Глава 2
Мир воображения
Представьте себе действия современного специалиста-психолога, владеющего гипнозом. Какие инструкции он должен дать для того, чтобы найти способ успешно разрешить волнующие человека проблемы?
Известна восстанавливающая и очищающая сила естественного сна, поэтому первые гипнотизёры давали простую инструкцию клиентам: «Спите». Гипнотизёр, учёный Леонид Павлович Гримак провёл исследования исцеляющей силы гипнотического сна. Он экспериментально показал, что, по сравнению с инструкцией «Спите», более эффективна инструкция: «Отдыхайте» (Гримак, 1978). Она быстрее восстанавливает силы утомлённых клиентов, возвращает бодрость и свежесть. Почему вроде бы близкие по смыслу слова дают разный эффект? Потому что здесь мы вступаем в царство смыслов, образов и архетипов и каждое слово, каждый образ открывает двери к своим возможностям и ресурсам. Философ В. В. Налимов назвал эту сложнейшую реальность «смысловая вселенная», Карл Густав Юнг – коллективное бессознательное, Арнольд Минделл – сноявь. Этот волшебный и сказочный мир постепенно открывается благодаря усилиям многих направлений психологии, философии, социологии, лингвистики, культурологии, других наук, в том числе, современной физики.
Знание этого мира, этой реальности чрезвычайно важно, поскольку открывает перед человеком ключевые области его развития и благополучия, источники помощи, чудесных возможностей. К числу таких универсальных, хотя и малоисследованных на сегодняшний день, источников относится состояние вдохновения.
В семидесятых годах двадцатого столетия начали складываться своеобразные представления о том, что наряду с сознанием присутствует бессознательный разум и что «бессознательное может всё». Были построены и проверены опытом первые технологии по управлению, точнее сказать, сотрудничеству с этим бессознательным разумом. Стало очевидно: если правильно инструктировать бессознательный разум человека, то он способен творить буквально чудеса в отношении физического здоровья, отношений, судьбы. Вот одна из таких технологий осуществления перемен, предложенная Тэдом Джеймсом как общая парадигма гипноза.
Вначале определяется желаемый клиентом результат. Затем клиент входит в состояние гипнотического транса. Это позволяет установить контакт с бессознательным разумом клиента. Далее посредством шести вопросов-инструкций к этому разуму определяется работа бессознательного по достижению желаемой цели.
Для осуществления желаемого изменения важно настроить бессознательный разум на обнаружение того, что нужно сделать, чтобы решить проблему, поскольку именно бессознательный разум более творчески определяет ресурсы и возможности данного человека. Затем необходимо дать толчок, активировать действия бессознательного разума по разрешению проблемы. Желательно определить начало процесса и условия его завершения, дать позитивную картину желаемого результата.
Джеймс указывает, что в большинстве случаев, бессознательный разум клиента находит необходимые средства, и желаемая цель действительно достигается. Интересно, что если бессознательный разум клиента не может обнаружить подходящих средств, то Тэд Джеймс вводит в качестве дополнительного более мощного ресурса контакт с высшим «Я». Любопытна инструкция в этом случае для бессознательного разума: «Может ли ваш бессознательный разум войти в контакт с состоянием идеального здоровья и исцеления, существующим в рамках высшего "Я", и внедрить это состояние в ваш организм для решения всех проблем?». Как пишет Джеймс, не имеет значения обстоятельство того, верит или не верит клиент в существование высшего «Я». Бессознательный разум клиента всегда позитивно реагирует на этот вопрос и тут же обнаруживает, что ему известно, как решить проблему (Джеймс, 2007, с. 113–114).
Здесь мы приводим эти наблюдения и технологию, чтобы подчеркнуть значимость «идеальных состояний здоровья и исцеления». Что представляют собой эти идеальные состояния? Действительно ли бессознательный разум знает путь к ним? Посредством чего, каких символов, ритуалов, слов, эта, пока эфемерная для современного рационального человека, действенность высшей реальности становится близкой и доступной? Здесь есть над чем подумать и в плане этики, и религии, и новых технологий использования воображения.
Обратите внимание на инструкцию: не только войти в контакт с этими идеальными состояниями, но и внедрить их в организм для решения проблем. Конечно, на сегодняшний день не так много известно об этой области человеческого бытия. Можно только отчасти догадываться, какова природа этих идеальных состояний, и какие могучие силы и возможности могут в них скрываться.
Мы немного забегаем вперед, но именно с помощью воображения можно научиться управлять такими чудесными возможностями самостоятельно без помощи гипнотизёра.
В мире воображения могут быть найдены источники обновления, энергии, знания. И всё это становится более доступным для современного человека. Нам действительно нужны такие психологические техники, которые бы:
во-первых, были бы просты и легко осваивались;
во-вторых, были бы приятны, интересны;
в-третьих, работали бы на развитие зрелости человека, реализации его творческого потенциала и не нуждались в постоянном сопровождении другими людьми.
Предлагаемые в этой книге практики по развитию воображения и обретению вдохновения открывают путь естественного и приятного совершенствования человека и его способностей.
Воображение сродни вдохновению – оно освобождает человека от бремени ограниченности, позволяет экспериментировать, создавать, творить новые реальности.
На сегодняшний день существует уже достаточно много разработанных подходов к тому, как развивать и использовать возможности воображения. Эти подходы продолжают находить всё больше своих сторонников. Приведу один из примеров. Года два назад в российской печати вышла книга Шарлотты Резник «Сила детского воображения». Автор этой книги, работая психологом в американской школе, случайно попала на семинар направленного воображения. После него Резник решила использовать в своей школьной практике, в работе с трудными детьми направляемые образы, детскую фантазию. Она обнаружила, что использование воображения очень эффективно, поскольку позволяет решать те задачи, которые с трудом поддавались воздействию другими методами. По мере накопления опыта работы с воображением детей и подростков ей удалось систематизировать свои техники. В итоге Резник выявила семь основных ресурсов воображения, которыми она учит детей самостоятельно распоряжаться. Подчеркну слово самостоятельно. Один из этих ресурсов представляет собой визуализацию «комфортного места», мысленно очутившись в котором мы можем успокоиться. Действительно, состояние безопасности и внутренней свободы легче всего достижимо в определённом месте, которое прочно ассоциируется с позитивными моментами жизни. Другой ресурс воображения – дыхание шариком – образ спокойного диафрагмального дыхания. В этом случае ребенок управляет своим дыханием с помощью мысленного образа сдувающегося и надувающегося шара. Третий ресурс воображения – животное друг. По своей сути, это – одна из древнейших практик, известная во многих культурах – обретение поддержки так называемого животного силы. Ещё одним ресурсом воображения для подростка становится воображаемый волшебник. Он подсказывает в трудные моменты правильное поведение. Дети верят в ангелов, фей, добрых и мудрых волшебников. Но эти персонажи всё чаще эффективно используются и для помощи взрослым людям. Без всякого сомнения – здесь пограничная область не только современной науки, но и культуры, этики, религии. Ещё один ресурс – живот как интуиция. Живот разговаривает и обсуждает проблемы с ребёнком. Очень непривычно для современных культурных установок. В то же время учёные установили, что количество нервных клеток у человека в этой области приблизительно по количеству сопоставимо с количеством нервных клеток мозга кошки. И, наконец – сердце, внутренний наставник, создатель и хранитель целостности. И здесь также обнаружены большие скопления нервных клеток, которые на бессознательном уровне отвечают за важнейшие функции координации и интеграции всего организма.
Используя воображение, мы можем пройти долгий путь за короткое время. Здесь не только выигрыш во времени, но и возможность глубокого системного изменения. Можно сказать, что язык воображения, образов, символов – это и есть язык системного управления, сохранения и развития целостности.
Без всякого сомнения, воображение может быть использовано и для создания деструктивных реальностей. Верный путь – использовать воображение для поиска истинных сокровищ: скрытых ресурсов человеческой психики. Мы особо выделяем малоизвестные сегодня ресурсные состояния – состояния вдохновения. Именно настройка на эти состояния является естественным и благоприятным входом в мир энергий и возможностей мира воображения.
Но, как говорится в мудрых русских народных сказках, «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается». Кстати, один из исследователей миров воображения Луиза фон Франц, ученица и последовательница Карла Густава Юнга, отмечала глубину и тонкость именно русских народных сказок, видя в них соответствие известным на сегодня законам психической реальности. Много очень точных сказок со скрытым смыслом учат тому, как вести себя в мире воображения. Вспомните знакомые из детства сказки о Василисе Премудрой, лягушке-царевне, Кощее Бессмертном, о яблоне, которую нужно подвязать, о скрипучих воротах, чьи петли надо смазать маслом, а также о многих других персонажах, которые объявляют о себе путешественнику: «Я тебе ещё пригожусь».
Подготовка к путешествию
И прямо сейчас давайте начнём учиться действиям в мире воображения.
Давайте приступим. Я предложу вам поиграть в особую игру. Я буду произносить слова, а вы будете видеть образы, которые возникают в вашем воображении в связи с этими словами. Учитесь не вмешиваться в этот процесс. Какие образы появляются перед вашим внутренним взором, то и правильно. Я произношу одно слово, затем другое и перед вашим внутренним взором появляются всё новые, и новые образы. Один сменяет другой, и иногда, складывается сюжет. И это подобно просмотру фильма на своём внутреннем, или, как его часто называют, ментальном экране.
Это очень просто. В сновидении у вас обычно появляются образы вне вашей воли, сами собой. Сознание обычно притормаживает их появление. А как только оно отходит на задний план, занимая позицию наблюдателя, они появляются.
Говоря о пользе такой работы с воображением, расскажу небольшой случай, который произошёл со мной в начале 90-х годов. В то время население России испытало огромный интерес к различным новым реальностям мира психологии и эзотерики. Меня пригласили прочитать лекцию об образном мышлении, которая должна была пройти в помещении одной из маленьких городских библиотек. Стояла сентябрьская солнечная погода, но несмотря на осень, в помещении, где собралось больше сорока человек, было душно. Для того, чтобы посмотреть, как у присутствующих работает воображение, я предложил сыграть в игру со словами и их образами, возникающими спонтанно. Удивительно, но сначала одна женщина, затем – другая, а потом, какой-то мужчина сообщили, что у них прошла головная боль и вообще стало как-то легче. Конечно, в те годы многие были настроены на чудо, и это ожидание действительно давало результаты. Но мне представляется, что дело здесь не только в этом. Работая с воображением, человек учится лёгкости, спонтанности, состоянию внутренней свободы. А уж это состояние способно творить чудеса. Есть и другое объяснение, связанное с тем, что каждый образ – это символ, который позволяет получить непосредственный контакт с теми энергиями, той психологической атмосферой, которые он выражает. Ведь чувствуем же мы себя отдохнувшими после того, как посидим на берегу моря, послушаем его голос, шум прибоя, крики чаек, вдохнём запах морской свежести, свободы. Или во время прогулки в лесу…
В свое время французской научной комиссией была признана несуществующей теория лечения магнетическими флюидами Месмера по причине того, что воображаемые образы (например, деревья) оказывали такое же лечебное действие, как и действительно существующие объекты. Но ведь воображаемое, в плане психологической энергии и информации, может быть не менее реальным, если не более. Об этом свидетельствует как вся духовная история человечества в целом, так и те современные психологические подходы, о которых мы будем стараться рассказывать в этой книге. Не стоит уподобляться в этом вопросе одному из юмористических героев А.П. Чехова, который говорил: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда».
Итак, давайте начнём исследовать воображение, его возможности…
Тропинка… Вы представляете себе то, что появилось перед вашим внутренним взором. У кого как получается. Может быть, образы появляются как бы в голове, кто-то может увидеть их так, как будто они существуют в реальности.
Вы можете увидеть тропинку, идущую через поле, через зелёные травы, цветы, а может быть и в лесу, среди гор. Позвольте выбрать подходящий образ своему бессознательному. Живые и яркие внутренние образы могут спонтанно появиться и на втором, и на третьем, в общем, на любом слове нашей игры-эксперимента. Дальше мы будем называть наши игры-эксперименты путешествиями в мире воображения.
Давайте продолжим наше путешествие…
Пещера…
Корабль…
Сирень…
Лес…
Берег моря…
Зеркало…
Лунная дорожка…
Костёр…
Цветущий сад…
Фонтан…
Всё. Хорошо. Возвращайтесь из мира воображения сюда к обычной реальности.
И давайте поговорим о том, что у вас получается.
Вот пример одного из таких путешествий в мире воображения. «Кругом была зелёная трава. Среди неё тропинка. Пещера глубокая, а рядом стоял камень. Конечно, каждый образ имеет свой символический смысл, но мы пока не уточняем его. Зеркало… Представился образ, когда выходила из дому посмотрелась в зеркало. Увидела себя в отражении. Отметим, что символ зеркала отражает самопознание. В сновидениях человека появление зеркала указывает на потребность лучше понять себя и, одновременно, на уже начавшийся процесс осознания. Лунная дорожка – я представила ночь… дорога, а на дороге лежит лунный свет».
Теперь мы сделаем наши игры-эксперименты с воображением, путешествия интереснее. У вас появится возможность учиться проявлять свою волю в мире воображения, исследовать ту реальность, которая возникает в вашем воображении. Сейчас мы подключим ощущения. Например, я говорю лес, и у вас возникает образ леса, и далее вы как бы своей воображаемой рукой что-нибудь трогаете в этой воображаемой реальности, к чему-нибудь прикасаетесь и наблюдаете, какие ощущения возникают при этом. В этой игре-эксперименте, этом путешествии вы учитесь очень тонкой и важной настройке вашей психики, соединению двух реальностей – сознания и бессознательного. Плодотворный и творческий союз этих сил способен рождать чудеса. Кстати, символом такого союза в мире воображения является берег моря, с набегающими волнами, запахом водорослей… Символом изумительной атмосферы свободы, лёгкости, сочетания бодрости, свежести и расслабления, что непременно после года, проведённого на работе, в напряжении, хочется к морю, хочется смыть с себя эту усталость, тревогу и как бы возродиться к новой жизни, мечтам и планам… Или лужайка с цветами, как в детстве… Или, если хотите, ухоженный сад, в котором пышная, роскошная растительность, цветы замысловато оплетены пешеходными дорожками, тропинками. Сад, дающий возможность в безопасности наслаждаться эстетикой природы, её необычными формами со скрытым в узорах веток и стволов таинственным порядком, вдохнуть приятный сумрак листвы, дарующий приятную прохладу в жаркий день; услышать звуки фонтана, заливисто рокочущего где-то в центре сада. И всё это имеет глубокий смысл и действительно оказывает своё благотворное, чарующее действие.
Прикоснуться к воображаемой реальности. Правило здесь мы установим такое – настраиваться на получение приятных ощущений. Например, я говорю: «котёнок», а вы представляете, как этот котенок вцепился коготками в вашу руку. Так не надо. Погладьте, прикоснитесь к его шёрстке, чтобы вам было приятно. Мягкая, тёплая, нежная. Может возникнуть ощущение легкой вибрации мурлыкания котёнка под вашей рукой. Мы учимся настраивать хорошие, симпатичные реальности воображения.
В огонь не надо совать руки. Почувствовали приятное тепло, всё, достаточно. Образ может быть очень реальным в своём воздействии на организм, чувства. Психологи специально предлагают клиентам найти в воображении место, в котором они чувствуют себя комфортно. Воображая такое место, люди могут позволить себе экспериментировать со своими способностями, играть. Действительно, рождается та благоприятная психологическая атмосфера, в которой человек проявляет свои способности, быстро учится новому, у него появляется гораздо больше возможностей для управления своим организмом, психологическими и физиологическими процессами.
Давайте продолжим. Всё точно так же. Я произношу слова, вы видите образы и потом в этой воображаемой реальности к чему-нибудь прикасаетесь.
Тропинка…
Цветущий сад…
Фонтан…
Летний день…
Берег моря…
Поэзия…
Лодка…
Остров…
Ракушка…
Возвращайтесь. Вот пример одного из путешествий. «Представила, что иду по тропинке. Вокруг деревья. Всё зелёное и почему-то накрапывает редкий дождь. Берег моря… Просто иду и почему-то опять погода холодная. Цветущий сад весь в розах. И я ощущаю всё это. Поэзия – представился стол старинный, резной, перо, несколько маленьких томиков стихотворений. Ракушку я приставила к уху и услышала шум».
Если у вас получается включаться в игру, наше путешествие, видеть яркие, живые образы, то вы уже находитесь на очень хорошем уровне развития воображения.
Мэри Уоткинс (специалист в области архетипической психологии) выделяет десять этапов (типов) развития способностей взаимодействовать с миром воображаемых образов. Вот основные из них:
В начале освоения мира воображения вы только смотрите на образы. Они могут быть достаточно яркими, отчётливыми, но вы сами не находите себя среди этих образов.
Затем – вы начинаете действовать внутри воображаемых сцен.
После этого наступают стадии развития воображения, когда появляется возможность перевоплощения, когда вы действуете внутри воображаемого ландшафта, но не так, как поступаете обычно. Вы можете являться любым образом, например, почувствовать себя птицей, буквально перевоплотиться в этот образ.
Управляемому или активному воображению обучают в разных психологических школах, по-разному называя одну и ту же способность на некоторое время отрешаться от реального мира и погружаться в мир образов, сохраняя своё сознание и активность. Существует даже направление, ставшее сегодня известным широким слоям населения – осознанные сновидения (т. е., когда человек спит и знает, что находится в реальности сновидения). Для всех этих направлений характерно понимание того, что в мире воображения открывается мир, наполненный чудесными возможностями и ресурсами, но требующий к себе уважительного и внимательного отношения, знания законов этой реальности.
Важно чтобы вы сохраняли свою осознанность во время путешествий в мир воображения. Осознание, помноженное на воображение, способно рождать чудеса. Например, Стивен Лаберж (родоначальник метода осознанных сновидений) приводит случай, когда один из его учеников в своём сновидении катался в привычном стиле – как корова на льду. Вдруг поняв, что спит, он сказал себе, что сейчас мои действия будут руководствоваться моим высшим знанием. «После этого он полностью слился с процессом катания. Мгновенно исчез страх, исчезли все преграды, и он заскользил по льду, как профессионал, чувствуя себя свободным, как птица» (Лаберж, 1995, с. 163).
Когда автор сновидения в очередной раз встал на коньки, то решил попробовать эту технику "слияния", и с тех пор ощущение свободы стало его неизменным спутником в катании на коньках.
Ради таких возможностей и стоит учиться управлять своим воображением. С помощью него настраиваться на лучшие состояния, на вдохновение, используя знания, о которых пойдёт разговор далее. И мы уже говорили о том, что воображение и вдохновение тесно связаны, поскольку их развитие идет во многом параллельно.
Сейчас мы займёмся звуками. Теперь ваша задача увидеть образ, прислушаться к этой воображаемой реальности, услышать что-нибудь. Например, дождь за окном. Появляется воображаемый образ и можно вслушаться в звук капель дождя, легко стучащих по подоконнику, и, сквозь пелену шума, множество других звуков. Мы вообще обладаем невероятной способностью к прослушиванию воображаемых звуков. В библиографических описаниях многих известных людей присутствуют моменты, когда они в полной тишине слышали звучание целых оркестров в своём воображении. Со всеми струнными, духовыми, клавишными инструментами. Где конструируется эта реальность? Пока этого никто не знает, но человеческие способности невероятны. Можно, например, управлять своим воображением, по своему желанию включать или отключать звук, наблюдая на воображаемом экране различные сцены. Мы это многократно проверяли на наших семинарах и мастер-классах.
Давайте продолжим. Вы учитесь настраиваться на восприятие воображаемых звуков.
Берег моря…
Осенние листья…
Гитара…
Городская улица…
Пещера…
Звездное небо…
Парк развлечений…
Карнавал…
Возвращайтесь и давайте мы с вами обсудим результаты наших игр-экспериментов со своим воображением, путешествий к новым возможностям и энергиям.
Хотелось бы отметить пользу, которую несёт развитие способности управлять своим воображением. Как правило, основой успеха является найденное равновесие, гармоничное сочетание спонтанности и контроля. Далее мы уделим этой теме должное внимание, как одной из ключевых в развитии человека, его возможностей. Во многом, найденное равновесие двух таких разных стихий: спонтанности и контроля, можно сказать по-другому – свободы и воли – есть формула вдохновения, философский камень, превращающий свинец в золото, живительный эликсир, дарующий вечную молодость и бессмертие. Наши игры-эксперименты, путешествия в мире воображения позволяют учиться такому балансу, творчески находить внутри себя способы проявления этого вечного танца, стремящихся друг к другу таких разных стихий.
Теперь мы с вами уже достаточно подготовились к более глубоким путешествиям в мире воображения. Глубже – это значит отрешённость. Вы не перестаёте обращать внимание на то, что вокруг вас. Но вы больше там, внутри, в воображении. И чем более вы отрешаетесь от событий повседневного мира, тем больше у вас открывается разных, необычных способностей. Здесь вы найдёте мир ярких возможностей, энергий, ресурсов. Вот эти ресурсы, возможности нас очень интересуют. Здесь – мир перевоплощений, трансформаций, здесь – очень много разных вещей: простые ходы, проходы, которые вы пока, может быть, не знаете, не видите, но они есть и могут серьёзно улучшить вашу жизнь.
Универсальные символы
Человек обладает удивительной и могущественной способностью создавать вселенные в своём воображении. В то же время воображение не принадлежит только одному человеку, поскольку оно по своей природе связывает всё человечество. Карл Густав Юнг один из первых дал этой способности людей название «коллективное бессознательное». Сила и значение этой творящей символической стихии только начинает осознаваться в ходе изучения человеческой психики, её возможностей.
Символы – это то, что выходит за рамки слов и опирается на более глубокую основу, это тот язык, который мы понимаем где-то на глубине. Создание таких символов сегодня – одно из эффективных и продуктивных средств развития человека.
Согласно психосинтетическому подходу, разработанному Роберто Ассаджиоли, три важнейшие функции символов определяют их огромные и пока ещё мало осознанные потенциальные возможности в организации динамики психической жизни человека (Ассаджиоли, 2008).
Во-первых, символы являются своего рода аккумуляторами, вместилищами и хранилищами психической энергии.
Во-вторых, символы осуществляют её трансформацию.
В-третьих, символы можно рассматривать как проводники психических энергий.
Эффективность символов последовательно выражается в притягивании психических энергий, в их накоплении с последующей трансформацией, а затем в использовании этих энергий в целях интеграции. Согласно Ассаджиоли, символы обладают самоактивностью, направляют внутренние бессознательные процессы. Важно подобрать подходящий символ, разместить изображение этого символа в окружающем человека пространстве, и символ начинает своё воздействие. Остаётся только наблюдать за результатами.
Наряду с индивидуальными, также особое значение имеет работа с универсальными символами. Они сегодня хорошо известны благодаря работам многих ученых: мифологов, психологов, религиоведов. Ганс Карл Лёйнер – автор «символдрамы» или, по-научному, «кататимного переживания образов», доказал важность систематичной работы в воображении с такими универсальными символами, мотивами. Например, источником, рекой, домом, опушкой леса, вершиной горы и многими другими символами. Французский психоаналитик Робер Дезуаль описал, можно сказать, картографировал структуру некоторых универсальных символов: исследования глубин моря и подъёма на вершину горы, показал их эффективность в развитии человека. Среди мифологов, религиоведов следует отметить работы Мирча Элиаде и Джозефа Кэмпбелла. Все они утверждали присутствие универсальных символов, их мощное воздействие на жизнь человека.
Существует организованная структура универсальных символов, позволяющих как решать различные проблемы, так и проводить диагностические исследования. Иногда подъём на вершину сопровождается разрешением мучивших проблем, инсайтом, озарением, исцелением, что используется во многих психоаналитических и гипносимволических методиках. Животные символы связаны с психологическими характеристиками, с одной стороны, активизируют и освобождают инстинктивные побуждения, с другой – позволяют «поднимать» их на другой уровень, очеловечивают, одухотворяют и окультуривают грубую животную энергию. Значительной силой психологического воздействия обладают пейзажи, которые отражают состояния души, оказывают непосредственное влияние здесь и сейчас.
Сегодня вы познакомитесь с тремя универсальными, ключевыми символами. И интуитивно вы можете ощущать их ценность, присутствие внутренних энергий и смыслов, которые раскрывают потенциал человека и дают ему какие-то новые возможности, доступы к глубинным ресурсам.
Один из таких символов есть лужайка, поляна, луг. Для того чтобы получить доступ к своим психологическим ресурсам необходимо сначала почувствовать себя в комфорте и безопасности. На языке символов – очертить священный круг возле себя. Я нахожусь здесь. Меня ничто не беспокоит на этом приветливом, даже ласковом лугу, залитом летним солнечным светом. Плодородие этого луга представлено обилием трав и цветов. Здесь царит атмосфера светлая и радостная.
Символика луга, лужайки в первую очередь аллегорически олицетворяет представление о рае, о «саде Эдем». В человеческом отношении, это – выражение добродушного, уравновешенного, относительно бесконфликтного и лишенного соперничества, заманчивого, представляющего плодородие материнского мира. В российском жаргоне не случайно возникло словосочетание «накрыть поляну».
Луг, Лужайка – это один из символов, которые освобождают, релаксируют человека и позволяют ему быть самим собой, начать в безопасности исследовать мир возможностей воображения.
Давайте прослушаем пример такого путешествия в мире воображения на луг, описанного создателем символдрамы Гансом Карлом Лейнёром.
Лейнёр приводит образец типичного сценария: «Постарайтесь теперь, пожалуйста, представить себе луг. Если у Вас появится какой-нибудь другой образ – это тоже неплохо. Все, что появится, хорошо… Вы можете также подать мне первый знак, наклонив голову, если у Вас появились какие-то образы.
Бросается в глаза, что испытуемый сидит в кресле в расслабленном состоянии. Видно, что на лице нет напряжения. Он дышит спокойно и примерно через полминуты открывает губы и начинает тихо и медленно говорить, сначала слегка непонятно. Но скоро голос становится увереннее и четче.
Он говорит: "Да, я вижу перед собой траву, длинную и почти высокую траву. Она едва колышется на ветру, но кроме этого я ничего не могу увидеть".
– Придайтесь, пожалуйста, целиком Вашему образу.
– Да, это приятно, красивая мягкая трава, хорошее чувство…(Пауза полминуты.)
– Попробуйте, пожалуйста, оглядеться дальше вокруг, чтобы Вы смогли ещё узнать, куда простирается луг, где его границы и вообще всё, что ещё есть.
– Да, теперь я поднял взгляд, я вижу перед собой сочно-зелёный луг. Он не слишком большой, тут и там видны отдельные цветы… Теперь становится отчетливее, я вижу голубые цветы и жёлтые маленькие цветочки. Трава кажется теперь ниже, всё стало как-то приветливее и ласковее. Правда, луг не такой уж большой. Солнце светит, все почти как весной, все еще как-то нетронуто, особенно приветливо и радостно. Слева и справа луг довольно узок и стеснен лесом с высокими хвойными деревьями. Но всё простирается далеко назад и, кажется, становится сзади шире. Я могу смотреть далеко-далеко. Совсем далеко позади поднимаются несколько гор… – вдали, может быть, даже горы с покрытыми снегом вершинами.
– Мне было бы интересно узнать, знаком ли Вам этот ландшафт или же он родился только в Вашей фантазии?
– Нет, такой луг я ещё не видел. Это что-то совершенно новое. Я бы всё-таки сказал, больше из фантазии.
– Вы можете ещё что-нибудь увидеть?
– Да я вижу теперь спереди слева канавку, это – да, да, это действительно он – это маленький ручеек, который течет через луг. Он не очень широкий, но вода в нём абсолютно прозрачная и чистая. Мне даже хотелось бы попить из него.
– Сделайте же это!
– Да, теперь я опустился на колени и опираюсь левой рукой о другой берег – ширина ручейка не более 50 см – и черпаю правой рукой воду. Она довольно прохладная, приятная. Я пью из сложенной лодочкой руки; протираю водой также и лицо. Это приятно прохладно. Я повторяю это еще раз – хорошо освежает!..
(Пауза.)
Теперь мне достаточно, солнце светит очень приятно. Я устал и хотел бы прилечь.
– Пожалуйста!
– Теперь уже я лежу, тоже с закрытыми глазами, на лугу. Солнце согревает мне лицо. Трава шуршит на ветру, и я слышу, как журчит ручей, всё дышит спокойствием и умиротворением, и мне бы хотелось никогда не уходить отсюда. Это замечательное чувство внутреннего покоя и радости. Это просто великолепно. Мне даже совершенно всё равно, что вокруг сидят коллеги и слушают меня. Я и не заметил, как совсем забыл о них» (Лейнёр, 1996, с. 27–28).
Символика луга, лужайки позволяет почувствовать себя комфортно, в безопасности, под защитой священного пространства, снять с себя броню доспехов и вернуться в мир доверия, прикоснуться к пространству возможностей.
Сочетается с символикой луга, лужайки другая очень важная символика источников, родников. Чистая и прозрачная вода, которая появляется из-под земли, питая жизнью все окружающее, есть символ психической энергии или либидо, а сам источник есть начало всего сущего, творческой энергии, энергии жизни, которая необходима для мира. Как известно, мифология источника тесно связана с мифом райского блаженства. В раю (как повествует нам Библия) воды жизни проистекают из основания Древа Жизни, которое, как родник, даёт начало четырём рекам рая. Эти реки символизируют творческую силу, истекающую в явный мир до его пределов. У христиан родник жизни имеет отношение к бессмертию, он есть Дух Святой, означает искупление и очищение водами живыми. В исламе источник – Небом посланные воды реальности, испить которых означает получить высшее знание. Согласно Мирча Элиаде, в более или менее сложной форме райский миф, описывая изначальное состояние, встречается по всему свету. Это состояние и возможности были утеряны в результате «падения» человека, изначального раскола. Так же как шаманы и мистики в экстазе возвращали утраченное райское состояние, так и современные психотехнологии, работая с символикой источника, возвращают гармоничное, радостное, наполненное красотой состояние души.
Конец ознакомительного фрагмента.