Вы здесь

ВНЕ СФЕРЫ РАЗУМНОГО СОМНЕНИЯ. Истина иудаизма. Факты и свидетельства. Немного здравого скептицизма (Шмуэль Вальдман)

Немного здравого скептицизма

Еврейский народ начал соблюдать Тору, потому что Творец открылся миллионам евреев. Все сами слышали голос Б-га. Но посмотрим на это глазами скептика и поставим вопрос об объективности. Может быть, и Тору создали люди, как христианство или ислам? Да, еврейский народ принял Тору, трепетно и жертвенно хранил ее, но, может быть, она не достоверна, и не происходило все, что там написано? Есть три возможности:


– Все происходило, как говорит Тора.

– Моисей все придумал сам, а потом «продал» своему поколению.

– Все было сделано позже, когда евреи уже давно жили в стране Израиля.


Рассмотрим вторую возможность – Моше все сочинил и убедил поколение поверить ему. Здесь есть проблема: если он был такой умный, что мог всех обмануть, как он мог быть таким глупым, чтобы написать Тору так, как написал? Если вы замыслили большой обман, первое правило: не повторяйте его. Лучше как-то проехать, в надежде, что никто не заметит или забудет. Но Тора возвращается к откровению на Синае много раз38. Моше продолжает напоминать еврейскому народу о том, что они слышали и видели на горе Синай. И строго предупреждает не забыть ни малейшей детали из того, что произошло, говорить это своим детям, которые должны рассказывать об этом своим детям, и так до сего дня (Дварим, 49).

Это откровение становится основой еврейского соблюдения всех заповедей, которые дает Моше от имени Б-га (как мы потом подробно объясним)39. Если Моше все придумал, зачем возвращается к этому, чтобы сделать это центральным пунктом новой религии?

И как он мог надеяться одурачить целый народ, убедить, что они сами были свидетелями этого уникального события в истории человечества? Было бы умнее сказать о нескольких небольших чудесах, которые видели только главы колен. На основании явного вымысла, как подвигнуть людей соблюдать столько трудных законов? Люди бы восстали против него или даже убили40. В любом случае, в его поколении Тору никто бы не принял.

А еврейский народ принял учение Моше, которое он передавал от Б-га. Целый народ стал изучать, соблюдать Тору и передавать детям. Нигде мы не находим и слова сомнения в том, что говорит Моше. (История о Корахе, если внимательно ее изучить, тоже никак этому не противоречит.) Поэтому сказать, что Моше придумал все, а потом пытался всучить это своему поколению, значит идти против логики.

Теперь возьмем другую теорию о фабрикации, согласно которой Тора придумана, когда евреи уже жили в своей стране. Но и так думать нерезонно, что мы разберем на следующих страницах.

Начнем с того, что великие чудеса, которые происходили сорок лет в пустыне, не могли не оказать влияния на сознание еврейского народа, и действительно на этих событиях основано много праздников и заповедей.

Например, слова «помните, что и вы были рабами в Египте» приведены в разделе, где Тора говорит о запрете притеснять новообращенного и сирот41. В разделе об отделении десятины урожая левитам и бедным сказано: «помните, что вы были рабами в Египте» (Дварим, 24:19—22). И опять: «Вы должны помнить день вашего исхода из Египта все дни вашей жизни» (Дварим, 16:3). Причина выкупа первого сына, первенцев рогатого скота и первого осленка в том, что Б-г не поразил в Египте первенцев евреев и их скота (Шмот, 13:11—15). Мы должны жить неделю в суккот (шалашах), «чтобы знали ваши поколения, что в суккот Я поселил Сынов Израиля, когда вывел их из Египта» (Ваикра, 23:43). Весь праздник Песах, включая запрет есть хамец (изделия из заквашенного теста), законы мацы, и вся ночь Седера – основаны на событиях в Египте42. Даже празднование субботы основано на освобождении из Египта.

Есть еще много свидетельств, удостоверяющих, что Тора написана для поколений людей, которые действительно пережили это. Например, о разных событиях говорится, что они произошли «в присутствии всего Израиля». Так сказано о падении мана в пустыне43 и Облаке, Столпе Славы, который вел еврейский народ сорок лет по пустыне днем, а ночью Столп Огненный был «перед глазами всего Израиля» (Шмот, 40:36—38). Есть много подобных мест. Все эти заявления сразу отвергли бы люди того времени, если бы этого не происходило.

Описание Торы показывает, что оно предназначено для непосредственных свидетелей: «Помни, что сделал тебе Амалек» – тебе, а не потомкам. И повеление «Помни… не забудь» (Дварим, 25:17—19) несет эту идею. Иначе бы люди с каждым повторением все сильнее ощущали ложь44.

Чем глубже даже скептически настроенный человек изучает Тору, тем очевиднее: она обращена к тем, кто пережил чудеса Исхода из Египта. Это так убедительно, что Джон Брайт, всемирно известный ученый, пишет45:


«Свидетельство самой Библии так впечатляет, что не оставляет сомнения в этих замечательных событиях. Израиль все время помнит Исход и все важные события, которые происходили, когда он становился народом. Это изначально в центре его веры, как свидетельствуют его древнейшие поэмы (Шмот, 15:1—18) [Песнь на море] и другие тексты [включая многие заповеди, связанные с Исходом], которых слишком много, чтобы перечислять. Эта вера такая древняя и прочная, что ее нечем объяснить, кроме того, что все эти события действительно происходили и навечно запечатлелись в их памяти».


Вот еще тема для размышления. Если бы этого не было, почему люди продолжали бы соблюдать заповеди, связанные с этими событиями? Встаньте на их место и представьте диалог:

Приятель спрашивает вас:

– Здесь написано: Я Б-г, который вывел вас из Египта.

– Египта?

– Ну да, вы были рабами, и тогда были Десять Казней…

– Какие Десять Казней?

– Ну, река обратилась в кровь, потом лягушки повсюду, вши, гибель первенцев…

– Когда ты говоришь, это было?

– Ты что никогда об этом не слышал?

– Нет. И не верю этому.

– Неужели тебе отец или бабушка никогда не рассказывали о посохе?

– Нет.

– А прадедушка?

– Тоже нет.

– Ну, знаешь, хватит прикидываться…

Никто бы не стал брать на себя исполнение всех законов Торы, не веря, что она дана свыше при таких обстоятельствах, какие в ней описаны.

Тора говорит: «Только будь очень внимателен и берегись, не забудь, что видели твои глаза» (Дварим, 4:9). Если все говорят, что не видели, никто это и не станет соблюдать. В книге Дварим (8:2—4) Моше обращается к евреям, чтобы помнили ман, который падал с неба и они его ели, и одежду и обувь, которая чудесным образом не порвалась в пустыне за сорок лет. Ясно – это обращение к евреям, которые все это видели и пережили, а последующие поколения приняли от них, поэтому и могли, полагаясь на знание своих предков, соблюдать законы Торы. Вымыслов бы никто не принял.

Вот еще причина, по которой невозможно, чтобы Тору представили как «давно утерянную» последующим поколениям: трудно поверить, чтобы весь еврейский народ полностью принял эти нововведения, совсем забыв о замечательном прошлом. А если бы был человек, вернувший народу давно утерянное знание, конечно, имя великого героя славилось и сохранялось бы в поколениях. Но ни в одной из тысяч наших рукописей не сказано о таком человеке.

Мы говорили о мане, падающем с неба, основном продукте питания народа в течение сорока лет странствий в пустыне. Во многих отношениях это чудо поразительнее таких великих чудес, как Десять казней, Рассечение моря и Дарование Торы. Те, при всей грандиозности, были однократными, а ман падал ежедневно – целых сорок лет! Невозможно было написать, что люди собирали и ели его каждый день, если бы этого не было.

Скептик способен возразить: «Может, это выдумало первое поколение жителей Земли Израиля? Ведь жители пустыни, как пишет сама Тора, умерли, свидетелей не осталось, и придумывай все, что угодно».

Но и это не возражение – потому что в Торе написано, что там умерли только мужчины от двадцати до шестидесяти лет. А те, кто были моложе двадцати и старше шестидесяти при выходе из Египта, могли прожить сорок лет в пустыне и войти в Землю Израиля. Представьте юношу, который вышел из Египта в девятнадцать лет и вошел в Землю Израиля в пятьдесят девять лет. Попробуйте убедить его, что миллионы людей ели ман в пустыне, если этого не было? И другие, моложе его, тоже это прекрасно помнят. Кроме того, большинство женщин всех возрастов вошли в Эрец Исраэль. Они, как и эти мужчины, ежедневно были свидетелями чуда с маном и рассказывали о нем своим детям. Если бы никто не слышал о нем, разве бы в это поверили? И потом его положили в вечное напоминание в сосуд (Шмот, 16:32—34), который хранился в Ковчеге Завета до пророка Иеремии.

Из немногого, что мы упомянули (потом мы еще добавим), вполне ясно, что гипотеза «позднейшей фабрикации» ложная46. Поверить в выдумку всех чудес намного труднее, чем признать их достоверность.

Дополнительный момент: копирование свитков Торы сопровождают очень строгие законы. Даже одну букву записывать в свитке по памяти запрещено. Сначала писец должен ее прочитать из другого кошерного свитка (Рамбам, Законы тфилин, мезузы и свитков Торы). Добавить или убавить хоть одну букву строжайше запрещено, это делает весь свиток негодным для употребления (Рамбам). Поэтому свитки из разных частей света практически идентичны. Кроме того, принято еженедельно читать раздел из Торы по свитку публично вслух в синагоге, чтобы всю прочитывать за год. Свиток перед тем, как помещают в синагогу для общего чтения, тщательно проверяет специалист, возвращая писцу для окончательного исправления. А при чтении Торы все слушают ее и исправляют ошибки чтеца, при этом обнаруживаются возможные ошибки в самом свитке. И свиток не читают, пока все не исправят, как полагается. Все эти законы обеспечивают точность, с которой Тора передается из поколения в поколение.

Не удивительно, что Иосиф Флавий (Против Апиона, 1:8) писал через тринадцать веков после дарования Торы (около двух тысяч лет назад):


«Насколько мы доверяем книгам нашего народа очевидно из того, что и через много веков ничего к ним не добавляем и не убавляем от них, и не делаем никаких изменений. Все евреи впитали с молоком матери веру в то, что эти книги имеют Божественное происхождение, хранят им верность и готовы, если надо, за них умереть. Ибо не новость для наших многочисленных (еврейских) пленников, и нередко бывало в истории, что они шли на муки и смерть всякого рода в цирках и театрах, лишь бы не поддаться насилию и не сказать ни слова против наших законов и их источников».


Что же давало евреям такую силу и твердость? – Беспрецедентная прочность цепи традиции, как объясняет Рамбам во введении к Мишнэ Тора. Он пишет, как наши законы и традиции (и свитки Торы) передавались от Моше по непрерывной цепи через пророков, и после разрушения Храма до времени составления Мишны и Талмуда, а затем к Геоним, которые уже были близки по времени к Рамбаму. Он перечисляет поименно лидеров поколений и имена их учеников, которые в свою очередь передавали законы и традиции своим ученикам.

Итак, мы видим: теория позднейшей фабрикации тоже не проходит: непрерывная цепь традиции идет от Моше, от Синая – до наших дней. И евреи верны традиции, предпочитая умереть, но не сказать ни слова против святой Торы. Такую традицию нельзя было изобрести.