Вы здесь

ВНЕ СФЕРЫ РАЗУМНОГО СОМНЕНИЯ. Истина иудаизма. Факты и свидетельства. Комитет (Шмуэль Вальдман)

Комитет

Но, игнорируя все сказанное выше о чудесах в Египте и откровении Творца на Синае, скептик может все-таки заявить, что законы Торы выдумал человек – не так трудно собрать умных людей и создать конституцию и свод законов?

В ответ, представим себя членом Комитета, которому поручено разработать законы Торы. Как к этому подойти, чтобы за новой религией пошли миллионы людей? Мне кажется, я могу показать, что движимые такой целью вы никогда бы не написали Тору такой, как есть.

Первое правило: чтобы продать новый продукт, привлечь к религии больше людей – это облегчить ее принятие, дать минимум нетрудных законов.

А Тора дает 613 заповедей, и никто из членов Комитета, если он в здравом уме, даже не мечтает исполнить их все до одной. Фактически, в Торе больше законов. Рамбан и Рамбам (и другие важные комментаторы) спорят, какие из них входят в 61347, но все согласны, что технически их значительно больше. Их обилие – первый довод против того, что Тору с ее законами написали люди.

Теперь оценим несколько заповедей, чтобы понять, стоило ли Комитету их класть в основу новой религии.

Начнем с мицвы о Шмите, субботнем годе: каждый седьмой год запрещено заниматься всеми земледельческими работами (Ваикра, 25:1—24). Кто-то выдвинул такую идею, и вы ее обдумываете как член Комитета:

– Хорошая идея.

А потом думаете, как ее исполнить. Можно разделить землю и земледельцев, которые их обрабатывают, на семь частей. Один год под паром первая часть, второй – вторая, и так далее. И те, кто работают (шесть седьмых народа), должны отдавать часть продукции тем, кто в этом году отдыхает, поддерживая субботнюю группу. Отлично!

Но руководитель Комитета предлагает: «В седьмой год никто не обрабатывает землю, никто не подрезает деревья и не сеет зерно для следующего урожая! Все поля и сады открыты для всех, каждый может придти и взять, что ему надо».

Вы опешили от явной иррациональности и протестуете: «Господин председатель, отличная идея, но я предлагаю такой вариант: разделим землю на семь частей, тогда каждые семь лет все будут радоваться субботнему году». Гордые своей идеей, вы садитесь на место.

Но председатель строго говорит: «Нет, субботний год будет у всех сразу».

Вы возражаете: «Да, но что им есть в тот год? Тем более, в следующий год, если вовремя не засеять поля»?

– Сделаем так, – говорит он. – Пообещаем всем, что в шестой год будет колоссальный урожай, так что хватит на седьмой и восьмой год (как сказано в Торе, Ваикра, 25:20—22).

– Прошу прощения, сэр, – говорите вы, – но что это за обещания? Разве от вас зависит урожай?

Однако председатель настаивает:

– Или все отдыхают, или никакого субботнего года!

Товарищи по Комитету встают на вашу сторону.

– Господин председатель, есть много возможностей, выберем другую заповедь, эта слишком трудная.

И не забудьте, речь идет о сельскохозяйственном обществе, где нет заводов и фабрик, все обрабатывают свои сады и поля и этим живут. И вдруг вы говорите не работать целый год! Можно в здравом уме принимать такие решения?

Но в Торе сказано, что все без исключения должны на год отстраниться от этой работы в надежде на избыток урожая. Кто же это послушает и станет выполнять? Кто поверит такому руководителю? Разве что этот руководитель сам Творец, от которого зависит весь урожай. Ясно, что кроме Б-га никто это и не мог предложить.

Заседание Комитета еще не кончилось, посмотрим, что будет дальше.

После семи семилетних циклов – семи субботних лет – следует юбилейный, пятидесятый год (Ваикра, 25:8—24). Выполнив все требования последнего седьмого (сорок девятого) года, теперь нельзя работать и в йовель, пятидесятый год. Два года поля никто не будет обрабатывать! Человеческий закон никогда не зашел бы так далеко. Под давлением вы согласились на субботний год, но теперь председатель предлагает юбилейный. Он в своем уме?

– Сэр, мы пытаемся «продать» новую религию, – говорите вы. – Никто ее не примет. Это слишком тяжело. Вы потеряете всех последователей с их членскими взносами.

– Нет, это отличная идея, – возражает председатель, – только подумайте: целых два года не работать!

– Два года? Да вы что? Кто на это пойдет? Мы думали, что они возмутятся, услышав об одном годе, а что будет с йовелем? Они оставят всю Тору, которую мы предлагаем, все заповеди, которые мы с таким трудом выбрали и составили.

Но председатель настаивает.

– Я не закончил. Юбилейному году, йовелю будет сопутствовать еще один закон. Каждый землевладелец должен в этот год вернуть землю первоначальному хозяину. Сколько бы раз ее ни продавали и перепродавали в течение предыдущих пятидесяти лет (Ваикра, 25:14—17,23).

– Что? – кричите вы председателю. – Они должны вернуть поля первоначальным хозяевам? Вы шутите?! Представьте обычного человека, он владеет полем уже тридцать пять лет. Что он подумает об этом законе? – Уезжать? Но я привык к этому месту. Я построил здесь мой дом. Я вложил все в эти поля. У меня прекрасные соседи. А теперь вы хотите, чтобы я от всего отказался? Я не двинусь! Ни за что! – И вы думаете, кто-то захочет это сделать? Простите сэр, подумайте сами. У вас дом, много-много лет, вы купили новый ковер, вы купили то и сделали это, а теперь вам говорят все отдать?

– Но вам заплатят за все, что вы улучшили.

– Сколько? И дело даже не в деньгах: я вложил в это дело, хозяйство столько сил и души! Кроме того, переезд – огромная работа. С какой стати, я должен слушать вас?

Нет вопроса – никто не послушает такого человека: не станет принимать Тору, которая разрушит их жизнь, поэтому и нельзя в нее включать такой закон.

С другой стороны, если Б-г говорит, что вы должны это сделать, «Потому что Моя вся земля» (Дварим, 25:23), это другое дело. Именно для этого Творец установил законы субботнего и юбилейного года, чтобы напомнить нам – кто Хозяин на этой земле. Эти заповеди даны, не столько, чтобы земля отдохнула и потом принесла больший урожай, а чтобы в седьмой и пятидесятый годы мы научились освобождаться от нашей зависимости от земли и по-настоящему полагаться на Него. Более того, каждый пятидесятый год мы должны оставлять нашу землю, которую могли обрабатывать десятилетия, возвращая первоначальным владельцам. Творец напоминает нам: ты думаешь, что ты босс? Думаешь, останешься здесь навек и сможешь забыть об истинной цели жизни? Чтобы мы не слишком гордились, не были поглощены бизнесом и материальной жизнью, Б-г время от времени должен тряхнуть нас, дав очнуться от летаргического сна. Он хочет научить нас тому, что только духовные достижения и ценности вечны. Чтобы мы не забывали выражать свою признательность и благодарность истинному Хозяину.

Понятно, что ни один человек не стал бы вводить в конституцию такие заповеди. Логика многих законов отражает Божественную природу Торы. Вот еще несколько.

В Торе написано (Бемидбар, 5:11—13), что женщине, которую не без основания подозревают в неверности мужу, дают выпить «горькой воды». Если она действительно совершила прелюбодеяние, вода убьет ее (за ней последует и любовник), а если не согрешила, вода принесет не вред, а благословение.

Если Б-г установил такой закон, в нем есть смысл – Он делает чудо. Но в книгу, которую придумал человек, включать такой закон – безумие. Прежде всего, Комитет, поскольку они это придумали, знает, что это не окажет эффекта. Тогда возникает вопрос, зачем устанавливать такой закон. После нескольких раз, когда прелюбодеи удостоверятся, что вода не оказывает воздействия, об этом разнесется слух, и люди уверятся в безнаказанности. Это бросит тень на закон и всю Тору, подорвет веру в нее. Намного эффективнее установить определенное наказание мужчине и женщине, если их застали при подозрительных обстоятельствах. Это будет хорошим предупреждением всем остальным и не представит Тору в невыгодном свете. Поэтому Комитет никогда бы не принял этого закона. Он мог быть установлен только Творцом.

Еще пример того, что Тору не придумали люди – паломничество в Иерусалим: «Три раза в год все здоровые мужчины должны подняться в Иерусалим» (Шмот, 34:23; Дварим, 16:16,17)48.

Непросто бросить все дела точно в назначенный срок и потратить несколько дней, чтобы добраться до Иерусалима, люди не любят оставлять семьи – это жертва. И требовать ее от людей три раза в год? К тому же могут сказать: «Если все мужчины уйдут, на кого останутся женщины, кто их будет охранять, когда об этом узнают враги и устроят из-за границы буйный набег? Что будет с семьями, скотом, полями»?

– Не беспокойтесь, – говорит председатель, – обещаю: «Никто не покусится на вашу землю, когда будете подниматься, чтобы увидеть Присутствие вашего Б-га три раза в год» (Шмот, 34:24).

Может ли человек дать такое нелепое обещание?

Кто это может сделать кроме Б-га? Такое паломничество всего народа – это же национальное самоубийство…

И зачем Комитет станет принимать запрет об употреблении смеси мяса с молоком (Шмот, 23:19), если то и другое по отдельности можно есть? И запрет смешивать в ткани шерсть и лен (Дварим, 22:11), и сеять вместе семена разных видов. Эти законы лишены смысла, зачем зря раздражать народ? Более того, почему надо ограничивать не только слова (Шмот, 23:1, Ваикра, 19:16), но и то, что мы думаем, хотим и на что смотрим (Шмот, 20:14; Бемидбар,15:39). Какой смысл издавать законы, исполнение которых невозможно проверить? Если это не заповеди Творца, кто и зачем их станет исполнять? Только Б-г, Он знает всё: наши мысли, желания и взгляды. И если вы задумаетесь об этом, может быть, придете к тому, что лишь Тот, Кто создал людей и знает потенциал их величия, может указывать им такие высокие и благородные стандарты.