Божественная мудрость
Теперь рассмотрим внутренние свидетельства Божественного происхождения Торы, которые легко было бы опровергнуть, если бы она была написана людьми.
Определяя, каких наземных животных можно есть евреям, Тора упоминает два признака: раздвоенные копыта и отрыжка жвачки (Ваикра, 11:1—8; Дварим, 1:4—8), добавляя, что есть четыре вида, которые имеют лишь один признак, поэтому несъедобны. Верблюд, арневет (кролик) и шафан (заяц)53 жуют жвачку, но у них нет раздвоенных копыт; а хазир (свинья) не пережевывает, но у нее раздвоенные копыта. Талмуд (Хулин, 59—60) утверждает, что Тора перечислила здесь всех животных, у которых есть только один признак кошерности54.
До сего дня известны лишь эти четыре вида и их близкие родственники. Подумайте, разве Моше был зоологом или путешествовал по всей земле, откуда он мог это знать, хотя с тех пор открыто множество животных?55
Кто мог взять на себя такое категорическое утверждение и зачем? Никто из людей – только Творец, ибо Он знает всех животных, которых создал.
Вот еще утверждение, которое бы не посмел бы сделать ни один человек (Дварим, 4:32—36):
«Исследуй давно прошедшие времена, до момента, когда Б-г сотворил на земле человека, с одного конца небес до другого. Посмотри, было ли где-то такое великое событие или слышали о чем-то подобном. Слышал ли какой-либо народ, как Б-г говорит из огня, как ты, и остался жив? Делал ли Б-г чудеса, выводя один народ из среды другого с такими казнями, знамениями и чудесами, и войной, и дланью могучей, и рукою простертой, и ужасными явлениями, какие сделал Б-г в Египте перед твоими глазами? Вы единственные, которым это было показано, чтобы знали: Б-г – Всевышний. И кроме Него нет другого. Он с Небес дал услышать вам голос Свой, чтобы вас научить, на земле показал Свой великий огонь, и вы слышали Его слова из огня».
Здесь Моше объясняет, почему Б-г собирается наказывать евреев, если когда-либо не будут подчиняться законам Торы. Даже если это произойдет «в конце дней» (спустя тысячи лет). Почему? Потому что нам лучше дали о Нем узнать, чтобы мы не следовали по путям народов. И ни одна религия за прошедшие тысячи лет никогда не будет претендовать на открытые всему народу чудеса и такое откровение Б-га. Поэтому мы как народ обязаны быть на более высокой духовной ступени и вести себя, как требует от нас Тора, а не опускаться на уровень окружающих народов. Поэтому Б-г так огорчается, когда мы забываем, что мы единственный избранный народ, обладающий единственной истиной – истиной Торы.
Вот! Как человек три тысячи триста лет назад мог такое сказать обо всей будущей истории? Все это могло произойти естественным образом, только если бы еврейский народ создал единственную сверхдержаву мира, в которой все бы приняли Тору. Но за время от дарования Торы сменилось много сверхдержав, которые могли сами сделать эти или какие угодно другие заявления. Но ни христиане, ни ислам, ни кто-либо иной, ни на что подобное чудесам Исхода из Египта и Откровению на Синае не претендовали. Кто из людей пошел бы на такие рискованные предсказания?
1) Если бы это была неправда – как вы не можете надеяться, что выкрутитесь, если потребуется, так не могут на это надеяться и другие. 2) А если даже все правда, кто вы такой, чтобы делать столь смелые предположения о далеких временах? Откуда вы знаете, что никто не позавидует и не скажет, что и его религия зиждется на тех же основах? Почему объяснение будущих наказаний нашего народа должно основываться на фактах, над которыми вы не имеете контроля? Разве что вы действительно имеете контроль. Если вы Б-г, который дал нам Тору и направляет ход истории согласно свой Торе. Только Его заявление имеет тогда смысл.
Еще подобный пример о Западной стене приводится в приложении Г (7).