1 Проблема начала возникновения Вселенной Света
Отправной точкой в любых рассуждениях относительно возникновения и развития Вселенной Света должен быть ответ на вопрос, касающийся первоосновы – того, что предшествовало созиданию мироздания. Проблема Начала волновала умы многих поколений мыслителей и остается одним из актуальнейших аспектов космологии. На этот счет существует два философских учения – дуализм и монизм. Согласно первому направлению, признаются равноправными, не сводимыми друг к другу два начала – духа и материи. Наиболее известным представителем дуалистических воззрений был Декарт, который бытие разделял на мыслящую и протяженную субстанции. Представители второго учения рассматривают многообразие мира в свете единой основы (субстанции) всего сущего. Высшей формой монизма является диалектический материализм, исходящий из того, что все явления в мире есть не что иное, как различные виды проявления движущейся материи. Особое значение имеет философия Плотина (1995), который синтезировал учение Платона, Аристотеля, стоиков и герметиков. В его космологической картине прослеживаются элементы системы. Божественное царство им представлено Божественной Триадой – тремя последовательными субстанциями (Первоединое, Божественный Разум – мыслящая первопричина и Вселенская Душа), отражающими переход от простого и всеединого к сложному, но частному.
Принятие той или иной точки зрения относительно космологической модели Вселенной Света во многом определено представлением о самом процессе созидания. Когда нет возможности непосредственно воспринимать первооснову, необходимо обратиться к следствию творения – миру, окружающему нас. Ибо в нем, было, есть и всегда будет то, что определяет любые построения и является основой и скрытой побудительной причиной к созидательному действию. Созидание любой материальной системы возможно при наличии как минимум двух обязательных компонентов – того, из чего возникает предметный мир, и силы, обеспечивающей движение материала. Экстраполируя это в прошлое, когда Вселенной Света еще не было, приходишь к выводу, что соблюдение указанных условий было возможным при наличии двух начал, потенциально несущих в себе эти функции.
Таким образом, признавая двойственность первоосновы, я никак не отождествляю это с существованием двух самостоятельных субстанций. В противном случае, исходя из существующего определения этого атрибута бытия, необходимо было бы признать две первоосновы. Однако при таком условии вряд ли все многообразие уровней и форм объективного мира олицетворяло бы неразрывную и последовательную цепь созидания. Такое единство возможно только при существовании изначально чего-то неделимого и все сущего. Следовательно, указанные выше начала необходимо рассматривать как два трансцендентных элемента Единого. Это есть Первоединый – Первое и Единое Начало. “ Истинное начало всего есть первое, или верховное, именно потому, что оно – бестелесное и Абсолютно Единое, простое» (Плотин,1995. С. 33). Такой подход к пониманию первоосновы позволяет объединить дуалистическое и монистическое воззрения. Двойственность сущности Первоединого – есть скрытый фактор к интеграции элементов его слагающих.
Первооснова это нечто «То», которое не связано с какой-либо системой и вмещает абсолютно все для созидания (построения систем). Являясь субъектом по отношению к объекту творения, конкретного и ограниченного, как любая система, оно есть не что иное, как «… Единая, Абсолютная Действительность, которая предшествует всему проявленному и условному Сущему. “ (Блаватская, 1991. Т. 1. С. 48).
Вездесущность и беспредельность Первоединого определена отсутствием какой-либо организационной связи между его элементами и, следовательно, ограничений в их распространении. Но, как известно, в мире систем связь невозможна без движения. За счет его происходит объединение элементов в систему. Становится очевидным, что движение, или процесс, необходимо понимать как переход первоосновы из несистемного состояния к интеграции элементов. С этой позиции изначальное состояние первоосновы должно характеризоваться абсолютным покоем. Однако абсолютность этого условия правомерна для проявленного мира, но на ноуменальном уровне она относительна.
Для осознания этой особенности необходимо обратиться к таким важнейшим понятиям философии Аристотеля, как акт и потенция. Своим учением о действительности и возможности этот древнегреческий философ ввел в онтологию принцип развития. «Возникновение» он объясняет через введение понятия акцидентального не бытия, или отсутствия формы. Так, Аристотель по-своему отразил свойство первоосновы, которое в системном подходе тождественно отсутствию какой-либо организации. Ведь акциденция означает несущественное в противоположность субстанциональному, или существенному, и является несистемным образованием.
Переход от небытия к бытию Аристотель объясняет как переход от потенциального состояния к актуальному состоянию. Если это соотнести с элементами Первоединого, то для последовательного перевода их в актуальный ряд нужен импульс. Побудительными причинами для этого должны быть Цель и Идея, воплощение которых дает форму. Именно к такому пониманию причин возникновения субстанционально сущего пришел Аристотель. Идея и Цель им трактуются как два из четырех начал. Остальные соответствуют указанным выше элементам.
Если исходить из двойственности первоосновы, то возникает вопрос, какой из двух элементов мог стать носителем Идеи. Ответ мы найдем, если снова обратимся к сущности созидания. Невозможно реализовать Идею для достижения Цели без движения. Следовательно, элемент, несущий в себе это потенциальное свойство, должен вмещать указанный атрибут разума. Согласно учению «Тайной Доктрины», с ним должно быть связано абсолютное, абстрактное движение, представляющее безусловное сознание. Речь идет о божественном Духе, потенция которого к активности (проявлению сознания) проявляется в возможности периодического истечения энергии Абсолютного Света. При этом Первоединый от этого нисколько не изменяется и остается в покое. Это “ Единый Вселенский Свет, который для человека есть Тьма…» «Тьма в ее коренном метафизическом основании, есть субъективный и абсолютный Свет….» (Блаватская, 1992. Т. 2. С. 416; 1991, Т. 1. С. 117).
Функцию второго элемента выполняет Протоматерия, которая пассивна в своей сущности. Ее «безразличие» необходимо отождествлять с понятием хаоса, который в ряде древних космологий приписывается этому элементу Первоединого. Системный подход позволяет внести некоторую ясность в понимание такого состояния. Для этого необходимо уяснить, что хаотичность Протоматерии проявляется в пассивности ее самой к себе, т. е. отсутствии связи между ее элементарными частями. Такой подход предполагает существование двух уровней объединения потенциально активного и пассивного элементов Первоединого на пути образования системы. Первый и высший (субстанциональный) предусматривает вывод первоосновы из нейтрального состояния путем образования опосредованной (через силу безусловного сознания) связи между элементами, что позволяет ввести движение (действие) в созидательный процесс. Благодаря этому Первоединый, как единая реальность, из области абстрактного пространства проявляется в пространство сознания-силы.
Второй уровень (материальный), как уже было сказано, предусматривает установление прямой связи между частями материи. В проявленном мире, где возникновение и существование материальных систем стало возможным благодаря движению и только ему, состояние хаоса также имеет место и возникает при нарушении системности (порядка) в действии. Это приводит к разрыву связей между элементами, и как итог – к их хаотическому движению.
Все сказанное выше относительно предактового состояния Первоединого будет неполным, если, забегая вперед, особо не отметить главное свойство Абсолютного Света. Своим периодическим истечением он способен воспринимать Первое Начало через рождение от него. Плотин (1955) в своей космологии это состояние объясняет как процесс созерцания или проявления Божественного Разума. В плане дальнейшего созидания он становится мыслящей первопричиной.