Вы здесь

Важно быть счастливым. Часть 1. Теория страхов (Тимофей Пирогов)

Часть 1. Теория страхов

Во всех делах очень полезно периодически ставить знак вопроса к тому, что Вы с давних пор считали не требующим доказательств.

Рассел

Глава 1. Страх смерти

Это самая страшная глава в книге. Я решил разместить её почти в самом начале для того, чтобы, покупая книгу, Ты мог сразу определить, готов ли Ты её прочитать, или стоит оставить этот опыт, изложенный на бумаге, другому человеку, подошедшему к прилавку немного позже. Дальше будет не так страшно. Сделай свой выбор: читать дальше или не читать.

В этой главе я войду на территорию, запретную для обсуждения у многих людей. Туда ходить не принято. Об этом не говорят.

Я уверен, что первопричиной всех страхов, имеющихся у человека, родоначальником или основным базисным страхом является страх смерти. Именно от него происходят и благодаря ему существуют и эволюционируют все наши остальные страхи. Почему?

Давай обратим внимание на проявления всех активностей «живой» природы. Если следовать терминологии, то живая природа – это то, что может дышать, расти, развиваться, размножаться и умирать. Живая природа, какую бы её часть мы ни взяли, всегда стремится остаться живой и не перейти в разряд мёртвой. Все действия всех представителей живой природы направлены на выживание, и человек в этом ряду является одним из примеров, подтверждающих данное правило. Это может означать, что практически все действия человека продиктованы стремлением сохранить свою жизнь, или, по-другому, – избежать смерти.

Мы ещё обратимся в дальнейшем к потрясающей способности всех видов живой природы адаптироваться к наступившим изменениям внешней среды для выживания. А теперь я хочу обратить твоё внимание на то, что нам до сих пор полностью не понятны функции нашего мозга. Кто-то говорит, что мы не используем его возможности и на 10 процентов. Но нам сейчас важно обратить внимание на феномен памяти: все живые организмы с высокоразвитой нервной структурой могут запоминать удачные и неудачные события, чтобы потом либо повторять, либо не повторять их в зависимости от полученного результата.

Крайним случаем полученного результата от какой-либо деятельности является смерть организма, осуществлявшего эту деятельность. В этом случае опыт остаётся в разуме особей, находящихся рядом с умершей.

Примером такого результата могут служить крысы, случайно перегрызающие высоковольтные провода или съедающие яд. После смерти нескольких особей остальные начинают избегать опасных участков и игнорировать приманки, ставшие причиной смерти сородичей.

* * *

Рассказывая про чей-либо опыт, я буду очень часто использовать термин «положительная обратная связь». Чтобы Ты мог трактовать мои слова близко к тому, что я хотел сказать, я в следующей главе дам подробное определение этому термину.

Главное в первой главе

• Страх смерти лежит в основе всех остальных страхов любого человека.

• Память – важнейший инструмент выживания.

Глава 2. Положительная обратная связь и бесполезный результат

В дальнейшем я буду использовать следующее определение: положительная обратная связь5 – это когда за результатом действия следует поощрение, награда, радость, удовольствие вместо наказания. Вне зависимости от того был ли получен планируемый изначально результат или тот, о котором и не предполагали.

Если организм получил положительную обратную связь, он запоминает, что было сделано для получения такого результата. И это называется положительным опытом. Однако опыт бывает и отрицательный, когда после получения результата действия мы имеем наказание, расстройство, боль, печаль. Положительный опыт мы повторяем, а отрицательный помним и стараемся не повторять. Если мы обнаружим в настоящем признаки ситуации, в прошлом приведшей нас к плохому, болезненному результату, то мы всеми силами постараемся избежать повторения подобного развития событий.

К отрицательному опыту также можно отнести и бесполезный или кажущийся нам с первого взгляда бесполезным результат. Кстати, давай обратим на это дополнительное внимание. Мы как любые другие представители живой природы стараемся избежать действий, не ведущих к конкретному результату. Мы называем их «бесполезными действиями». При этом необходимо отличать «бесполезное действие» и «бездействие», являющееся одним из видов действия.

Почему же мы стараемся избежать бесполезного действия? Почему? Бесполезное действие означает напрасно, впустую потраченное время жизни, напрасно потраченную энергию, и это говорит о том, что мы не сделали ничего, что продлило бы нашу жизнь или хотя бы не сократило её. Поэтому бесполезный результат чаще всего вызывает реакцию, сравнимую с получением отрицательного опыта. Но, что более парадоксально с первого взгляда, мы с большей готовностью повторяем действия и создаём ситуации, в которых получили отрицательный опыт, чем ситуации, по нашему мнению, бесполезные.

Повторение действий, приведших к отрицательному результату, как ни странно, связано со стремлением к выживанию: мы стремимся найти возможность получения положительного результата вместо отрицательного и ради этого готовы повторить опасные ситуации. Как пример: катание на велосипеде, плавание, езда на автомобиле, альпинизм, спорт. Всё это травмо- и даже жизненно опасные занятия. Вначале они чаще всего приводят к боли, страху смерти, но мы упорно повторяем эти ситуации и, в конце концов, добиваемся того, чтобы на выходе процесса получить положительный опыт. А конечной целью при этом является способность быстро передвигаться, перемещаться вообще (плавать), выбраться из тяжёлой ситуации, поднять тяжесть, укрепить мышцы, натренировать сердце, то есть выжить, если что-то произойдёт.

Бесполезная ситуация не ведёт к выживанию. Если мы хотели пойти плавать в бассейн, но обнаружили, что там санитарный день, то в следующий раз мы постараемся сначала узнать, нет ли и сегодня санитарного дня, а уже потом выезжать из дома. Чтобы исключить провал планов по ежедневной пробежке и продолжать занятия, даже если будет дождь, мы записываемся в тренажёрный зал с беговой дорожкой, где мы уж точно сможем заняться спортом. А если, подходя к тренажёрному залу, мы увидим, что там не горит свет, то подавляющее большинство из нас подойдёт к двери и подёргает за ручку с мыслью «а вдруг это просто снаружи не видно света». Ведь если нет света, значит время, потраченное на сборы в спортивный зал, потрачено нами напрасно, бесполезно. Мы стараемся всеми способами избежать бесполезной траты времени нашей жизни.

Часто бесполезную трату времени путают с прокрастинацией6. Но прокрастинация является, с точки зрения наших систем безопасности, очень полезной тратой времени, так как в бездействии мы подвергаемся меньшей опасности, чем при совершении попыток что-то сделать.


Итак, можно утверждать, что деятельность человека направлена на повторение следующих ситуаций:

• действий, получивших положительную обратную связь (положительный опыт). Результат положительный ведёт к продлению жизни или помогает избежать сокращения её;

• действий, получивших отрицательную обратную связь (отрицательный опыт), но имеющих, по мнению человека, возможность закончиться положительным опытом, ведущим когда-либо в будущем к выживанию, избеганию смерти.


А вот чего мы будем избегать и по своей воле, и по принуждению, будем стараться обойти стороной всеми силами:

• действий, неминуемо ведущих к смерти;

• действий, не ведущих к получению опыта, помогающего избежать смерти или продлить жизнь.

Есть несколько исключений, как, например, самоубийство. Это целенаправленное действие, ведущее к смерти. Объяснение феномена самоубийства не будет входить в рамки данной книги.

* * *

Что же происходит, когда мы добиваемся положительного результата? Мы получаем положительный опыт. Что мы делаем с положительным опытом? Мы его используем, используем и используем. Мы используем его регулярно, и это входит у нас в привычку. Именно о привычках и пойдёт речь в следующей главе. На данный момент я считаю важным подвести итог этой главы.

Главное во второй главе

• Человек избегает бесполезного действия, подсознательно выбирая действие, приведшее когда-либо к положительному результату.

Глава 3. Привычка и умение замечать

Надо обратить внимание на то, что использование набора действий, приводящих к получению положительного результата, входит у нас в привычку, и мы начинаем использовать методы и средства, дававшие ранее положительный результат, не задумываясь, автоматически. Это очень важно. Например, если у Тебя получилось маленькими шажками ходить по льду и держаться на ногах, то, выйдя на лёд, Ты начнёшь двигаться именно маленькими шажками. Вот ещё пример: если, будучи студентом, тебе удобно спалось в одной аудитории на пятом ряду так, что преподаватель этого не заметил, то Ты будешь чаще садиться на пятый ряд и во всех остальных аудиториях.

В то же время очень важно: если встаёт выбор между применением положительного опыта с гарантированным положительным результатом или применением новых действий с неизвестным результатом, то на автоматическом, или, как я буду в дальнейшем называть, на подсознательном, неосознанном уровне сознания мы скорее выберем вариант действия с известным положительным результатом.

Например, если Ты много раз добирался успешно домой одной и той же дорогой, то в задумчивости Ты с очень высокой вероятностью выберешь из всех возможных путей известный и много раз проверенный.

Безусловно, такой алгоритм необходим нам как виду «человек» для обеспечения выживания. Представь себе, если бы каждый раз, когда нам надо сделать шаг, мы бы начинали думать над различными вариантами того, как это можно сделать. Или экспериментировали с интонациями голоса и словесными оборотами каждый раз при общении с начальством. Это отнимало бы значительное количество сил, физических и эмоциональных. А поскольку основной целью большинства наших действий является выживание, такое регулярное транжирство было бы, по меньшей мере, неразумно.

На этом этапе рассуждений мы встречаем ещё один очень важный аспект поведения человека – привычку. Сила наших привычек, какими бы они ни были, хорошими, полезными, вредными, зависит от того, сколько раз повторение действия приводило к положительному результату.

Оценивая поведение человека как нечто целое, но состоящее из составных частей, можно сказать, что мы все состоим из привычек разной силы и сложности. В общем случае такая система организации жизни, когда наша деятельность в основном продиктована нашими привычками и повторением действий, приводящих к положительному результату, крайне полезна и эффективна, так как в большинстве случаев позволяет продлевать нашу жизнь.

Чем может нам мешать такая система жизнеобеспечения? Тем, что единожды выбранный в прошлом, правильный вариант действий может перестать устраивать нас настоящих. Результат действий, удовлетворявший нас раньше, возможно много лет назад, может перестать устраивать нас сегодня. Опыт, полученный при общении со сверстниками в возрасте 6-ти лет и отражающийся в наших действиях, может затруднять наше продвижение к счастью в настоящем.

В силах любого из нас изменить свои привычки. Основная трудность – это заметить то, что наш опыт нуждается в изменении. Заметить, что получаемый результат состоит не только из стечения обстоятельств и действий других людей, но во многом из наших действий, реакций, решений и суждений.


Навык «замечать» – вот что я предлагаю Тебе в первую очередь развивать в то время, когда Ты читаешь эту книгу. Замечать, как Ты реагируешь. Замечать, что происходит вокруг Тебя. Замечать звуки. Замечать цвета. Замечать действия других людей. Замечать свои действия и привычки.

* * *

Я хочу рассказать тебе в следующей главе, с чего следует начать любые изменения. Заметь, сколько я решил рассказать перед тем, как обратиться к началу пути.

Главное в третьей главе

• Умение замечать то, что происходит вокруг Тебя – одно из самых ценных умений.

• Привычки помогают нам жить.

• Однажды полученный в прошлом положительный результат может перестать устраивать нас в настоящем.

• Привычки можно изменять.


Глава 4. Начало

Всё, что у нас есть – есть благодаря нашим привычкам. Всего, чего у нас нет – нету так же благодаря нашим привычкам. Можем ли мы изменить наши привычки? Да. Причём мы можем изменить практически любые наши привычки. Что для этого надо сделать? Очень просто – надо захотеть изменений. Просто ли добиться изменений? Нет. Кроме того, мало хотеть того, чтобы изменения произошли, надо ещё хотеть действовать так, чтобы эти изменения произошли.

Дальше мы будем обращаться к всевозможным жизненным ситуациям и рассматривать наши реакции на эти ситуации. Мы будем замечать реакции окружающих и попробуем их анализировать для того, чтобы конструктивно добиваться своих целей.

Но для начала надо определить цель. Если цель не определена, то её нельзя достичь. Любой процесс, не имеющий осознанной, чётко поставленной цели, становится подчинённым нашему предыдущему опыту и приводит к результату, уже однажды нами полученному.

Наша система выживания, как опытный математик, при первой возможности сведёт задачу к предыдущей. Мы все сталкивались с мышечной памятью, когда руки или ноги сами помнят, что надо делать, не заставляя нас задумываться над каждым движением. Точно так же мы имеем и ментальную «мышечную» память, позволяющую упростить и автоматизировать наши действия и намерения для того, чтобы оставить больше энергии и времени на противодействие внезапным внешним угрозам жизни, если понадобится. И без конкретной цели наша память будет стремиться получить уже известный, привычный ей результат.

* * *

Работает ли этот механизм в отношениях со смертью? Расцениваем ли мы избегание смерти как привычный результат и как часто? Об этом в следующей главе.

Главное в четвёртой главе

• Подсознательно Ты будешь пытаться повторить достижение ранее полученного результата.

• Только чётко заданная цель позволяет тебе начать изменения.

Глава 5. Смерть привычна

Почему в ситуациях, когда одни люди спокойно, буднично и равнодушно проходят мимо, другие чувствуют себя в смертельной опасности? Считаем мы ситуацию опасной для жизни или нет, зависит от нескольких факторов. Один из них – скорость, с которой может наступить смерть. Переход оживлённой улицы, купание в море. Наш страх смерти при таких опасностях обусловлен скоростью изменения окружающей среды, приводящей к смерти, и степенью необратимости наших действий.

Мы считаем необратимые события более опасными, чем те, последствия которых мы можем хоть как-то изменить. Мы считаем внезапные события более опасными, чем предсказуемые или предугадываемые. Мы считаем более опасными события, происходящие «иногда», то есть не часто, но и не редко. Например, нам нечего противопоставить извержениям вулкана, и они начинаются чаще всего неожиданно, поэтому мы в принципе считаем их смертельно опасными, но при этом не боимся, так как они случаются редко. Таким образом, самыми опасными, вызывающими наибольшее волнение, страх являются необратимые, неожиданные события, иногда происходящие в нашем окружении.

Вот другой пример, представь следующую ситуацию: ребёнок, сидящий на берегу моря, на пляже, играет на песке около набегающих волн. Ребёнок не умеет плавать. Мы сидим и спокойно наблюдаем, как ребёнок играет, хотя его и смертельную среду разделяет лишь 5 метров. Да, ПЯТЬ метров, и в этой среде ребёнок погибнет в течение 25—30 секунд, он не сможет выбраться. Но мы сидим и просто смотрим, как ребёнок играет.

Давай представим себе ситуацию, если бы ребёнок точно так же играл, бегал, резвился около скоростной автострады или железнодорожных путей. Были бы мы так же спокойны? Отнюдь. Даже если детская площадка с играющими детьми расположена в 15—20 метрах от дороги и не огорожена, это вызывает у нас чувство приближающейся опасности. В чём разница? В скорости изменений. В скорости наступления смерти. В том, что мы не готовы к молниеносной реакции на изменение окружающей среды, ведущей к потенциальной гибели нашего потомства. С морем же совсем иное дело. Нет волн, море спокойное, и дети могут резвиться у самой водной глади. Пять метров до смерти, но они не страшны. Мы имеем опыт быстро бегать. Наше подсознание постоянно проводит мониторинг того, сколько нам потребуется времени, чтобы добежать до ребёнка, если он поползёт к морю. Тогда мы моментально подпрыгнем и с призывающими внимание воплями бросимся вытаскивать его из воды. А вот если волны будут больше, мы заставим ребёнка отойти ещё дальше от края воды. Мы хотим иметь возможность влиять на скорость изменения и иметь возможность предотвратить смерть.

Мы всё время находимся рядом со смертью. Мы всё время находимся в смертельной опасности. И только наше привыкание к ситуации, наша оценка того, как быстро может наступить смерть в зависимости от тех или иных действий, регламентирует для нас опасность ситуации. Только если ситуация для нас необычная, и скорость наступления смерти относительно велика, мы считаем ситуацию опасной. Чем руководствуются люди, когда ходят по краю платформы метро или железнодорожной платформы в момент прохождения поезда? Что это? Глупость, отсутствие страха смерти?

Нет, это привычность текущей ситуации. В прошлом результат такого действия был положительный, всё закончилось хорошо. Но если на глазах у этого человека кто-нибудь упадёт под поезд или его сумку случайно стукнет проезжающий состав, то все предыдущие положительные результаты будут перечёркнуты. И человек уже больше никогда не будет ходить по краю платформы. А что же происходит с ним сейчас? Какой страх гонит человека на такие рискованные действия, как хождение в 5 сантиметрах от смерти? Он торопится домой.

* * *

Он торопится домой, потому что едет с работы и устал. Я вернусь к усталости чуть позже. А в следующей главе я расскажу Тебе о том, что могут думать окружающие, случайно увидевшие у тебя в руках эту книгу.

Главное в пятой главе

• Обращай внимание на то, где смерть для Тебя привычна, и в какие моменты она Тебя пугает.

• «Это может произойти с кем угодно, только не со мной» – бывает, что это последнее, что думает человек в своей жизни.

• Осознание того, что опасность продолжает быть смертельной, даже когда Ты привык к ней, очень важно для выживания.

Глава 6. Эта книга и текущие представления окружающих

Моя любимая жена спорила со мной, говоря, что мои убеждения ничем не доказаны. Я возражал: «То, о чём я пишу, позволяет объяснить гораздо больше в рамках одной теории, нежели то, что объясняют традиционные теории, не объединённые в одну. Они разрозненны, а я утверждаю, что в начале всего, что движет человеком, лежит страх смерти». С этим, наверное, тяжело смириться, это тяжело принять. Так как в этом случае все душевные порывы и все прекрасные деяния имеют одинаковое происхождение с самыми гадкими и страшными проявлениями человеческой сущности. Да. Это так.

Благодаря тому, что можно принять это как факт, можно улучшить качество жизни. Существенно. Сделать себя, своих близких более счастливыми, целостными, намеренными. Можно наполнить свою жизнь смыслом. Можно перестать совершать действия и бездействия, вызванные лишь страхом и не творящие для Тебя и окружающих удовольствия и наслаждения. Можно поменять себя и поменять мир. Признание страха делает из него инструмент для достижения целей. И помогает создать массу других инструментов. Я готов спорить, готов рассматривать и признавать другие точки зрения. И я знаю: то, что описано в данной книге, работает. Проверено на людях. Живых и счастливых.

И если кому-то кажется странным то, что я рассказываю – это нормально. Я воспринимаю это как хороший знак. Ведь еще 20 лет назад нам казалось странным, что можно зависеть от мобильного телефона и ни разу за год не воспользоваться бумажной картой. Мы считаем абсолютно нормальным то, что в микросхеме 1х1 сантиметр может храниться вся центральная библиотека твоей страны. И я намерен стать частью истории, изменившей представления людей о мире, теперь в области самопознания. Если сейчас это выглядит странно, то через 20 лет будет выглядеть нормально, а через 50 люди перестанут понимать, как без этого обходиться в обычной жизни. И пусть это будет причиной того, что счастливых людей в мире станет больше.

Как я определяю, что человек стал счастливее? Что его внутреннее состояние стало более комфортным? Уже несколько десятилетий известна методология определения настроения партнёра по языку жестов. Её знание помогает лучше понимать, что происходит с твоим партнёром, как он чувствует себя при общении с тобой.

* * *

Я ещё вернусь к важности того, как мы относимся к мнению окружающих о нас. А в следующей главе я разберу, что стоит называть важным и не важным лично тебе.

Главное в шестой главе

• Жена всегда права.

• Если жена не права, читай главу про использование частицы «не».

• Представления о мире окружающих могут отличаться от твоих – это нормально.

• Цель моей работы – дать инструменты, помогающие тебе быть более счастливым, целостным.

Глава 7. Важность и намеренность

Что Тебе важно

Я считаю очень важным, чтобы я и Ты договорились о том, что значит слово «важно». Это слово очень часто работает как обобщение. «Я делал то, что было важно, но у меня не получилось». Используя слово «важно», люди часто думают, что делают то, что ведёт их к цели или по пути их намерения, в то время как они в лучшем случае стоят на месте, находясь лишь в иллюзии движения. Я предлагаю Тебе раз и навсегда определить, что такое «важно». И думаю, что Ты согласишься с моим утверждением:

Когда Тебе важно было что-то сделать – Ты это сделал. Если Ты чего-то не сделал, то Тебе неважно было это сделать. Тебе было важно сделать что-то другое.

Надо обратить внимание, что важность действия привязана ко времени выполнения этого действия. Любой человек делает в данный конкретный момент времени именно то, что важнее всего делать именно сейчас.

Пример: если Ты опоздал на встречу, то, по определению важности, Тебе было важно что-то другое, но только не быть на встрече вовремя. Может быть, было важно поваляться в постели, может быть, обратить на себя внимание. Или было важно сделать так, как всегда делал Твой любимый родитель, ведь Ты хотел быть похожим на него всё детство, и тут появилась отличная возможность. Вариантов масса. Но не говори: «Мне было очень важно успеть на встречу, но у меня не получилось». Это один из самых больших самообманов в нашей жизни.

Будь откровенен с самим собой. Ты очень часто не отдаёшь себе отчёта в том, что Тебе важно на данный момент. При этом информация у Тебя всегда под рукой. Ты всегда можешь узнать, в соответствии с каким намерением, обладающим максимальной важностью, Ты сейчас действуешь. Просто посмотри на то, что Ты прямо сейчас делаешь. Это очень важно, если Ты хочешь изменить что-то в своём существовании. Это относится ко всему, что Ты делаешь. Это относится ко всему, что Ты хочешь улучшить. Пожалуй, признать текущую важность каких-либо своих действий – это самый важный навык.

Шкала важности

Поставь свою жизнь на паузу. Ты можешь сделать это практически в любой момент. Сделай как бы фотографию себя и посмотри на себя со стороны. Опиши человека на фотографии, расскажи о нём историю. Ты знаешь его лучше, чем кто-либо на этой планете, расскажи, что ему сейчас важно. Эти строки я пишу, сидя на тестах информационной системы, около меня находятся 10 моих коллег. Что важно для меня сейчас?

Сначала я просто обращу внимание на то, что я делаю: я пишу эти строки, мне важно описать то, что может помочь людям чувствовать себя более целостными и счастливыми. При этом я сижу так, чтобы то, что я делаю, не было видно остальным людям, сидящим в комнате. Значит, мне важно, чтобы коллеги думали обо мне хорошо, будто я работаю вместе с ними. При этом я не поддерживаю их спора, потому что мне сейчас менее важно, чтобы меня воспринимали как умного. Но вот мне задали вопрос, и я сразу перестал писать книгу и думать о моём уме и начал отвечать на заданный мне вопрос, потому что мне важно, чтобы коллеги считали, что я нахожусь «в процессе», а потом оставили меня в покое, и я мог бы писать дальше.

Я одет в джемпер на молнии, потому что считаю важным иметь возможность расстегнуться, если мне жарко. На мне нет костюма, потому что мне важнее быстрее одеться, чем выглядеть в соответствии с деловым стилем. То есть, мне важно выглядеть опрятно, но не настолько, чтобы надевать костюм. Но если я пойду выступать на телевидение, то надену и костюм, и галстук, потому что мне будет очень важно там выглядеть хорошо.

Этот процесс похож на очистку капусты, или как будто Ты, видя общую картину, вытканную на ткани, начинаешь вытягивать из неё по ниточке и видишь совершенно другое – то, что потом, складываясь в причудливую мозаику, образует Тебя.

Разбирая себя по таким кусочкам, Тебе надо составить шкалу важности, начиная с того, что по факту есть самое важное и делается в текущий момент.

А вот, например, оплата счетов или взносов по кредиту. Если Тебе предстоит сделать это завтра, но Ты не делал этого целый месяц, получается Тебе это «не важно»? Да, сегодня, вчера и весь прошедший месяц оплачивать счета было не важно, но Ты мог это сделать. Важно для Тебя следить за календарём и не пропустить день оплаты счетов. А вот уже в день оплаты счёта это станет очень важной задачей и действием. Важность оплаты счёта возрастёт в этот день по шкале от «вообще не важно» до «очень важно».

Регулярное использование разбора текущих «важностей» позволяет Тебе отслеживать движение в соответствии с выбранными тобой намерениями. У меня очень часто после такого упражнения «открываются глаза». Например, что мне было действительно важно, когда я, двигаясь в пробке, не пускал наглого водителя, объезжающего пробку по обочине в нарушение всех правил?

Попасть быстрее домой? – Нет, этот водитель через 3 минуты опять бы вылез на обочину и поехал дальше, нисколько меня не задержав.

Приструнить наглеца? – Да мне вообще до него дела нет.

Продемонстрировать своей семье: «Вот какой Я у вас сильный мужчина, хама остановил!»? – Нет, я вообще особой силой не отличаюсь.

А-а-а, вот оно: он едет по грязной обочине, поднимая пылевое облако, а я сегодня потратил два часа на то, чтобы помыть машину от дорожной пыли, а из-за таких, как он, вся моя машина будет снова в пыли, значит, время, потраченное на мойку, было потрачено впустую, бесполезно. Вот и нашлась важность совершённого действия. Но что с этим теперь делать?

Зачем определять текущую важность?

Когда Ты разгневан или Тебе ничего не хочется делать, когда Ты засыпаешь во время деловой встречи, когда Ты бежишь на утренней пробежке, когда Ты встаёшь в 5 утра, когда кричишь в автомобильной пробке на других водителей, сделай снимок себя. Посмотри на то, что Тебе действительно важно в этот момент. Спроси себя: «В чём «важность» моя делать…», первое, что приходит Тебе в голову, – это и есть «важность», стоящая за твоими действиями7.

А теперь самое интересное. Увидев, в чём важность твоих действий, сразу задай вопрос: «Ведёт ли меня то, что я делаю, в направлении моего намерения? Моя текущая „важность“ совпадает ли с моим намерением относительно моего жизненного пути?» Если «да» – Ты намеренно творишь свою жизнь. Если «нет» – у Тебя есть выбор продолжать совершать действия с повышенной важностью, идущие против твоего намерения и поэтому приносящие Тебе горести и печали, или изменить свои действия. Выбор всегда за Тобой. Тебе выбирать – быть в печали, напряжении, конфликте, отвергнутым близкими и окружающими или быть счастливым, радостным, принятым своей семьёй и другими людьми.

* * *

Понятие важности достаточно часто совпадает у многих людей, хотя и редко кто задумывается о разных слоях важности. Что же происходит, когда мы начинаем работать с гораздо более расплывчатыми терминами, которые, тем не менее, считаются «всем понятными». В следующей главе я расскажу, почему важно всегда понимать, что кроется за общепринятым обобщением.

Главное в седьмой главе

• Всегда честно признавай, что тебе действительно важно.

• Соотноси текущую важность того, что Ты делаешь, и своё намерение.

Глава 8. Обобщения

Вдумайся в значения следующих слов: усталость, покой, хорошо, далеко, благородно, плохо, весело.

Эти слова, а вернее, понятия не несут в себе чёткого определения или описания конкретных, осязаемых, видимых качеств чего-либо или чьих-либо действий. Значения этих слов принимаются обществом на понятийных началах. «Так принято» – то есть люди решили, что эти слова будут обозначать «примерно следующий набор характеристик». В твоём окружении есть свои понятия о значении этих слов. Каждый человек сам для себя определяет содержание того или иного слова: для одного слово «отдых» означает лежание в гамаке, а для другого – это лазанье по горам, или, например, у каждого своё собственное понятие о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Но особенно примечательно, что даже у одного и того же человека в течение жизни «содержимое» таких обобщений изменяется. Например, в твоём детстве «плохо» для Тебя было совсем другое, нежели оно у Тебя сейчас. Бывает так, что в существующий «набор» составляющих обобщения добавляется один-два новых признака за всю жизнь. Бывает, что всё меняется целиком и мгновенно. Такие обобщающие слова, понятия я буду называть просто обобщениями.

Обобщения в целом имеют очень большое значение в нашей жизни, просто огромное. Они позволяют нам выжить. Благодаря обобщениям в нашем окружении мы можем общаться быстрее. Мы можем сократить время на разговоры, что в идеале позволяет нам быстрее достигнуть поставленной цели.

И тут нам надо ещё раз вернуться к теме повторения положительного опыта, позволившего нам когда-то избежать смерти. Давай рассмотрим использование обобщений, когда это можно трактовать как положительный опыт.

Например, возьмём любой профессиональный сленг8, эти слова совершенно непонятны людям, не относящимся к тому сообществу, где он используется. Основная цель сленга – ускорить передачу информации. Еще одна цель, преследуемая реже, – защитить передаваемую информацию, примером этого является преступный жаргон. При этом обе цели сходятся в одном – обеспечивают наиболее быстрое и эффективное взаимодействие между людьми для сохранения жизнедеятельности. И если Ты со мной не согласен, то задумайся над вопросом: а какова другая конечная цель обобщения?

Ярким примером сленга является словарь морских терминов. Вот тут, я думаю, создание обобщений ради выживания очевидно. Только очень быстрая передача данных в морской команде в условиях непогоды сможет сохранить жизнь. Обобщения моряков позволят избежать смерти и нам с тобой, если мы находимся на корабле.

А какие самые яркие проявления обобщения мы можем видеть ежедневно? Обрати внимание на количество иностранных слов, используемых твоим окружением.

Если Ты не живёшь в англоязычной стране, но вращаешься в кругу людей, имеющих регулярный контакт с английской речью, Ты можешь наблюдать любопытный эффект. Особенно ярко он проявляется, если Твой близкий родственник поступает на работу, где ему надо часто применять иностранный язык. Очень скоро такой человек начинает испытывать затруднения в формулировке своих мыслей или описании своей повседневной деятельности, причём даже не имеющей отношение к работе, на родном языке. Он всё чаще начинает использовать иностранные слова, вставляя их в свою речь, заменяя ими длинные объяснения. Давай разберёмся почему.

Имея опыт изучения нескольких языков, я могу сказать, что самое быстрое освоение слов происходит, если в повседневной жизни называть обычные предметы словами на иностранном языке. В этом случае запоминание происходит значительно эффективнее, чем при записи слова в словарик или на бумажке. Но при этом, из-за бедности словарного запаса, мы начинаем придавать словам большее значение и задаём им большую глубину, чем те, что они имеют в оригинале. Ведь при первичном обучении изучаются основные слова, а синонимы, добавляющие богатства в речь, дающие определённые оттенки значению, изучаются на гораздо более поздних этапах. При изучении иностранного языка к значению добавляется ещё и окраска звучания слова, и это тоже расширяет область его употребления.

Для родного языка практически не существует дополнительного веса созвучий в слове. Только в поэтических произведениях мы начинаем обращать внимание на то, как звучит то или иное слово. К тому же на пользу обобщения значения слова, увеличения его глубины идут возможности многозначного (многовариантного) перевода слов. Например, слово beautiful в переводе значит прекрасный, красивый, превосходный. И его перевод именно так и запоминается. Три значения в одном слове. И вместо того, чтобы сказать «этот закат прекрасен, красив, превосходен, я восхищаюсь им», гораздо проще сказать «о-о-о, beautiful».

Мы снабжены от природы методом запоминания слов, являющимся ещё одним фактором, стимулирующим нас к использованию обобщений. Когда человек рассказывает что-то, то сначала формирует в мыслях образ того, что хочет передать, а затем нейронная сеть головного мозга подбирает под него слова. Когда же мы читаем или слушаем, происходит обратное ˗˗ слова вместе с окружением формируют образ. И такой алгоритм работы иногда может играть с нами разные шутки. Например, Ты же сам прекрасно знаешь, как смешно звучит использование слов «не в этом смысле». Только после прямого указания наш мозг начинает перебирать значения слова, чтобы поискать «другой смысл». Конечно, подобное прямое указание может быть не явным, а, например, создаваться некоторым контекстом, таким как юмористический спектакль или телепрограмма.

Для родного языка в большинстве случаев человек хранит в памяти образ и для этого образа есть несколько описывающих его слов. Для иностранного языка одно слово привязывается к нескольким образам, и запоминается уникальное сочетание этих образов и набор звуков (слово), присущий этому конкретному сочетанию. И когда мы начинаем использовать новый язык, большинство его слов значат для нас больше, чем для человека, говорящего на этом языке с детства.

Когда мы начинаем изучать новый язык, «под» словами лежит больше смысла, больше ощущений, они глубже. Нашему мозгу необходимы такие богатые ассоциации для того, чтобы запомнить само слово – новое, необычное сочетание звуков. Благодаря глубине и богатству смысла изучаемых слов мы начинаем напропалую использовать их в повседневной речи. Ведь они значат для нас много и требуют так мало усилий для того, чтобы передать массу информации и чувств. А ведь на родном языке для описания того же самого нам бы пришлось использовать, возможно, даже несколько предложений. И всего лишь потому, что слова родного языка для нас более конкретны и менее «богаты».

Такую же основу имеет и столь широкое распространение нецензурных ругательств в современном мире. Количество бранных слов очень ограничено, и в них вкладывается очень широкий спектр значений. Используя ругательные выражения, человек, затратив малое количество сил, времени и энергии, может высказаться очень эмоционально и при этом очень кратко. Передать большое количество информации за минимальный срок. Обезопасить себя. А значит, в критической ситуации сократить время реакции на опасность. А если опасность смертельная, то избежать смерти.

Обобщения нам очень помогают, если их использовать с аккуратностью. Обобщения нам очень помогают, если их использовать намеренно. Но использование обобщений может также сослужить плохую службу. И в первую очередь, если Ты будешь использовать обобщения при формулировке намерений. Почему? Прежде всего, даже на родном языке обобщённая цель, как следует из определения обобщения, не является конкретной. Так как она не отделена от своего окружения, то нет критерия, по которому можно было бы определить, что цель действительно достигнута.

Ты можешь предположить, что, наоборот, если цель достаточно общая, расплывчатая, состоящая из многих частей, то можно достичь цели хотя бы частично. Нет. Сколько бы ни было вложено сил и энергии, Ты никогда не сможешь сказать, что достиг цели. Когда цель многозначна, обща, она не содержит конкретики, и Ты сам себе не сможешь доказать, что Ты её достиг. А если Ты не сможешь достичь цели, то абсолютно логично, что нет никакого смысла к ней идти, ведь так?

Ты будешь тратить энергию на то, что тебе не пригодится. Это значит, что Ты будешь затрачивать лишнюю энергию и, возможно, будешь менее защищён в самый плохой момент, когда энергии будет минимальное количество. А это значит, что в этот момент наивысшей опасности Ты рискуешь умереть раньше, чем мог бы, если бы сэкономил энергию на бессмысленных действиях. И вот результат: страх смерти блокирует достижение обобщённой цели, даже мало-мальски частичное её достижение. Так как полностью достичь её невозможно, значит, любое движение в этом направлении бесполезно.

Есть ещё одно объяснение, очень любимое тренерами по НЛП. Мироздание всегда стремится нас обмануть и найти самый лёгкий путь реализации твоего запроса (намерения). И если твоя цель может быть истолкована так, как её проще добиться, то мироздание предоставит тебе путь с минимальными затратами внешней энергии. Примеры таких реализаций желаний показаны в художественном фильме «Ослеплённый желаниями»9.

Думаю, что теперь мы можем со всей откровенностью признать, что мироздание тут ни при чём. Всё-таки это в нас дело. Это наша уникальная нервная система, направленная на выживание, выбирает путь реализации, удовлетворяющий двум условиям: во-первых, он был успешен ранее, и, во-вторых, действительно требует минимальных затрат энергии на выполнение. И если мы будем формировать намерение в расплывчатых формулировках, то мы получим результат, но скорее всего не тот, который хотели, потому что тот, который мы хотели, получить было невозможно. Его никогда не было. Даже в наших мыслях.

Однажды я посещал тренинг по личностному развитию, на нём ведущие использовали много матерных слов. Оставив за скобками морально-этическую составляющую, я могу признать, что это было эффективно. Вещая на большую аудиторию, используя обобщения такого широкого масштаба, как нецензурные выражения, тренеры доставляли до каждого участника свою мысль. Это были не точные мысли. Это были лишь обобщённые образы. Но эти образы позволили создать общую атмосферу, в ней люди стали слышать в словах тренера то, что было значимо для каждого из них. Участники тренинга стали задавать ранее абсолютно незаметные для них вопросы. И всё это благодаря обобщениям.

* * *

Тренировка в расшифровке обобщений – очень увлекательное занятие. Я приведу примеры некоторых интересных, с моей точки зрения, обобщений и их трактовок в следующей главе, но сначала сделаем выводы.


Главное в восьмой главе

• Замечай использование обобщений.

• Используй обобщения намеренно.

• Общепринятые обобщения позволяют донести ощущения одномоментно до очень большой аудитории.

• Для тренировки гибкости мышления расшифровывай часто используемые обобщения.

• При формулировании намерений10 исключи обобщения.

Глава 9. Обобщения полезно расшифровывать

Занявшись темой обобщений, я стал находить большое удовольствие в поиске определений или расшифровке обобщений, используемых в повседневной жизни. Я уверен, что часть сокращений и обобщений, прочно вошедших в нашу жизнь, необходимо лично для каждого расшифровать. Потому что они в большей степени содержат воспоминания от предыдущих употреблений, чем действительно соответствуют текущей ситуации. Это значит, что они могут значительно удлинять путь к конечной цели, привнося в текущую жизнь наследие старого опыта, абсолютно бесполезного в текущий момент.

«Меня плющит и колбасит».

Я чувствую себя стеснённым внешними факторами. У меня ощущение того, что проблемы раздавливают меня в тисках, меня ждёт скорая смерть, из-за этого меня бьёт дрожь, заставляя привести мои мышцы в тонус и сделать резкое движение, чтобы вырваться из сжимающих меня тисков.

«Я болею за идею».

К сожалению, всё, что касается здоровья, лучше выражать совершенно чётким намерением и избегать использования многозначности русского языка. Будьте здоровы за идею. Пусть болеет кто-то другой. Ты действительно в данном случае собираешься заболеть и быть больным, если идея начнёт проваливаться?

«Что ты делаешь?»

Чаще всего произносится по отношению к детям или близким людям. В дословном переводе может означать от «брось немедленно, это крайне опасно» до «я только что помыла все полы в доме, пожалуйста, не ходи по ним в грязных ботинках». Обозначает резкое несогласие с действием объекта высказывания.

«Я хочу добиться своей цели».

Одно из самых обманывающих обобщений. Одно из самых иллюзорных. Сколько я видел и ещё увижу таких людей: «хотят» но не «делают», у них есть «цель», но нет пути к этой цели.

* * *

В следующей главе я дам жёсткое определение словам желание, надежда, цель, намерение. Только определив эти значения, можно начать осознанно продуктивно использовать их в своей речи.

Главное в девятой главе

• Записывай обобщения, кажущиеся тебе смешными и забавными.

• Делись своим впечатлением от расшифровки обобщений.

• Будь конкретен, когда речь идёт о здоровье.

Глава 10. Желание, надежда, цель, намерение

Только кажется, будто людей влечёт какая-то сила, находящаяся впереди них, в действительности их подталкивает нечто сзади.

Артур Шопенгауэр

Для дальнейшего повествования надо объяснить разницу между мечтой, желанием, надеждой, целью и намерением. Очень важно использовать правильные слова при формулировании наших намерений. «Правильность» семантических формулировок имеет, пожалуй, решающее значение для достижения поставленных целей.

Мечта – это желание, которое, возможно, осуществится, но не в ближайшем будущем.

Желание – это тяга к обладанию чем-либо или свершению чего-либо.

Надежда – это вариант развития событий в будущем, который нам более всего нравится по тем или иным причинам.

Цельдостижимое, желаемое, определённое с некоторой точностью состояние мира (окружающего или внутреннего).

Намерение – это принятое решение о достижении какой-либо цели или совершении действия в соответствии с каким-либо правилом.

Как видно, надежда, мечта, желание, цель ― это сущности, привязанные к будущему или «находящиеся» в будущем. Намерение – это сущность, «находящаяся» в прошлом. Почему это очень важно?

Формулируя намерение, мы фактически помещаем принятие решения в прошлое11. Мы автоматически даём команду нашему сознанию на принятие этого решения как положительного и уже приведшего к выживанию.

А вот формулируя цель, мечту или желание, мы не можем уже подтвердить, что они приведут нас к выживанию. И поэтому защитные механизмы (или «внутренний голос») будут всегда говорить тебе, что может всё пойти не так, как Ты планируешь, а гораздо хуже. Наши защитные механизмы очень хотят продлить наше существование и работают всегда. Ты можешь спать, есть, думать, принимать решения, ставить цели, но вне зависимости от того, что Ты задумываешь на высоком уровне сознания, задачи, поставленные защитными механизмами, выполняются твоим организмом с максимальным приоритетом, на уровне рефлексов.

И если Твой опыт, Твоя память будут предполагать, что достижение поставленной цели есть опасное занятие, то задача на защиту от её достижения будет выполняться с более высоким приоритетом, чем задача, поставленная твоим сознанием, рассуждающим о том, что «а неплохо было бы иметь вот это».

Сформулировав намерение и «положив» его в область уже пережитого положительного опыта, Ты достигнешь чего-то с большей вероятностью, нежели если просто сформулируешь желаемую цель.

Тебе может показаться, что я использую тут игру слов. Возможно, это действительно можно назвать игрой. Однако все люди от детей до стариков играют в игры для того, чтобы научиться делать что-то в реальной жизни. Будь это игра или ежедневная работа, это то, как мой и Твой мозг, моё и твоё сознание и подсознание интерпретируют слова. И даже если вспомнить, что Ты и я мыслим образами, звуками, даже при учёте всех этих особенностей мышления человека, цели, желания и намерения мы формулируем словами. И только словами. А если это так, то надо использовать особенности интерпретации слов нашим любимым организмом. А это значит, что можно и нужно использовать данные тебе и мне природой механизмы, хорошо подходящие для самореализации.

* * *

Как и в любой игре, как и в любом деле в нашей жизни, для формулировки намерения существуют некоторые правила, их полезно соблюдать, чтобы действие было эффективным. Об этих правилах я расскажу в следующей главе.

Главное в десятой главе

• Различай мечту, намерение, цель, желание и надежду.

• Надежда – это самое выгодное состояние для страха. Пребывание в надежде полностью освобождает от ответственности за происходящее. Если произойдёт не то, на что Ты надеялся, то это «оно» произошло, и Ты тут ни при чём.

Глава 11. Правила формулировки намерения

Самое важное при формулировке намерения.

1. Создавай намерение чётким и понятным для Тебя.

2. Намерение должно быть честным, исключи лукавство с самим собой.

3. Описывай, как Ты будешь делать то, что намерен.

4. Задавай ограничения, при которых намерение будет тобой принято.

5. Указывай, что твоё нахождение в этом намерении будет взаимовыгодно для Тебя, твоих близких и окружающих.

6. Записывай намерение на бумаге.

7. Осуществляй проверку на важность.

Давай теперь разберем эти пункты один за другим на примере намерения «замечать то, чего раньше я не замечал».

Твоя работа с намерениями начинается с внутренних мыслей: «А хорошо бы было, чтобы у меня было…». Остановись и поймай эту мысль.

Следуя правилу №1 формулирования намерения: «Создавай намерение чётким и понятным для Тебя», для начала необходимо сформировать образ самого себя, полученного в результате исполнения намерения. А потом описать в нескольких словах, как тебе там, что Ты можешь делать, что Ты делаешь. Для нашего примера это может звучать вот так:

«Я замечаю то, чего не замечал раньше вокруг себя».

Чаще всего, для того чтобы Ты оказался там, где Ты намерен, надо что-то сделать, сотворить, . Я намерено опускаю действие «изменить», так как изменение – это всегда создание чего-то нового из того, что уже есть. Для того чтобы «что-то» делать, тебе понадобится способность, навык это «что-то» сделать. К тому же, так как надо быть конкретным, перечисли, чего, собственно, Ты хочешь. Для моего примера – «что я хочу замечать». Тогда формулировка намерения может быть модифицирована в следующее:

«Я намеренно творю свою способность замечать объекты природы, события в неживой природе, проявления эмоций других людей».

Если Ты считаешь, что эта способность есть у Тебя с рождения и тебе её создавать не надо, а достаточно разрешить ей работать в полную силу, то можешь сформулировать так:

«Я намеренно разрешаю своей способности „замечать“ замечать объекты природы, события в неживой природе, проявления эмоций других людей».

Два слова «замечать» подряд в данном случае будут абсолютно приемлемы, так как в первый раз это «способность замечать», а во второй раз это то, что эта «способность замечать» будет делать согласно твоему намерению, то есть собственно «замечать». Небольшая чудаковатость такого двойного повторения ещё и пойдёт на пользу всей формулировке. Чем более необычно что-то, тем лучше оно запоминается. Также хорошо всё-таки получить результат работы своей способности.

«Я намеренно разрешаю своей способности „замечать“ замечать объекты природы, события в неживой природе, проявления эмоций других людей и показывать мне явно результаты своей работы».

Тут наше левое логическое полушарие головного мозга, заведующее к тому же распределением энергии по явно заданным задачам, вступает в работу и говорит: «А зачем? Чего тебе сейчас-то не хватает?». Даже если прямо сейчас у Тебя нет конкретного ответа на этот вопрос, «ну вот просто захотелось замечать то, на что раньше не обращал внимания, а вдруг пригодится», то, следуя пункту №2 правил формулировки намерения «Создавай намерение честным, исключи лукавство с самим собой», так и скажи, для чего тебе это надо: «Познавая мир». Добавь ещё несколько деталей, и получаем следующую формулировку:

«Познавая мир, я намеренно разрешаю своей способности „замечать“ замечать объекты природы, события в неживой природе, проявления эмоций других людей и намеренно разрешаю ей показывать мне явно результаты своей работы в любое удобное для неё время».

Теперь обратимся к пункту №3 правил формулировки намерения «Описывай, как Ты делаешь то, что намерен делать». Может показаться, что это не так важно, как именно Ты будешь делать. «Цель оправдывает средства» – этот девиз иногда хорош для военных действий. Но когда формулируешь намерение, Ты хочешь счастья, радости, удовольствия от жизни. И эти условия очень важно сразу встраивать в намерение, чтобы направлять всю ту энергию, которая будет затрачена на его выполнение, в русло, которое удовлетворяет основополагающим критериям. Поэтому достаточно универсальным для большинства намерений будет выглядеть фраза, отвечающая на вопрос «как?»: «чисто, свободно, легко, радостно, в удовлетворении полном». Тогда получим такую формулировку:

«Познавая мир, Я намеренно разрешаю чисто, свободно, легко, радостно, в удовлетворении полном своей способности „замечать“ замечать объекты природы, события в неживой природе, проявления эмоций других людей и намеренно разрешаю ей показывать мне явно результаты своей работы в любое удобное для неё время».

Надо ли указывать методы, используемые при намеренных действиях? Мой ответ: «Нет». Мы существуем в мире, в котором были, есть и будут миллионы возможных способов реализации каждого действия. При формулировке намерения Ты не сможешь указать все способы и методы, которыми возможно осуществление твоего намерения.

Поэтому нет смысла ограничивать себя в выборе методов достижения принятого намерения, за исключением пункта №4 правил формулировки намерения «Задавать ограничения, при которых намерение будет тобой принято».

Очень важно обязательно указать ограничения, при которых мы готовы принять результат. И речь тут, конечно, идёт не о коварном мироздании, только и думающем, как бы схитрить и подсунуть нам какую-нибудь гадость вместо или вместе с достижением поставленной нами цели. Нет.

Задавая ограничения, во-первых, Ты постулируешь безопасность своего намеренного действия и даёшь возможность твоим системам безопасности в принципе допустить намеренное движение. А во-вторых, данная особенность формулировки намерения призвана ограничить использование предыдущего опыта твоим сознанием и подсознанием при движении по жизни в соответствии с твоим намерением. Ведь имеющийся у Тебя опыт может не удовлетворять базовым принципам работы с намерением «движение к счастью с удовольствием».

Более того, опыт может быть не только твоим12. Вполне возможно, что в глубинах нашей памяти всё же содержится путь и метод достижения поставленной нами сегодня цели. Откуда он там взялся? С очень высокой вероятностью в опыте твоих предков уже были примеры достижения поставленной тобой сегодня цели. Возможно, цель была несколько иная в деталях, но в целом, скорее всего, Ты желаешь достичь того же, к чему стремились и твои предки. Или, если кто-то из твоих предков получил отрицательный опыт при достижении похожей на твою цели, надо показать намеренность в повторении и движение к положительному результату. В любом случае методы наших предков и полученные ими результаты могут совершенно не удовлетворять нас теперешних.

Примером такого «наследственного» опыта, используемого повсеместно, могут служить наши болезни. Мы поговорим ещё о феномене болезней, а сейчас я хочу только обратить Твоё внимание на то, что очень часто болезни помогают нам осуществить наше намерение. Например, у Тебя есть неявное (неосознанное) намерение привлечь внимание близких. Самый распространённый метод – это создать конфликт. Но если конфликт для нас менее действенен (например, если этот способ уже не работает), внимание легко привлечь, если организовать проблему со своим здоровьем. Мы ещё вернёмся к этому интереснейшему механизму. Тебе же при формулировке намерения надо исключить использование подобного собственного опыта и опыта твоих предков.

Итак, следуя пункту №4 правил формулировки намерения «Задавать ограничения, при которых намерение будет тобой принято», для нашего примера сформулируем ограничения по безопасности следующим образом:

«безопасно для меня, моих родных и окружающих».

А также добавим принципиальные условия, следуя пункту №5 правил формулировки намерения «Указывай, что твоё нахождение в этом намерении будет взаимовыгодно для Тебя, твоих близких и окружающих»:

«в удовольствии и удовлетворении взаимном для меня и моих близких и окружающих»

Соединяя всё вместе, Ты получишь:

«Познавая мир, Я намеренно разрешаю чисто, свободно, легко, радостно, в удовлетворении полном своей способности „замечать“ замечать объекты природы, события в неживой природе, проявление эмоций других людей и намеренно разрешаю ей показывать мне явно результаты своей работы в любое удобное для неё время, безопасно для меня, моих родных и окружающих, в удовольствии, удовлетворении и приятии взаимном для меня, моих близких и окружающих».

«Формула» намерения достаточно универсальна. Сформулируй своё собственное намерение. Начни с простых, житейских мелочей. Начни замечать, что происходит вокруг или намеренно внимательно слушать свою вторую половину, когда она рассказывает тебе что-то для неё значимое. Да с чего угодно. Сформулируй своё намерение и, следуя правилу №6 формулирования намерения «Записывай намерение на бумаге», обязательно запиши его на бумаге. Это действительно важно. Проведенные исследования13 показывают, что эффективность восприятия информации, зафиксированной на бумаге, на порядок выше записанной в компьютере, не говоря уже об информации, просто оставленной в голове.

Каждый день возвращайся к своему намерению. Читай его и действуй в соответствии с ним. Каждый день в соответствии с правилом №7 «Осуществляй проверку на важность» задавай себе вопрос: «Почему мне действительно важно быть в намерении?». Важно каждый день давать себе чёткий ответ на данный вопрос. Техника исполнения данного правила подробно разбирается во второй части книги.

* * *

Тебе может показаться «странным», «чудным» метод формулировки намерения. Но я думаю, что ещё более неожиданным будет для тебя способ поиска ответов на собственные вопросы, возникающие в процессе работы по реализации намерения, я расскажу о нём в следующей главе.

Главное в одиннадцатой главе

• При формулировке намерения используй простые правила.

• Создавай намерение чётким и понятным для Тебя.

• Создавай намерение честным, исключи лукавство с самим собой.

• Описывай, как Ты делаешь то, что намерен делать.

• Задавай ограничения, при которых намерение будет тобой принято.

• Указывай, что твоё нахождение в этом намерении будет взаимовыгодно для Тебя, твоих близких и окружающих.

• Записывай намерение на бумаге.

Глава 12. Как искать ответы на свои вопросы

Если, формулируя намерения, делая различные упражнения, описанные в данной книге, или просто вдруг посредине дня Ты замечаешь, что с тобой происходит что-то необычное и задаёшься вопросом «Что с Тобой такое происходит?», то как определить действительно правильный ответ среди множества «А ведь с другой стороны…»? И есть ли вообще этот правильный ответ?

Конечно, тут надо определиться с тем, что значит «правильный ответ». Для данной главы я определю это обобщение так: «правильный» ответ на вопрос самому себе наподобие: «Зачем я это сейчас сделал?», «Что меня сейчас печалит?» – это определение самой большой важности в тебе, несущей наиболее значимый вклад в событие, действие, относительно которого Ты задаёшь вопрос. Есть ли такой «правильный» ответ на твои вопросы у Тебя самого? Конечно, есть. Ведь только твоё сознание управляет твоим телом, эмоциями. Поэтому ответ точно есть в тебе, в твоем сознании. Осталось его найти.

Это очень интересное упражнение. Его тяжело и непривычно делать поначалу. Очень тяжело начать доверять результатам этого упражнения. Очень важно при выполнении этого упражнения, как, впрочем, и любых других, связанных с работой с самим собой, – это честность. Если тебе не нравится полученный ответ, то надо принять и тот факт, что Ты хотел бы получить другой ответ, и тот факт, что оно есть так, как оно есть.

Правильный ответ на Твой вопрос – первый ответ, пришедший в голову, пусть даже очень неожиданный и нелепый. Первый ответ является самым правильным. Первый ответ, который Ты даёшь сам себе на свой вопрос, – это ответ, проскочивший до того, как фильтр сознания стал работать и обрабатывать, «что можно думать», «а что думать нельзя», что «прилично», а что «неприлично».

Человек более 90% действий осуществляет бессознательно и рефлекторно. Рефлекторные действия – это действия, многократно подтверждённые положительной обратной связью. Они подтвердили своё право на существование тем, что сохранили нам жизнь. А это, в свою очередь, означает, что рефлекторные действия считаются нашим подсознанием правильными, верными. На них строятся наши основные реакции, от них зависит наше будущее, ими оно формируется.

Нашему мозгу необходима входящая информация. Интерпретируя её, он запускает в работу те или иные рефлекторные действия. Я бы даже сказал, что это наше подсознание работает с рефлекторными действиями.

Большинство вопросов, задаваемых самим себе, связано с результатами работы нашего подсознания: «Зачем я пнул этот камень и так сильно ударил ногу?» «Ну почему я не смогла тогда задать этот вопрос?». Подсознание управляет нашим настроением, здоровьем, нашими реакциями на внешние раздражители. Ты чаще всего подсознательно определяешь, когда кричать, а когда смеяться. Когда плакать, а когда с пылающим красным лицом отвести смущённый взгляд.

Для рефлекторных, подсознательных реакций информация в мозг должна передаваться максимально быстро. Твои рефлекторные реакции обусловлены тем, что имеет для Тебя в текущий момент наибольшую важность. Нейронная сеть головного мозга, пропуская через себя огромные потоки информации от органов восприятия, даёт на выходе всего несколько «больших»14 распоряжений на действие твоему организму, например, «беги», «прыгай», «говори», «грусти», «злись».

Задавая осознанно и намеренно вопрос о причинах какого-либо твоего действия или реакции, Ты проходишь обратно по следам твоего подсознания, выбравшего рефлекторное действие, исходя из того, что было важнее всего. От самого действия или реакции Ты приходишь к факту: что было действительно важно перед тем, как рефлекторное действие было запущено.

Задавая осознанно и намеренно такой вопрос, Ты выступаешь в роли защитных механизмов своего организма, получая право получить истинную информацию о причинах действия.

Очень важно: ответ на вопрос, «проскочивший» первым, – это реальный ответ всех наших жизнеобеспечивающих систем на поставленный вопрос. Это то, как на самом деле Ты воспринимаешь то, что происходит. Это то, на что в действительности Ты реагируешь. Это то, что Ты делаешь. Очень важно ловить эти «первые» ответы, успевшие проскочить до того, как к решению вопроса подключились аналитические и логические цепочки и фильтры воспитания, социализации и понятий о правильности действий.

Обрати внимание на то, что я изначально искал наибольшую важность, послужившую причиной того, что произошло. Кроме самой большой важности существуют меньшие важности, влияющие на твои действия, реакции, проявления. Если есть желание изменить что-то, сначала проводится работа по принятию и изменению наибольшей важности, а потом отрабатываются меньшие по значимости важности.

Например, то, как родитель общается со своим ребёнком в присутствии бабушек и дедушек (то есть своих родителей), может значительно отличаться от поведения наедине с ним, потому что продиктовано важностью «быть хорошим ребёнком» перед лицом своих родителей, а вовсе не «быть хорошим родителем» для своего ребёнка. И если в данном примере Ты хочешь изменить свои реакции на действия ребёнка и родителей, то начинать надо с большей важности. И разобравшись с ней, переходить к следующей, меньшей.

* * *

Почему для того, чтобы иметь возможность задавать себе вопросы, находить на них ответы, необходим очень важный внутренний ресурс, и что это за ресурс, я расскажу в следующей главе. До этого обрати внимание на основные выводы этой главы.

Главное в двенадцатой главе

• Задавая себе вопросы, бери к рассмотрению первый пришедший в голову ответ, как бы удивителен он ни был.

• Правильный ответ на Твой вопрос – это то, что имело самую большую важность перед тем как случилось то, относительно чего Ты задаёшь вопрос.

• Кроме самой большой важности существуют меньшие, и они также влияют на твои действия.

Глава 13. Связь тела и духа

Чтобы работать с головой, надо быть готовым к этому телом.

Надо ли ухаживать за своим телом для того, чтобы быть счастливым? Обычно мне дают ответ «да». При этом чаще всего неразрывно связывают наличие счастья и хорошее физическое состояние тела. Но это разные сущности.

Мы с тобой знаем, что есть счастливые инвалиды, и очень трудно сказать, что у них всё хорошо со здоровьем. И мы знаем здоровых людей, которые глубоко несчастны. Так существует ли взаимосвязь здоровья и счастья? Да, конечно.

Когда Ты несчастен, это в скором времени отразится на твоём здоровье, и, может быть, весьма драматично. Так, если Ты будешь считать себя виноватым в чём-то и будешь себя за это корить, то в очень скором времени у Тебя начнутся проблемы со здоровьем. Такая защитная реакция организма, как ни странно, является одной из самых эффективных.

Посуди сам: обездвиживая организм (а именно это происходит, в конце концов, при любой болезни), наше подсознание уменьшает вероятность столкнуться с агрессивной внешней средой, имеющей возможность нанести физический вред организму, вплоть до летального исхода. И с другой стороны, тем же обездвиживанием болезнь изолирует «плохого меня» от моих собратьев, чтобы я им не навредил.

Я вернусь к этой реакции нашего организма позже, чтобы подробнее рассмотреть её и определить методы эффективной работы с ней. Сейчас для меня важно обратить твоё внимание на следующий очевидный с физической стороны дела факт, закреплённый поколениями мудрецов в поговорке «рвётся там, где тонко».

Организм любого человека начинает болеть и плохо работать в тех местах, где проявится максимальная эффективность замедления движения. Крайним случаем или последней фазой этого может быть самоуничтожение организма. И если подсознательно или сознательно у кого-то есть намерение ухудшить своё здоровье, то он это сделает.

Разница между человеком, следящим за своим физическим здоровьем, и относящимся наплевательски к своему организму, проста. При хорошем физическом состоянии у Тебя есть больше времени до тех пор, пока твои защитные15 механизмы смогут что-то сломать в твоём организме.

Это простая физика. Чем прочнее элемент, тем сложнее его сломать. Чем прочнее твои внутренние органы, тем больше времени есть на изменение ситуации. Чем более привычен Твой организм к высоким нагрузкам, тем больше у Тебя времени на работу с собой. Чем лучше твоё физическое состояние, тем больше шансов Ты даёшь сам себе выжить при возникновении внутреннего конфликта.

Вот основная, по моему мнению, причина следить за своим здоровьем и беречь свой организм для будущего. Необходимо тренировать организм физически для того, чтобы он мог свободно переносить повышенные нагрузки, в том числе и эмоциональные. Это основная причина, и она служит основой для самой важной важности.

Самая важная важность в проведении физических тренировок организма – это не тренировка мышц и внутренних органов. Это не расширение объёма лёгких, не выработка рефлексов отбивания ударов, это не повышение точности бросков. Нет. Всё это вторично в физических тренировках.

Первое, что происходит, перед тем как Ты приступаешь к тренировке физических навыков, это приятие намерения сделать физическое упражнение. С моей точки зрения, тренировка в приятии намерения и выполнения действия в намерении есть самая важная часть физических тренировок. Она позволяет тренировать в малом «мышцу» намеренности – одну из самых слабых в нашем организме и при этом сильнее всех других нуждающуюся в максимальном прокачивании.

* * *

Во время физических тренировок стоит обращать внимание на дыхательные упражнения. Но только ли во время тренировки? Нет. Обращая внимание на собственное дыхание, можно очень много узнать о себе. Как распознать разные виды дыхания я расскажу в следующей главе

Главное в тринадцатой главе

• Болезнь – это один из способов наказания себя за «проступки».

• Регулярные занятия физическими упражнениями помогают тренировать намеренность.

• Здоровый организм позволяет эффективнее пережить внутренние конфликты.

Глава 14. Важность дыхания

По коридору вуза идёт профессор. Навстречу студент:

– Здравствуйте, профессор. Можно Вас спросить?

– Конечно, спрашивайте, молодой человек.

– Скажите, профессор, Вы, когда спать ложитесь, бороду на одеяло или под одеяло кладёте?

После некоторой паузы:

– Да, знаете, как-то не задумывался.

– Ну, извините, пожалуйста.

Разошлись.

Через неделю зелёный профессор с кругами под глазами встречает в коридоре того же студента и хватает за грудки:

– Ну, ты и сволочь! Неделю уже спать не могу – и так неудобно, и так неудобно!

При выполнении упражнений, описанных в этой книге, я рекомендую обратить Тебе внимание на своё дыхание. Дыхание – отличный показатель работы человеческого мозга, того, как человек сейчас себя чувствует, волнуется он или спокоен, принимает ли то, что происходит вокруг него или старается, чтобы его это не касалось.

Опосредованно это связано с физиологической необходимостью насыщения крови кислородом. То есть дыхание показывает, сколько кислорода сейчас усваивает организм. Если дыхание частое и глубокое – кислорода расходуется много. Если малое по глубине и редкое – значит, расход кислорода в организме на данный момент не велик.

Интересен феномен задержки дыхания. Наш организм имеет возможность не дышать несколько минут. Натренированные люди, например, ловцы жемчуга, могут задерживать дыхание на 5 и более минут.

Очень важно отслеживать то, как Ты дышишь, задерживаешь ли Ты дыхание или дышишь спокойно во время выполнения упражнений.

Поверхностное дыхание – это когда человек дышит фактически только верхушками лёгких, раскрытие лёгких при этом очень мало. Такое дыхание говорит о сильном сосредоточении.

Происхождение такого поверхностного дыхания таится в нашей древней памяти. Дыхание – это движение. Сам звук его может быть услышан, если дышать глубоко. А в критических ситуациях любое лишнее движение может привести к тому, что мы будем замечены хищником или противником. Кроме того, при поверхностном дыхании мышцы туловища находятся в тонусе, позволяя в случае необходимости совершить быстрое движение без дополнительных затрат по времени на подготовку мышц.

Поэтому, когда Ты «настороже», то стараешься дышать как можно более тихо, практически не двигаясь. Наблюдая за своим дыханием, Ты можешь неожиданно обнаружить, что в какой-то момент Ты затаился. Ты спрятался и выжидаешь, хотя можешь этого и не осознавать. Это бывает очень полезно при ведении переговоров: твои партнёры, подсознательно обрабатывая информацию о том, как Ты дышишь, могут вести себя более уверенно, если чувствуют, что Ты затаился16.

Глубокое дыхание – это когда человек дышит практически полным объёмом лёгких. При этом чаще всего его слышно. Мышцы живота расслаблены, осанка прямая.

Когда Ты работаешь с собой, когда делаешь упражнения, формулируешь намерения, одним из признаков принятия решения или приятия ситуации становится изменение дыхания с робкого, напряженного, поверхностного на более глубокое. В большинстве случаев этот переход сопровождается несколькими глубокими вдохами и выдохами. Это происходит непроизвольно, рефлекторно. Просто благодаря тому, что произошло приятие, и Ты больше не находишься в состоянии ожидания опасности, Ты и делаешь несколько глубоких вдохов и выдохов, восполняя запасы кислорода в организме, для того чтобы иметь возможность реализовывать принятую ситуацию.

Эту природную особенность нашего организма можно использовать с большой пользой не только для того, чтобы диагностировать собственное состояние, но и чтобы добиваться требуемого состояния путём правильного дыхания.

Если Ты понимаешь, что вот прямо сейчас тебе очень страшно, что Ты не можешь принять решение. Или что вот оно, намерение, тобой сформулированное и вроде бы принятое, но Ты замечаешь, что твоё дыхание остаётся очень поверхностным, настороженным, то сделай три-четыре очень глубоких вдоха и выдоха, медленных и равномерных, по 5—8 секунд на вдох и на выдох. Это даст сигнал организму, что всё в порядке, что окружающая обстановка безопасна и благоприятна и принятое на уровне разума намерение можно принять и на физическом уровне – на уровне тела.

* * *

Обрати, пожалуйста, внимание на выводы первой части этой книги, приводимые мною после этой главы. Они важны для дальнейшей работы. Выводы этой главы Ты можешь найти чуть ниже.

Главное в двенадцатой главе

• Глубина дыхания человека – один из важнейших показателей его состояния, как физического, так и психологического.

• Замечай режимы своего дыхания, это позволит тебе посмотреть на себя со стороны и зачастую увидеть то, что обычно пропускается.

• Используя намеренное изменение режимов дыхания, Ты можешь быстро менять своё состояние с напряжённого на расслабленное и наоборот.

Выводы по первой части

Во второй части данной книги я расскажу, как на практике применять теоретические основы, рассказанные мною в первой части. Все выводы, изложенные ниже, будут использоваться при упражнениях и практиках, рекомендуемых мною к регулярному исполнению, если Ты намерен счастливым двигаться дальше по жизни. Итак:

• Страх смерти содержится в основе любого действия или бездействия.

• Мы стремимся повторять положительный опыт и избегаем бесполезного результата.

• Привычка замечать происходящее – основа для изменений.

• Получить результат изменений можно, только начав изменение.

• Смерть пугает, смертельная опасность окружает нас всегда. Опасность ситуации определяется скоростью её изменения.

• Существуют обобщения, помогающие тебе. Существуют обобщения, мешающие тебе.

• Расшифровка обобщений – мощный и увлекательный инструмент для развития навыка логических рассуждений.

• Желание, надежда, цель – в будущем. Принятое намерение – положительный опыт.

• Формула формирования намерения универсальна и состоит из 7 составных частей.

• Представления других людей могут отличаться от твоего – это так же нормально, как дыхание.

• Важно замечать своё дыхание и использовать его для принятия себя и мира вокруг себя.

• Первый ответ, пришедший в голову на вопрос к самому себе, показывает максимальную важность для Тебя по теме вопроса.

• Регулярные занятия физическими упражнениями лучше всего тренируют намеренность действий.