Археология
В первой половине девятнадцатого века в Европе возникает библеокритика. Ее основывают неевреи, но к ним быстро и активно примыкают евреи из бурно растущего тогда реформистского движения, состоящего из ассимилированных евреев, которые искали способа самооправдания от угрызений совести из-за отхода от традиционной еврейской жизни. Для этого им нужно было дискредитировать ценность традиции, а поскольку в основе ее лежит Тора, они обрушили критику на этот корень и источник жизни. И пытались доказать ее несостоятельность, нередко делая это волюнтаристски, занимаясь демагогией или с помощью безапелляционных заявлений типа: «Истории об Аврааме, Ицхаке, Якове, о братьях и о Египте не могут быть подлинными. Они были придуманы позже, возможно во времена Эзры».
Как им ответить? Сегодня это на удивление просто60.
Когда они делали свои первые выпады, археологических фактов, которые могли бы им помешать, еще не было. Но в начале двадцатого века библейская археология переживает бурный расцвет, и многочисленные открытия показывают подлинность Торы. Нередко те детали, которые библеокритикам казались свидетельствами позднего происхождения Торы, обнаруживались в более древних слоях и подтверждали истинное время ее написания. Еще важнее – что были детали, которые описывала Тора, но потом их уже не было, поэтому Тора не могла быть написана позже этих времен61. Следуя указаниям Торы, археологи находили многие ее подтверждения.
Конец ознакомительного фрагмента.