♦ время, которое вы тратите на чтение в Интернете;
♦ количество срочных дел на вашем столе.
Конечно, это просто примеры. Постепенно вы будете продвигаться в другие сферы. Сосредоточьтесь на одном изменении, пока оно не станет частью вашей рутины, и вы будете комфортно чувствовать себя в поставленных рамках.
Как устанавливать ограничения
Первоначально количество ограничений может быть произвольным, так как потребуется время, чтобы увидеть, как они на вас работают. Однако установление ограничений – это не случайный номер, который вы вытащили из шляпы, оно основано на вашем опыте в конкретном деле и на том, что вы считаете для себя идеалом.
Возьмем проверку электронной почты. Вы знаете по опыту, что вы не проверяете ее 1000 раз в день – обычно вы делаете это 10–15 раз в день, и вам кажется, что это слишком часто. Поэтому вы выбираете в пределах от одного до пяти – это вам кажется идеальным. Возможно, вы попробуете открывать почту дважды в день: утром и перед уходом с работы.
Теперь проверьте, как это ограничение работает на вас. Разумно ли его придерживаться? Оно ощутимо вредит вашей коммуникации с другими? Помогает ли вам это ограничение сделать на работе больше?
Считайте первую неделю ограничения экспериментом. Если оно не работает (универсальных ограничений не существует!), подкорректируйте его. Если проверять почту дважды в день для вас недостаточно, попробуйте три раза. Если же чувствуете, что обойдетесь меньшим количеством, попробуйте раз в день. Тестируйте новые границы, пока не найдете те, что работают на вас, и сделайте их частью распорядка дня. Сделав их привычкой, можно переходить к следующей сфере вашей жизни. Установление ограничений на любой другой род вашей деятельности будет работать таким же образом:
1. Проанализируйте свои привычки (сколько раз в день вы что-либо делаете?) и ограничьте количество своих действий, основываясь на своем идеальном представлении.
2. Протестируйте ограничение в течение недели, затем проанализируйте, как оно работает на вас.
3. Если оно не работает, подкорректируйте его так, чтобы оно могло работать лучше, и снова протестируйте в течение недели.
4. Продолжайте регулировать ограничения, пока не достигнете правильного уровня, и сделайте его привычкой.
Научившись устанавливать ограничения, вы научитесь использовать их по максимуму – выбирая самое главное и упрощая. Именно тогда вы почувствуете силу ограничений: они заставят вас оставить для себя лишь необходимое. Мы обсудим это в следующей главе.
3. Выбор главного и упрощение
В этой главе мы рассмотрим Принцип 2 – «Выбирайте главное», а затем Принцип 3 – «Упрощайте». Выбор главного – ключ к упрощению. Сначала нужно выбрать самое главное и только затем упростить, иначе вы просто откажетесь от чего-то, не убедившись, что оставили для себя все важное.
Как узнать это главное? Это ключевой вопрос. Как только вы на него ответите, все остальное будет легко.
Поняв, что для вас главное, вы сократите число своих проектов, поток входящей информации, свои обязательства и суету. Вам просто нужно устранить все лишнее.
Это как старая шутка: как высечь статую слона? Отбейте все, что не похоже на слона. Но вначале надо узнать, как слон выглядит.
Поставьте лошадь впереди телеги
Многие системы повышения продуктивности посоветуют вам сделать обратное. Вам расскажут, как работать быстро, не вдаваясь в то, что именно вы делаете. Вам расскажут, как выполнять срочные задания и как справиться с массой поручений и потоком информации. В конце концов вам расскажут, как делать все, что на вас валится. Иначе говоря, вам расскажут, как быстрее выполнять чужие капризы и просьбы.
Вместо этого вы должны спросить себя: что самое главное в вашей работе? Думая о том, что сделать сегодня, на этой неделе, в этом году, в жизни вообще, спросите себя: а что главное? Решая, на какие письма ответить, что купить, как очистить от лишнего свой рабочий стол или дом, каждый раз спрашивайте себя: что для вас главное?
Только поставив лошадь впереди телеги, вы определитесь с главным и доведете до конца эти главные дела.
Выбирая главное: серия вопросов
Что бы вы ни делали, задавайте себе эти вопросы – они помогут вам выбрать главное.
1. Каковы ваши ценности? Ценности – это то, что для вас важнее всего. Подумайте, что действительно имеет для вас значение, какие качества вы хотели бы видеть в себе, каковы принципы, по которым вы живете. Определитесь с ценностями, и все, что вы делаете и выбираете, последует из них.
2. Каковы ваши цели? Чего вы хотите добиться в жизни? А в следующем году? А в этом месяце? А сегодня? Если вы понимаете, к чему стремитесь, вы можете определить, поможет ли вам какое-либо конкретное действие или вещь достичь цели.
3. Что вы любите, с кем любите проводить время, что любите делать и пр.?
4. Что для вас важно? Составьте список самого важного в вашей жизни, в работе и во всех других сферах.
5. Что имеет наибольший потенциал? Если вам приходится делать выбор из большого списка проектов или заданий, подумайте о том, какой проект может в наибольшей степени изменить вашу жизнь или карьеру. Что окажет наибольшее влияние на все остальное? Например, если вам нужно выбрать между телефонными звонками, встречей и написанием отчета, подумайте, какой результат вы получите от каждого из этих дел: звонки клиентам, каждый из которых приносит вашей компании около 100 долларов, встреча с клиентом, который вложит в ваш бизнес 10 000 долларов, если вам удастся заключить с ним сделку, или отчет, который, возможно, никто не прочитает. В данном примере наибольшим потенциалом обладает встреча с клиентом, и поэтому она – наиболее важная.
6. Что имеет наибольший по времени потенциал? Есть разница между размером потенциала и его ценностью во времени. Например, встреча с клиентом может принести 10 000 долларов на следующей неделе, но длительная маркетинговая кампания может принести сотни тысяч долларов в течение всего следующего года. Потенциал не всегда измеряется в деньгах – это может быть то, что ценно именно для вас.
7. Желания или необходимость? Хорошо использовать этот критерий, когда вы пытаетесь понять, так ли необходимо вам приобретать какую-либо вещь. Она вам нужна или это просто ваше желание? Определившись с необходимым, вы легко устраните большинство второстепенных желаний.
8. Устраните все неважное. Иногда это необходимо, чтобы понять, что действительно важно. Например, вычеркните из списка дел все второстепенные: оплатить счета или починить протечку трубы, которая увеличивает ваш счет за воду на сотни долларов, гораздо важнее, чем помыть машину. Уберите второстепенные дела, и в вашем списке останутся только самые важные.
9. Постоянный процесс коррекции. Как правило, сразу убрать из списка дел все ненужные трудно: кое-каким мелочам вы оставляете шанс. Через неделю-две вы снова смотрите на список дел и вычеркиваете из него что-то еще. Продолжайте, пока не будете полностью удовлетворены и перестанете желать вычеркнуть что-то еще.
Как применять эти вопросы
Список вопросов – хороший способ определить, что в вашей жизни действительно главное. Работа, переписка, финансы, обязательства, беспорядок дома и на вашем столе – не выделив главного, вы не встанете на путь к упрощению и достижению наибольшей эффективности.
Главное – найти несколько минут (или часов, а то и дней – если нужно), остановиться и подумать о своей жизни в более широкой перспективе. Вы сосредоточены на главном? Что для вас главное? Как избавиться от второстепенного? Задав себе эти вопросы, вы проясните свои цели и истинные желания, сконцентрируетесь на том, что важно, и постараетесь завершить главные дела. Вы сэкономите время, отказавшись от неважных или нелюбимых дел, от дел, которые не ведут вас к достижению цели.
Вот несколько способов применения этих вопросов (подробнее мы рассмотрим эти темы в следующих главах):
♦ Жизненные обязательства. Какие обязательства в вашей жизни действительно важны? Примените к ним перечисленные вопросы, особенно те, что касаются ценностей, целей и того, что вы любите. Это поможет вам отказаться от второстепенных обязательств.
♦ Цели на год. В начале каждого года у нас часто возникает желание достичь многих целей. Но не всегда все складывается так, как мы этого хотели в начале года, и чаще всего потому, что мы ставим себе слишком много целей. Выберите себе одну-две цели на год и сосредоточьтесь на них. С помощью вопросов решите, какие цели для вас наиболее важны. Второстепенными целями вы всегда сможете заняться чуть позже.
♦ Рабочие проекты и задания. Сократите длинный список проектов и заданий, определив свои приоритеты. На каких проектах вы сосредоточитесь на этой неделе? На каких – сегодня? Сократите как можно больше второстепенных проектов и заданий.
♦ Электронная почта. Если вам нужно ответить на 20 писем, используйте главные вопросы, чтобы выбрать от трех до пяти писем, на которые действительно нужно ответить сегодня. Второстепенные отложите на завтра (а то и просто удалите их).
♦ Финансы. Здесь важнее всего вопрос о желаниях и необходимости, а также о целях и ценностях. Согласовав свои расходы со своими целями и ценностями, вы исключите массу ненужных трат, и ваше финансовое положение улучшится.
♦ Беспорядок. Избавьтесь от беспорядка, начав с вопроса о желаниях и необходимости. Устраните все второстепенное и продолжайте процесс коррекции. Со временем останутся лишь действительно нужные вещи – те, что вы любите и постоянно используете.
♦ Регулярный пересмотр. Выбор главного никогда не бывает решением раз и навсегда. Это то, что регулярно надо пересматривать по мере того, как в вашей жизни появляется что-то новое, как меняются ваши ценности и цели, как вы учитесь обходиться в жизни все меньшим и меньшим. Если вы пересмотрели какую-то сферу своей жизни и убрали из нее лишнее, сделайте отметку в календаре на будущее, чтобы пересмотреть ее снова и продолжить процесс коррекции. Учитесь получать удовольствие от самого этого процесса, а не от его результата.
Упрощать свою жизнь – не значит опустошать ее. Это значит оставить в ней место для того, чем вы действительно хотите заниматься. Поймите, чего вы хотите в жизни, прежде чем начнете ее упрощать.
Принцип 3: Упрощение – избавление от ненужного
Итак, вы определились с главным, теперь теоретически все становится просто: нужно избавиться от всего ненужного. На практике это не всегда легко, но чем больше вы будете этим заниматься, тем вам будет легче.
Например, в списке дел вы выделили три главных. Чтобы сократить список, надо убрать как можно больше второстепенных дел – все, что не определяются как главные. Вы вычеркиваете то, что не так важно, делегируете часть дел своим коллегам и, наконец, откладываете те дела, что нужно сделать, но не обязательно сегодня.
Самое трудное – это когда другие дают вам поручение, которое вы не считаете важным. Что делать? Научиться говорить «нет». Мы подробнее поговорим об этом в главе «Простые обязательства», а пока важно понять, что, говоря «нет», вы просто остаетесь верны своим главным делам. Если для вас действительно важны ваши обязательства, вы сможете сказать, что у вас нет времени сделать больше. В дальнейшем вам станет проще говорить «нет», особенно если вы обретете уверенность в том, что, сохраняя верность главному, в будущем это принесет вам огромную пользу. Да и окружающие будут уважать вас за честный ответ и ценить ваше время, если вы сами его цените.
4. Простая концентрация
Я не могу ничего сделать ни с прошлым, ни с будущим. Я живу в настоящем.
Четвертый принцип Силы малого звучит так: концентрация – ваше главное орудие. Концентрируйтесь на меньшем, чтобы достичь большего. Концентрируйтесь на одной цели, чтобы достичь ее (об этом – немного позже). Концентрируйтесь на одной задаче, а не на многих, и ваша производительность повысится. Концентрируйтесь на настоящем, чтобы уменьшить волнение и стресс.
Принцип 4: Концентрация – ваше самое главное орудие для того, чтобы достигнуть большего.
Как с помощью концентрации улучшить свою жизнь
Вначале рассмотрим, как использовать силу концентрации:
♦ Концентрируйтесь на цели. Концентрация – самый важный, определяющий фактор в достижении цели или выработке новой привычки. Ни самодисциплина, ни поощрения, ни сила воли, ни даже мотивация (хотя и это важно). Если вы сможете удержать внимание на одной цели или привычке, скорее всего вы добьетесь своего. Если вы не сможете удержать внимание, вы достигнете цели, только если она настолько легка, что не требует усилий. Вот и все.
♦ Концентрируйтесь на настоящем. Концентрация на настоящем помогает снизить стресс, наслаждаться жизнью во всей ее полноте, а также поможет увеличить производительность. Научиться концентрироваться на настоящем моменте, а не на прошлом или будущем не так легко – вам потребуется долгая практика. Мы объясним, как это делается, в следующем абзаце.
♦ Концентрируйтесь на текущем деле. Вы когда-нибудь делали что-то с полным самозабвением, так, что мир вокруг вас исчезал? Вы теряли чувство времени и полностью были поглощены своей работой. Это общее представление о «потоке» (см. главу 9) и важная составляющая счастья. Если вы и работаете, и отдыхаете, ощущая подобное состояние, то вы, несомненно, счастливы. Люди находят величайшее удовольствие не там, где они работают пассивно и бездумно, а там, где они вовлечены в решение задачи, бросающей им вызов. Первый шаг – найти дело, которое вы страстно любите. Следующий – убрать все, что вас отвлекает и полностью сосредоточиться на задаче, которую вы себе поставили.
♦ Концентрируйтесь на позитивном. Одно из основных умений, которое я приобрел, – это умение осознавать свои негативные мысли и заменять их позитивными. Я научился этому, когда бросил курить и начал бегать. Часто хочется все бросить и сдаться – если вовремя не ухватить эти негативные мысли, они будут расти и мучить вас, пока вы не сдадитесь. Вместо этого учитесь концентрироваться на позитивном. Подумайте, как хорошо вы себя чувствуете. О том, что другие уже сделали это, и у вас тоже получится. Подумайте, какое удовлетворение вы почувствуете от выполнения своей задачи. Также учитесь видеть позитивное в любой ситуации. По собственному опыту могу сказать, что это приносит счастье, так как вы сосредоточиваетесь не на трудных или негативных аспектах жизни, а только на хорошем. Будьте благодарны за все, что вам дано.
Концентрация на одном деле (однозадачность)
Мы живем в многозадачном мире. Вы уже работаете сразу над двумя проектами, когда ваш босс кладет вам на стол еще парочку. Вы говорите по телефону, а в это время приходят три новых письма по электронной почте. Вы пытаетесь уйти с работы вовремя, чтобы по дороге домой купить что-нибудь к ужину. Зарядка вашего «Блэкберри» и мобильного телефона уже на исходе. К вам заглядывает коллега с каким-то вопросом. И ваш Google Reader забит сотней статей, которые вам необходимо прочесть.
Вы научились жонглировать своими делами на огромной скорости, достойной века Интернета.
Мы живем во времена высоких технологий – мы засыпаны и перегружены информацией и запросами. Но физически мы не в состоянии выдерживать такие перегрузки. Как только количество заданий достигает критической точки, система дает сбой.
Что я могу посоветовать? Сосредоточиться только на одном задании за раз, и работать как можно проще, чтобы сохранить душевное здоровье и повысить производительность. Вот несколько причин, по которым не стоит загружать себя множеством дел:
1. Многозадачность неэффективна: для каждого нового задания вам придется переключать режим работы, а потом опять к нему возвращаться.
2. Многозадачность сложна, поэтому вы становитесь более уязвимы для стресса и ошибок.
3. Многозадачность сводит вас с ума. Нужно обуздать страх и найти крошечный оазис здравомыслия и спокойствия.
А вот как работает однозадачность:
1. С утра работайте над своим Самым Главным Делом. Не занимайтесь ничем, пока его не закончите. Сделайте перерыв и приступайте к следующему Главному Делу. Если удастся сделать 2–3 таких дела за утро, оставшаяся часть дня пройдет для вас приятно.
2. Работая над срочным проектом, избавьтесь от всех отвлекающих моментов. По возможности не открывайте почту и Интернет. Отключите мобильник и городской телефон. Сосредоточьтесь на одном задании и постарайтесь выполнить его, не думая обо всем остальном.
3. Если чувствуете, что надо проверить почту или переключиться на другую работу, остановитесь. Глубоко вдохните. Сосредоточьтесь. И вернитесь к текущему делу.
4. Если во время работы вы получаете новые задания, отложите их на время в коробку с входящими бумагами или пометьте в записной книжке или текстовом файле на компьютере. Вернитесь к текущему делу.
5. Закончив текущую работу, просмотрите свои заметки и входящие бумаги, добавьте новые задания в список и, если нужно, поменяйте свой график. Электронную почту и входящие бумаги проверяйте регулярно, по заранее установленному графику.
6. Иногда бывает необходимо прерваться на срочное дело. В этом случае сделайте для себя заметки, обозначив, на каком этапе Главного Дела вы находитесь, и отложите его в сторону. Вернувшись к Главному Делу, вы откроете свои заметки и тут же увидите, на чем вы закончили.
7. Глубоко дышите, потягивайтесь, время от времени делайте перерывы. Наслаждайтесь жизнью. Выйдите на улицу, полюбуйтесь природой. Сохраняйте благоразумие.
Как концентрироваться на настоящем
Как и в случае с однозадачностью, вы можете научиться концентрироваться на настоящем, а не на прошлом или будущем – дабы обрести спокойствие, производительность, эффективность и благоразумие.
Единственный способ научиться концентрироваться на настоящем – практика. Вначале это может быть непросто. Ваши мысли будут блуждать, или же у вас в голове будет возникать множество «мета-мыслей», т. е. мыслей о том, о чем вы думаете и на правильном ли вы пути… и т. д., пока вы не окажетесь вдали от настоящего. Это нормально и случается со всеми.
Не казните себя за это. Не теряйте веру в себя. Просто упражняйтесь. Упражняйтесь с утра. Упражняйтесь во время обеда. Во время вечерней пробежки или прогулки. Упражняйтесь, когда моете после ужина посуду. Упражняйтесь при каждой возможности. И у вас получится, я обещаю.
Вот несколько лучших способов практиковать концентрацию на настоящем:
1. Когда едите – просто ешьте. Лучший способ научиться думать о настоящем: не делать одновременно несколько дел – только одно. Когда едите, не читайте, не думайте о чем-то еще, не гладьте одежду (особенно, если вы едите что-то, что может ее испачкать!). Просто ешьте. Обращайте внимание на то, что вы едите. Почувствуйте еду по-настоящему – ее вкус, консистенцию. Ешьте медленно. То же самое с остальным: мытьем посуды, приемом душа, вождением машины, работой, игрой. Не делайте сразу несколько дел – только то, что вы делаете именно сейчас, больше ничего.
2. Отдавайте себе отчет. Вы неизбежно будете думать о прошлом и будущем. Хорошо. Просто отдавайте себе отчет в том, что вы это делаете. Осознание – путь к переменам.
3. Будьте снисходительны. Если вы думаете о прошлом или будущем, не корите себя за это! Не старайтесь насильно изгнать эти мысли из своей головы. Просто осознайте их и спокойно позвольте им уйти. Это вернет вас к настоящему.
4. Упражняйтесь. Упражнение – это моя медитация. Я бегаю и при этом стараюсь только бегать. Я концентрируюсь на беге, на своем дыхании, на теле, на настоящем – ничего, кроме настоящего. Это отличная практика.
5. Ежедневная рутина. Практиковать медитацию можно на чем угодно. Когда вы моете посуду – это упражнение. Это ваша медитация. Когда вы идете, концентрируйтесь на ходьбе. Все, что вы делаете, может стать вашей практикой.
6. Повесьте напоминания. Напоминание, закрепленное на холодильнике, на стене или на рабочем столе – отличная вещь. Или же используйте систему напоминаний, которая будет ежедневно посылать вам электронные письма. Все, что угодно, лишь бы оно помогало вам концентрироваться на настоящем.
7. Успех неминуем. Какое-то время вы будете путаться, но это нормально. Самое главное – продолжать упражняться, и, если вы будете продолжать, вы научитесь концентрироваться на настоящем. Вы не можете не преуспеть, даже если на какое-то время остановитесь. Если вы продолжаете практику – это уже успех. Отмечайте каждое свое даже небольшое достижение.
8. Продолжайте практиковаться. Если вы расстроены, просто сделайте глубокий вдох. И когда вы спросите себя: «Что же мне теперь делать?» – ответ будет: «Продолжай практиковаться».
5. Выработка новых привычек и сила малых задач
Принцип 5: вырабатывайте новые привычки. Это ключ к введению долгосрочных изменений, которые действительно улучшат вашу жизнь. В каждой главе этой книги вам рекомендуется серия изменений в привычках, но если вы попытаетесь усвоить их все сразу, вы переутомитесь и рассредоточите внимание. А спустя несколько недель все ваши усилия будут сведены на нет.
Принцип 5: Вырабатывайте новые привычки, чтобы добиться долгосрочных улучшений.
Единственный способ формирования долговременных привычек – применение Силы малого. Сосредоточьтесь на одной привычке за раз, по одной на каждый месяц, чтобы сконцентрировать всю свою энергию на формирование этой одной привычки.
Очень мощное средство для формирования каждой привычки – это Сила малых задач или задача на 30 дней. Оно доказало свою эффективность в формировании новых привычек читателей моего блога «Дзен-привычки».
Вот как это работает:
1. Поставьте себе задачу выработать одну привычку. Только одну за месяц. Вы можете выбрать любую – ту, что, как вам кажется, окажет наибольшее влияние на вашу жизнь.
2. Составьте план. Вам понадобится подробно прописать свои цели на каждый день, когда вы будете это делать, что будет вашим «спусковым крючком» (событие, непосредственно предшествующее привычке и уже ставшее частью вашей рутины – скажем, вы выходите на пробежку сразу после того, как почистите зубы), и перед кем вы будете отчитываться (см. ниже).
3. Объявите о своей цели окружающим. Расскажите как можно большему количеству людей о том, что вы пытаетесь выработать новую привычку. Я советую онлайн-форум, но вы можете сделать это и по электронной почте или устно.
4. Ежедневно докладывайте о своих успехах. Каждый день рассказывайте одной и той же группе людей о том, получается у вас или нет.
5. Отпразднуйте появление новой привычки! Через 30 дней у вас будет новая привычка. Вам все же понадобится время, чтобы закрепить ее на каждый день, но если в течение всего месяца вы были стойки, она должна очень хорошо укорениться.
Почему это работает
«Задача на 30 дней» – один из лучших способов выработать привычку, он является действенным по нескольким причинам:
♦ Обязательство. Поставить перед собой разумную, умеренную цель и объявить об этом группе людей – огромный шаг к успешной выработке привычки.
♦ Отчетность. Ежедневная проверка заставляет вас придерживаться новой ежедневной привычки, чтобы вы могли рассказать о своих успехах другим. Вы испытываете очень позитивное чувство (награду), когда рассказываете о том, что вам удалось.
♦ Поддержка. Очень ценно также рассказывать о своих усилиях. Например, однажды, когда я несколько дней был болен, я попросил свою группу мотивировать меня. Они оказали мне огромную поддержку, и я смог продолжать формирование привычки.
♦ Вдохновение. Чужие успехи вдохновляют. Если у других получается, значит, и у вас получится! В каждой группе всегда находится несколько по-настоящему вдохновляющих людей.
Вам не обязательно присоединяться к группе «Задача на месяц» блога «Дзен-привычки», чтобы добиться результата. Но я очень рекомендую вам найти группу – онлайн или оффлайн – которая поможет вам закрепить свою привычку. Существует множество онлайн-форумов и сообществ, способных в этом помочь. Сила группы поможет вам усилить свое стремление изменить привычку.
Правила
Есть несколько правил, которым необходимо следовать, чтобы добиться успеха. Если вы будете следовать им, то через 30 дней у вас обязательно появится новая привычка.
♦ Работайте только над одной привычкой за раз. Не нарушайте это правило. Взявшись сразу за несколько привычек, вы вряд ли добьетесь успеха. Поверьте: я много раз испробовал разные способы. По моему опыту, вам на 100 % гарантирован провал, если вы будете за раз вырабатывать сразу несколько привычек. Но если вы будете заниматься только одной привычкой, вам гарантирован успех на 50–80 % в зависимости от того, насколько твердо вы следуете остальным правилам.
♦ Выбирайте простую цель. Не пытайтесь сделать что-то очень сложное, по крайней мере сейчас. Позднее, натренировавшись в выработке простых новых привычек, вы сможете перейти к более сложным. А пока делайте что-то, что можете делать каждый день. Выберите то, что кажется вам даже проще того, на что вы способны. Если вы считаете, что можете тренироваться по полчаса в день, ограничьтесь десятью минутами. Суперпростота – гарантия вашего успеха.
♦ Выбирайте то, что можно измерить. У вас должна быть возможность определить, насколько вы продвинулись на данный момент. Если вы выбираете физические упражнения, установите количество минут (скажем, 20 минут в день). Какова бы ни была цель, вы должны быть в состоянии ее измерить.
♦ Будьте последовательны. По возможности работайте над новой привычкой в одно и то же время каждый день. Если вы занимаетесь спортом, делайте это каждый день, например, в 7 утра или в 6 вечера. Тогда наверняка ваше дело станет привычкой.
♦ Ежедневно отчитывайтесь. Вы можете делать это и раз в 2–3 дня, но опыт групп показал, что наиболее эффективно отчитываться ежедневно.
♦ Сохраняйте позитивное отношение! Время от времени у вас будут неудачи, просто отметьте их и двигайтесь дальше. Вас не должны смущать никакие помехи.
12 ключевых привычек, с которых стоит начать
Из этой книги вы можете выбрать любые привычки, которые, по вашему мнению, окажутся наиболее полезными – на работе и в жизни. Но если бы я мог порекомендовать вам двенадцать привычек, с которых стоит начать (по одной на каждый месяц года), то я бы выбрал эти двенадцать. Я думаю, они способны значительно изменить жизнь каждого среднего человека (в следующих главах мы подробнее рассмотрим эти привычки):
1. Каждое утро определяйте для себя 3 СВД – Самых Важных Дела.
2. Однозадачность. Работая над чем-то, не переключайтесь на другие дела.
3. Разбирайте все свои входящие бумаги.
4. Проверяйте электронную почту дважды в день.
5. 5–10 минут в день посвятите гимнастике.
6. Работая, отключите все внешние раздражители.
7. Сохраняйте утренние ритуалы.
8. Ешьте в течение дня больше фруктов и овощей.
9. Поддерживайте порядок на рабочем столе.
10. Откажитесь от просьб и обязательств вне вашего шорт-листа (см. главу 13 «Простые обязательства).
11. 15 минут в день посвящайте наведению порядка в доме.
12. Ограничьте объем своих электронных писем 5 предложениями.
6. Начинайте с малого
В то время, пока вы следуете только первым пяти принципам этой книги, принцип 6 – «Начинайте с малого» – это просто способ гарантировать себе наибольшую вероятность успеха во всех остальных переменах.
Принцип 6: Чтобы обеспечить себе успех, вводите новые привычки малыми частями.
Люди часто стремятся к переменам с большим энтузиазмом, т. е. начинают с больших амбиций, чего бы это ни касалось – введения новой системы повышения производительности или нового комплекса физических упражнений.
Проблема в том, что энтузиазм часто испаряется через одну-две недели, и цель так и не бывает достигнута. Так происходит почти со всеми новогодними обещаниями: люди начинают с воодушевлением, которое тает к концу января.
Решение проблемы – принцип 6: начинайте с малого. Следуйте ему во всем, что вы делаете: в достижении любой цели, в выработке любой привычки, в любой перемене в своей жизни.
Я опробовал этот принцип не раз, меняя что-то в своей жизни. В занятиях спортом, я начинаю с самого легкого упражнения, даже если знаю, что могу больше. Вырабатывая новую привычку, я начинаю с самых незначительных перемен, даже если считаю, что справлюсь с большим. Когда я решил просыпаться раньше каждое утро, я начал с того, что вставал на 15 минут раньше.
Почему у вас получается начинать с малого
Люди часто пренебрегают шестым принципом, потому что не вполне осознают его важность. Вот несколько главных причин, по которым полезно начинать с малого:
♦ Вы сужаете фокус внимания. Концентрация, как мы уже обсуждали в главе о четвертом принципе, невероятно важна в достижении цели. Если вы взялись за перемены в своей жизни и пытаетесь ухватить все сразу, ваше внимание рассеется, а эффективность снизится. Но начиная с малого, вы сосредоточите внимание и сохраните силы.
♦ Вы на долгое время сохраняете энергию и энтузиазм. Начиная делать меньше, чем вы можете на самом деле, вы накапливаете энергию и энтузиазм подобно тому, как вода собирается перед дамбой. Благодаря сохраненным энергии и энтузиазму вы не выдыхаетесь раньше времени, и можете продержаться гораздо дольше.
♦ Так легче управлять ситуацией. Легче – значит лучше, особенно вначале. Если ваша цель слишком трудна, велика вероятность того, что вы сдадитесь.
♦ Вы гарантируете себе успех. Выберите что-то настолько малое, что успех будет вам практически обеспечен. Конечно, маленькая победа не приносит такого же удовольствия, как победа большая, но она маленькая лишь на некоторое время. Если вы начнете с небольшого успеха, на его основе вы сможете выстроить еще один небольшой успех, и так далее – пока серия малых успехов не сложится в один большой. А это гораздо лучше, чем большая неудача.
♦ Постепенные перемены долговечнее. Возьмем к примеру диету – когда вы сидите на жесткой диете и теряете сорок фунтов за два месяца, вы очень довольны. Но потом чаще всего они снова возвращаются к вам, да еще с добавкой. Но если идти небольшими шагами – терять по одному-два фунта в неделю, – скорее всего они больше к вам не вернутся. Это много раз было доказано в исследованиях потери веса, и это работает со всеми другими переменами. Вносите постепенные изменения, серией маленьких шагов, и вам будет гораздо легче привыкать к этим изменениям, чем пытаться изменить все и сразу.
Как начинать с малого
Итак, когда и в чем вам нужно начинать делать малые шаги? Всегда и во всем. Любая смена привычки, любая физическая активность, или рост эффективности, или перемена в жизни, любая цель, работа или задача – все должно начинаться с малого.
Конец ознакомительного фрагмента.