Дорогостоящие заповеди
Вы можете удовлетвориться этим, но упрямый скептик не убежден. Для него мы продолжим.
Один из самых неприятных моментов соблюдения законов Торы заключается в том, что они вводят в расходы. Люди ценят трудно заработанные деньги. Примут ли они религию, которая заставит их раскошелиться, если ее выдумал человек?
Конечно, есть много заповедей, с которыми человек согласится, даже если они стоят небольших денег. Среди них может быть даже обязательная благотворительность, особенно если она освобождается от налогов.
Но кто примет законы, требующие больших расходов, денег, времени, сил? И главное, кто попробует «продать» такую дорогую религию? В эпоху Храмов нужно было ежегодно отделять десятину левитам (Бемидбар, 18:21—24; Дварим, 14:22, 26:12)49. А каждый третий и шестой год семилетнего цикла еще десятину (Дварим, 14:28, 26:12) – так в эти годы отдавали пятую часть всего урожая. Трудно. А после этих обязательных налогов нужно было еще, насколько позволяют возможности, поддерживать бедных. Кто бы это все терпел и шел на такие жертвы, если бы не закон Б-га? И кто бы это потребовал с самого начала, предлагая новую религию?
Есть запрет получать пользу от фруктов первых трех лет после посадки дерева. «Если нельзя есть, дайте хоть продать, я так трудился эти годы», – могли бы жаловаться люди.
Но это не все. Надо отделить часть поля и не снимать с него урожая, оставив для бедных (Ваикра, 19:9—10) с которой не снимать урожая, оставив ее для бедныхбы жэаловаться люди. киых что о не заповеди Творца, кто это стан они уверятс). Снова материальная потеря, уходят с трудом заработанные средства.
А шабат (Шмот, 31:13—18) и многие другие обязательства? Комитет объявляет публично указ: «По субботам никто ни работает! Каждый седьмой день, богат ты или беден, не имеешь права работать».
– Послушайте, – говорят им, – конечно, отдыхать хорошо. Но я хочу сам выбирать, когда работать, а когда отдыхать. И мне не хватает денег. Бизнес сейчас идет неважно. Кроме того, я люблю работать, я трудоголик.
– Нет, отдыхай. Никакой работы.
И законы шхиты, резки скота, и вообще кошерной еды (Дварим, 12:21). Не так зарезал – нельзя есть. Потерял целую корову. Можно продать нееврею, но это не так легко, и на продаже потерпишь убытки.
«Интерес»: брать процент со ссуды еврею строжайше запрещено (Шмот, 22:24; Ваикра, 25:35—38; Дварим, 23:20,21).
– Ну, вы слишком далеко зашли, господин председатель. До сих пор я всегда давал деньги под процент. Мне не часто приходится иметь дело с неевреями, я работаю с евреями50. И что тут плохого? Друг просит одолжить. Почему, если я из-за этого не вкладываю деньги в бизнес и не получаю с них прибыли, я не могу у него попросить немного больше? Я же не беру с него процент, если он не согласен – а нередко это его идея, он сам мне предлагает. Весь мир так делает.
– Это не имеет значения. Никаких процентов.
Жертвы (Ваикра, 1—5 и другие места). Если вы согрешили, даже случайно, надо принести жертву. А они стоят дорого. Снова деньги уходят из кармана.
Заповедь выкупить у коэна первенца мужского пола (Шмот, 13:12,13; 34:19,20). Опять платить.
Подождите, говорит скептик: это же надо дать всего пять монет коэну за первого сына, сколько их у вас будет?
Но если у вас есть стада, коровы, овцы и козы, а тогда все имели скот?.. По закону, надо привести первенца коэну, он зарежет его и возьмет мясо себе. Это же стоит немалых денег, а когда скота много, да еще в течение многих лет…
Может быть, говорит скептик, левиты и коэны разработали такие законы для своей выгоды?
Но если это они написали Тору, пусть скептик объяснит, зачем они запретили себе ритуально нечистую пищу? Это еще пустяки: зачем колено Леви лишило себя земли – ведь это богатство и сила51. Зачем поставили себя в зависимое положение от представителей остальных колен, от других людей? Тем более, люди могут выбрать, какому именно коэну или леви принесут часть своего урожая, и если те непопулярны, что им достанется? Можно вообще обнищать. Вы сами бы издали постановления, которые ставят вас в такое униженное положение? И надо учесть, что было много причин, по которым пища становилось ритуально нечистой, и тогда коэн не мог ее есть, а должен был сжечь. Если бы они это придумали и даже приняли закон о нечистой пище, то создали бы какую-то поправку, чтобы очищать пищу и есть.
– А если съел запрещенную пищу, что в этом плохого? – можете вы спросить. – Но это было серьезным грехом52.
Мы перечислили только часть расходов, связанных с соблюдением Торы, не упомянув, например, постройки сукки, покупки четырех видов растений, тфилин и мезуз, соблюдения субботнего года и паломничеств – все это расходы! Но Тора говорит тебе уплатить эту цену. Если бы люди хотели сочинить Тору, они бы не написали ее такой, как она есть уже три тысячи лет, и какой мы ее соблюдаем!