Часть 0. Договор
Глава 1. Эта книга для Тебя
Эта книга для Тебя. И хотя её будут читать многие, каждый раз, открывая страницы этой книги, знай, что писал я эту книгу именно для Тебя. Именно с тобой я каждый раз разговариваю. Именно тебе я передаю свои знания, опыт и с тобой делюсь своим мировоззрением. Именно тебе я отдаю моё счастье и удовольствие от жизни. Для того чтобы дать тебе возможность приумножить их в себе для Тебя самого, а потом разделить их с тем, кого Ты любишь и кем дорожишь.
Я пишу для Тебя. Я говорю с Тобой. И благодаря этой книге я могу говорить с Тобой в любой момент, когда Ты захочешь. Ты в любой момент можешь прекратить мою речь, закрыв книгу, Ты всегда можешь начать разговаривать со мной, только лишь открыв и начав читать её. Может быть, мы с тобой не знакомы и не встретимся лично. Но благодаря этой книге я и Ты можем разговаривать.
Возможно, Ты найдёшь в этой книге то, что Ты уже знаешь, что уже прочитано тобой или то, о чём возникали догадки и размышления. Это прекрасно. Я ещё не видел ни одной книги, полной откровений от начала и до конца. Ведь для того, чтобы предоставить тебе возможность принять то, о чём я собираюсь рассказать, необходимо, чтобы у нас с тобой было что-то общее. И начнём мы с намерения изменить свою жизнь, сделав её более счастливой для себя, своих близких и окружающих. Ты ищешь этого изменения, а я его отдаю, тем самым получая его обратно.
Глава 2. Ограничение ответственности
Объяснение феномена первопричины страхов и чувств стоит начать с условий, при которых я считаю справедливыми предложенные в данной книге выводы, решения и действия.
Во-первых, объектом изучения работы практических техник, упражнений являются люди. Люди со здоровой психикой. Термин «психически здоров», конечно, сам по себе крайне относителен. Ведь, с точки зрения стороннего наблюдателя, тяжело назвать психически здоровым, нормальным человека, поступающего абсолютно нелогично и недальновидно, хотя его действия при этом нормально воспринимаются обществом.
Например, родитель кричит: «Что ты делаешь?»2 ребёнку полутора лет, забравшемуся по щиколотку в лужу и ходящему по ней в летних ботинках, с интересом изучая, как по поверхности воды расходятся большие круги. Скажи, этот взрослый правда рассчитывает получить подробный ответ о том, что делает ребёнок? Или его вопрос, скорее всего, должен быть сформулирован вот так: «Зачем ты это делаешь именно сейчас, когда у меня совершенно нет времени на то, чтобы вести тебя домой переодеваться? Я думаю, что, гуляя с мокрыми ногами, ты можешь заболеть, а я очень хочу, чтобы ты был здоров. А ещё я очень тороплюсь выполнить свой родительский долг на сегодня, чтобы иметь возможность растянуться на диване и посмотреть телевизор. Но если ты мне подробно расскажешь, что это самое важное, что только может произойти с тобой за этот месяц или что от этого зависит твоя жизнь, я, наверное, смогу сменить гнев на милость и перестану на тебя орать». А в это время люди проходят мимо или продолжают наблюдать за этим процессом «воспитания». Наблюдают спокойно, потому что в большинстве своём бывали в подобных ситуациях, и даже если они понимают, что происходящее нецелесообразно, глупо и вредно для ребёнка, то им легче промолчать, чем пытаться что-то изменить.
Для прохожих неважно это изменить. Именно такие варианты «нормального» и «обыкновенного» я буду разбирать. Вот о таких обычных людях, просто живущих рядом со мной и Тобой, и просто о Тебе я буду рассказывать.
Во-вторых, подчеркивая что-то или фокусируя твоё внимание на примерах из реальной жизни, я намеренно буду иногда усиливать контрасты. У меня нет намерения над кем-то издеваться, подтрунивать, ёрничать, выставлять кого-либо в дурном свете. У меня есть намерение3 добавить ответственности в наши человеческие действия и сделать так, чтобы эти действия, уводя от горестей и печалей, вели Тебя к счастью и наслаждению от жизни во взаимной выгоде с близкими тебе людьми и окружающими.
Глава 3. Как можно читать эту книгу?
Эта книга состоит из пяти частей. Нулевая часть – введение и условия договора. Первая часть – теория, объяснение базиса, лежащего в основе последующих выводов. Вторая часть – примеры и методы практического применения теории, помогающие жить комфортно и счастливо. Третья часть – практические советы как начать изменения. Четвертая часть – упражнения по тренировке намеренности для регулярного выполнения.
Ты можешь читать эту книгу с наиболее интересной, с твоей точки зрения, главы. Логичный, с моей точки зрения, порядок изложения мыслей Ты найдёшь в разделе «Содержание». Можно перейти сразу ко второй части и посмотреть практические реализации предпосылок, изложенных в первой.
Если что-то покажется надуманным во второй части, то Ты можешь поискать объяснения в первой. Если Ты, как и я, являешься приверженцем методологии «сначала теория, а потом практика», то начни с первой части. Я предлагаю тебе сначала прочитать введение, так как оно, среди прочего, представляет собой простой договор о нашей с тобой дальнейшей работе.
Все методики могут быть использованы отдельно друг от друга. Ты всегда можешь добавить к тому, что уже делаешь, что-то новое. И даже если тебе придёт в голову мысль, что сначала мне, как автору, надо было бы объяснить вот это, а я говорю об этом позднее, то это, скорее всего, верная мысль.
Наша жизнь есть сплетение параллельных процессов и действий, а книга подразумевает их последовательное описание. И для каждого существует свой набор важностей, поэтому я даже не пытался угадать, о чём рассказать тебе сначала, а о чём потом. Я просто расскажу обо всём, что позволит вместить эта книга.
Важные, с моей точки зрения, понятия почти равномерно расположены по тексту книги. Это связано с тем, что о неважных вещах я решил не писать. Поэтому, если какие-то главы видятся тебе странными или неправильными, или вообще не понятно, о чем идёт речь, пометь этот раздел закладкой и перечитай его после того, как пройдёшь книгу до конца. Я уверен, что Ты по-другому посмотришь на то, что я говорил.
Когда Ты будешь читать эту книгу, возможно, Ты будешь очень часто зевать. А на каких-то главах тебе страшно захочется спать. Это хорошо. Когда это случится, вспомни, что я об этом предупреждал. Это эффективно срабатывает физиологическая защита твоего имеющегося опыта. Я описал это в отдельной главе4.
Эту книгу можно читать несколько месяцев по одной главе в неделю. Можно проглотить за 2 часа. В любом случае я рекомендую запомнить место, где она лежит. Справочник «почему это так» очень помогает, когда совершенно не понятно, почему это так.
Глава 4. Как использовать и применять описанные техники
Важно: в первую очередь, выполнение любых упражнений и практик должно быть безопасно для Тебя лично и окружающих. Я имею в виду физическую безопасность. Все должны остаться живы и в том же состоянии физической целостности после применения практики, какими они были до её начала. Заметь: каждое упражнение имеет начало и конец.
Большинство техник, описанных здесь, связано с умственной работой и не требует участия тела. Описывая техники, я часто буду использовать слова «Остановись» и «Замри». Это в буквальном смысле означает что, если Ты не причинишь вреда своим действием, и, если это физически безопасно, Ты должен остановиться и замереть.
Запрещено практиковать техники, если Ты ведёшь автомобиль или двигаешься пешком по проезжей части, но можно, если Ты сидишь в припаркованном автомобиле, и машина стоит на ручном тормозе. Если же Ты находишься на тротуаре – остановись. Если Ты сделаешь это достаточно резко, люди могут в Тебя случайно «уткнуться», но важно, что условие физической целостности будет выполнено, а техника исполнена. Пусть в этом мире на целых 15 секунд появится на одного удивлённого человека больше. Ещё через 30 секунд про Тебя забудут. А Ты можешь испытывать гордость – тобою создано что-то новое!
Если вдруг окружающие начинают проявлять к Тебе внимание, пока Ты выполняешь технику, то сначала закончи упражнение, а потом, мило улыбаясь, извинись, скажи, что задумался над очень интересной мыслью (что будет чистейшей правдой), и продолжай делать то, что тебе важно делать в этот момент.
При описании некоторых техник я буду просить Тебя отнестись к тому, что Ты делаешь творчески. Я прошу Тебя побыть творцом чего-либо (обычно чего-нибудь для Тебя же самого). Однако часто мне возражают: «Я абсолютно не творческая личность, у меня не получится, я же не художник или поэт там какой-нибудь». Да, твоя правда. Ты такой человек, какой есть. И «ДА», каждый человек немножечко творец. И даже если Ты сомневаешься в том, что у Тебя получится творить, Ты должен пробовать это делать. Помни: только Ты творишь свою жизнь. И чем раньше Ты поверишь в свои силы, тем успешнее Ты будешь.
Глава 5. Схема прогресса
У каждого человека прогрессирование практически в любых областях происходит по принципу передвижения по гористой местности. Забравшись на очередную гору, мы попадаем на плато. И его надо пройти перед тем, как покорить очередную вершину. При этом у нас складывается ощущение, что весь прогресс чаще всего получается прорывным способом. Мы долго подготавливаемся, а потом «оп» и добились чего-то значительного.
Я знаю два варианта интерпретации этого феномена. Кто-то говорит, что это происходит потому, что человек отдыхает перед новым рывком. Я же предпочитаю думать, что человек набирает опыт и практику для того, чтобы совершить новый рывок. А после совершения рывка ему необходимо освоиться на новом уровне сознания, навыков, достижений, научиться пользоваться вновь полученным.
Поэтому, когда тебе начнет казаться, что всё стало как-то обычно, что нет прогресса – просто насладись процессом набора опыта на текущем уровне своих навыков.
Одним моим коллегой была замечена особенность: чем более образован человек, тем менее эффективно происходят его изменения, тем сильнее сопротивляется его сознание всему новому. И это так. Чем более образован человек, тем больше времени своей жизни он потратил на обучение, тем сильнее у него зафиксированы и отработаны реакции и методы действий в различных ситуациях, тем больше у него подкрепления его действий положительной обратной связью. И это абсолютно нормальное положение дел.
Мы привыкли ценить то, что досталось нам большим трудом, и, конечно, мы не готовы расставаться с привычным образом мышления, с навыками и рефлексами только потому, что нечто новое было написано в какой-либо книжке или рассказано нам на каком-то семинаре или тренинге.
В лучшем случае твоя система защиты от непроверенных изменений оставит воспоминания о том, что Ты слышал что-то на «эту» тему. Оставит для того, чтобы в дальнейшем достать воспоминания в тот момент, когда они будут необходимы.
Чаще всего всё, что было тобой не принято, что было отвергнуто как непроверенное и рискованное к применению, всё это будет забыто и стёрто из памяти.
Эта особенность нашего взаимодействия с миром позволяет нам сопротивляться вредным влияниям, но при этом лишает возможности через изменения получить новые ощущения и знания. А потом, пройдя путем изменений, стать более счастливым.
Но есть хорошая новость: всё-таки каждый из нас может измениться. Для этого необходимо принять собственное намерение на изменение. Ведь когда Ты двигаешься намеренно, в твоей власти наслаждаться процессом путешествия по плато и восхождением на следующую вершину.
Глава 6. А вдруг это так?
Читая эту книгу, Ты можешь поймать себя на мысли: «Да ну, это бред какой-то». Встречая «неправильную» главу или высказывания, противоречащие всем принимаемым тобой мировоззрениям, подержи книгу ещё одну минуту в руках и просто задай себе один вопрос. А вдруг это так? А что, если это можно объяснить именно так? Да, возможно, такое объяснение будет страшным. Да, возможно, такое объяснение будет примитивно. Но что, если это так? Пофантазируй: как в этом случае могут измениться твои суждения об этом мире? Мог бы Ты реагировать по-другому на то, что происходит с Тобой и вокруг Тебя?
Даже если мои рассуждения и выводы совершенно точно не верны с Твоей точки зрения, то может ли мой взгляд на вещи изменить Твои реакции? Может ли он повлиять на Твоё текущее представление о событиях вокруг Тебя, о действиях людей, Тебя окружающих, о вещах, вызывающих у Тебя отрицательные, печальные, тяготящие Тебя мысли?
А что если это действительно так?
Что тогда?
Глава 7. Почему мироздание сопротивляется изменению?
Стоит Тебе только принять намерение на изменение себя, как практически весь окружающий мир начнёт сопротивляться этому изменению. У этого феномена (явления) есть несколько объяснений. Первое эзотерическое, второе сугубо практическое и третье физико-философское.
Эзотерическое – любая попытка изменения мироздания требует проверки на целесообразность этого изменения и намеренность действия: будет ли эффективность нового выше той, что была до изменения.
Так как мироздание само по себе является системой самодостаточной и цельной, любое его изменение в довольно сильной степени вызывает сопротивление мироздания, проверяющее намеренность существа, производящего изменения. То есть, фактически Ты должен показать всему окружающему, что ответственно вносишь правки в мироздание и намеренно делаешь то, что делаешь.
Например, когда я садился писать эту книгу, всем моим родным, замечательным людям, живущим со мной, практически всем сразу и каждому в отдельности приходило в голову, что мне надо срочно что-то сделать вместе с ними. И это что-то было всегда достаточно важным, чтобы оторвать меня от работы над книгой. Так происходило в любое время, когда бы я ни садился за книгу и независимо от договоренности, что меня не надо трогать в течение 3-х часов, потому что я работаю. Все либо начисто забывали про нашу договоренность, либо считали, что уж их-то дело, конечно, важнее. И что отвлечь меня на 30 секунд от работы над книгой для того, чтобы оценить нового слепленного зайчика или собранный гербарий, это приемлемое исключение из договоренности «мы оставим папу одного, чтобы он мог сосредоточиться».
Для меня это действительно выглядело так, как будто мироздание проверяет меня на прочность. А смогу ли я отказать любимой жене? А смогу ли я приветливо улыбаться детям, когда они в своей важности полностью забывают про мою? А смогу ли я в очередной раз договориться со всеми о том, что мне необходимо побыть наедине с самим собой, чтобы получалось что-то толковое? Смогу ли я сохранить намеренность на взаимопонимание в семье и принцип «объясняй всё нормальным тоном»? А ведь так ведут себя люди, понимающие и знающие меня лучше, чем кто-либо другой на этой планете. Ну на кого это всё списать, как ни на мироздание, проверяющее мою намеренность создать эту замечательную книгу?
Второе, чисто практическое объяснение заключается в том, что фактически никто не может абсолютно точно утверждать, что именно произошло в тот или иной момент.
Ты можешь только пересказывать или описывать образы, сохранившиеся в твоей памяти под воздействием твоих ощущений от происходящего. Если мы делаем что-то так, как мы привыкли, и объект нашего взаимодействия реагирует «как обычно», то мы считаем, что всё происходит «так, как должно», или «нормально». Когда же Ты начинаешь намеренно что-то изменять в себе или в своих отношениях к чему-то или с кем-то, например, с неким «объектом», то получаемые тобой ощущения от взаимодействия с этим объектом чаще всего становятся другими. Из-за того, что Ты изменил в себе.
Прежние отношения перестают попадать в обычную канву ощущений, связанных с этим объектом, и это непопадание, а точнее, попадание «по-другому» вызывает иллюзию того, что окружающее ведёт себя «не так, как должно было бы». А если ведёт себя не так, как должно, значит сопротивляется. Сопротивляется твоим изменениям, настырно пытаясь вернуть Тебя в старые ощущения. Хотя это на самом деле Ты воспринимаешь обычную реакцию по-другому.
Третье объяснение, физически философское: в твоём и моем мире на самом деле нет такой сущности как событие, есть только наше представление о событии.
Например, упавший на пол стакан – это наше представление о том, что некий объект под названием «стакан» с высокой скоростью сблизился с неким объектом под названием «пол». Хотя в реальности всё может быть совершенно наоборот! Может быть, это «пол» упал на «стакан», стремительно к нему придвинувшись. Нет абсолютной истины в трактовке того, что на самом деле было, и что на самом деле произошло. Нет сопротивления, есть только наше представление о том, как должно выглядеть сопротивление. Когда тебе захочется сказать – «со мной не соглашаются, меня не принимают», помни: в твоих и моих ощущениях нет такого события как «согласие» или «приятие» другим человеком нашего изменения.
Есть только наше предположение, представление, ощущение, возможно, даже наша мечта о том, как должны выглядеть «согласие» или «приятие». Предположим, например, что я очень редко дарю своей жене цветы. Скажем, два раза в год: на 8 марта и на день рождения. И вот я намеренно собираюсь доставить радость жене путем преподношения ей красивого букета. Просто так, посредине недели, по дороге с работы я покупаю букет цветов. И пока я иду домой, я мечтаю, я воображаю реакцию своей жены. И давай теперь представим, что жена отреагировала по-другому, нежели я себе воображал. Не так обрадовалась. Не так улыбнулась. Не так бережно взяла букет и не ухаживала за ним всю следующую неделю, как за редкостным даром. Она отреагировала по-другому. И вот тогда мне начинает казаться, что она «не принимает» или «сопротивляется» моим намеренным действиям, моему изменению и превращению меня в «заботливого мужа», часто приносящего ей цветы.
То есть, когда наше восприятие (то, что мы видим, слышим, осязаем) того, как окружающие реагируют на наши изменения, не совпадает с представлением о том, как это окружение «должно бы» реагировать, нам начинает казаться, что окружение не принимает нашего изменения, сопротивляется ему, отвергает его.
И нам важно остаться членом того общества, в котором мы живём, нам важно, чтобы наши изменения были принятым этим обществом, поэтому мы начинаем обращать внимание на реакции окружающих и придавать им слишком большое значение.
Конец ознакомительного фрагмента.