Вы здесь

ВНЕ СФЕРЫ РАЗУМНОГО СОМНЕНИЯ. Истина иудаизма. Факты и свидетельства. Происхождение ислама (Шмуэль Вальдман)

Происхождение ислама

Ислам возник на Аравийском полуострове в районе города Медина, где было много еврейских поселений. Местные арабские племена близко соприкасались с евреями в течение столетий, и им нравился этический монотеизм евреев, так что ислам включил много еврейских учений. Вначале его создатель Мохаммед поверил в единство Творца, в еврейских пророков, молился в сторону Иерусалима и принял еврейские законы питания и семейной чистоты, надеясь, что евреи признают его своим истинным пророком. Коран (который представляет, по преданию, запись его учений) говорит о Моше больше ста тридцати раз и всегда наилучшим образом, провозглашая его истинным пророком, который получил Тору от Творца на Синае.

Но евреи не приняли его трактовки иудаизма и не посчитали Мухаммеда пророком или Мессией, и он создал другую религию, назвав себя «печатью пророков», последним из них, который полностью и правильно воплотил законы Моисея в Коране. Он заявил, что получил пророчество изменить «день общего поклонения» с субботы на пятницу и направление молитвы с Иерусалима на Мекку и отменил большинство строгих законов питания. Есть и много других отличий и серьезных исторических искажений в Коране.

Вскоре начинается насильственное обращение арабов-идолопоклонников и других народов в новую религию22. (Оно шло очень быстро, а почему – разбирается в Приложении.)

Провозгласив ислам, Мохаммед должен был утвердить веру в Тору, по двум причинам.


– Во-первых, он объявил себя последним пророком в цепи, которая начинается с первого общепринятого пророка Моше.

– Во-вторых, сказал, что он один из прямых потомков Ишмаэля (сына Авраама, а о нем известно только из Торы), которые составляют настоящий избранный народ. И утверждал, что евреи исказили Тору в своих интересах и поставили имя Ицхака вместо Ишмаэля, хотя там прямо написано, что Б-г сказал Аврааму: «Ибо только через Ицхака потомство будет считаться твоим» (Берешит, 21:12). (Если бы его утверждение было верно, почему же дальше Тора говорит только о потомках Ицхака, которые удостоились великого откровения на Синае, а не о потомках Ишмаэля?)


Мохаммед провозгласил, что Б-г сказал в пророчестве лично ему: мусульмане – настоящий избранный народ и дал новый свод законов – воплощение Его слова, который превосходит законы, данные Моисею.

Мохаммед, как и Павел, объявляет об индивидуальном пророчестве23. Этим иудаизм очень сильно отличается от других религий. Когда Творец хотел открыть Себя человечеству, Он сделал это перед всем еврейским народом, как сказано в Торе (Дварим, 4:33—36):


«Разве был народ, который слышал, как Б-г говорит из огня, и остался жив? Разве делал Б-г чудо, выводя народ из другого народа с судами, знаками и чудесами, и войной, и дланью могучей, протянув руку, и потрясающими явлениями, как сделал для вас Б-г перед вашими глазами? Только вам одним это было показано, чтобы узнали вы, что Б-г – Всевышний, и нет никого кроме Него. Он с небес дал услышать вам голос Свой, чтобы направить вас, показал Он вам на земле Свое великое пламя, и вы слышали слова Его, выходящие из огня».


Тора была дана не в видении одному человеку, который потом убедил в его подлинности других. Она была дарована среди бела дня на глазах миллионов людей, всему еврейскому народу. В этот момент Моше был избран величайшим лидером и пророком еврейского народа. Другие религии основываются на неподтвержденной вере. Еврейская вера24 иная, почти не вера. Народу во времена Моше не надо было верить тому, что он получил персональное откровение от Творца, который говорил следовать Торе. Они сами испытали это откровение. Народ сам слышал, как Творец говорил с Моше. «Б-г сказал Моше: Смотри! Я приду к тебе в толще Облака, чтобы люди услышали, как Я говорю с тобой, и могли навсегда поверить в тебя» (Шмот, 19:9).

Эти слова сказаны перед дарованием Десяти Заповедей. Всему народу была дана на это время привилегия пророчества – они слышали то же, что величайший из пророков Моше25. Убедились без сомнений, что Творец говорил с человечеством и сделал Моше своим основным пророком.

Обычно для получения пророчества необходимо достичь очень высокого духовного уровня. Но, чтобы правильно начать новую религию и массы приняли Моше как истинного пророка, который находится на высочайшем духовном уровне, пребывая в постоянном общении с Творцом, Б-г дал целому народу вкусить пророчество.

Если бы Он раскрыл Себя только одному человеку, любой шарлатан или фантазер мог бы заявлять, что получил особое послание. Как это проверить? Творец, конечно, не хотел, чтобы мы сомневались в главном пророке, через которого человечество получило Тору. Хотел, чтобы мы были уверены в истинности ее законов, и для этого сделал на Синае две вещи: раскрыл Себя множеству и, во-вторых, раскрыл избранного Им лидера, посредника между Собой и еврейским народом.

Интересно: христианство и ислам, хотя им нужно откровение для подтверждения пророчества, пытаются распространять веру в то, что они раскрывают «новую» волю Б-га без нового откровения! Христианство и ислам признают, что Творец избрал еврейский народ и Моше, чтобы передать через него свою волю.

Однако дальше звучит нарушающее логику заявление. Если бы Он действительно хотел заменить избранный народ другим, почему не распрощался с ним так, чтобы это было очевидно для всех, или хотя бы не раскрыл Себя новому избранному Им народу? Такое драматическое изменение выбора требовало бы не менее потрясающего события, чем было на Синае. Но их собственные книги говорят, что Б-г сообщил об этих грандиозных изменениях частным образом только Павлу, или Аллах – Мохаммеду! Как можно представить, что Творец, решив отменить Свою прежнюю религию и создать новую, сообщил бы об этом только одному человеку, так что никто об этом больше не услышал, и это нельзя было бы проверить? Если бы такая претензия была правдивой, конечно, Он бы дал возможность подтвердить ее. (Дальше мы разберем, почему Он дал этим фальшивым претензиям распространиться.)

Мы знаем, что были индивидуальные пророчества, но нужно отметить два момента. Первое – на них не следует основывать новую религию. И второе – пророк должен предъявить доказательства своего пророческого статуса, о которых учит Тора: предсказать то, что сбудется при его жизни, или сделать чудо, которое докажет истинность его пророчества26. (Если он уже не был признан публично истинным пророком как Моше – см. Рамбам, Законы основ Торы, глава 7, закон 7). Павел и Мохаммед не предсказывали того, что исполнилось. И претензии на истинность их пророчества необоснованны. Они отвергают законы Торы, на которую сами опираются для подтверждения того, что существует пророчество, потому что это потребовало бы от них самих соблюдения законов Торы о пророчестве.

Прежде всего, Тора ясно и многократно говорит, что она и ее законы вечны27. А раз Павел утверждал, что получил пророчество, в котором Б-г якобы заявил о том, что евреи (а он сам был еврей) больше не должны выполнять большую часть законов Торы, то фактически он этим назвал Творца лжецом.

Во-вторых, четко сказано (Дварим, 13:2—6, 18:20—22, 30:11,12): «Кто придет с пророчеством против Торы или попытается навсегда отменить хоть один ее закон, даже если подтвердит пророчество любыми знамениями и чудесами, его все равно запрещено слушать». Фактически Тора учит, что он лжепророк, и его надо предать смерти. Это случай с Павлом. Но Павел и Мохаммед не подтвердили свои пророчества.

А вот, что можно сказать насчет идеи о том, что евреи слышали прямо от Б-га «только» Десять Заповедей, а остальную Тору получили через Моше, и поэтому это тоже можно отнести к разряду «частных пророчеств».

Во-первых, есть много существенных различий между пророчествами Моше и всех остальных истинных пророков. Они тоже получали послания Творца, что было не раз в библейской истории, но Моше был иным. Пресвятой, как мы уже говорили, открыто избрал его посредником между Собой и еврейским народом, что показывают чудеса Исхода и Синайского откровения. После этого, пока не построили Мишкан28, Моше много месяцев на виду у всех, выходил за стан в особый шатер, и, когда приближался к нему, на него спускалось Облако Славы. Это было «приветствие» Б-га, а потом они общались в шатре29. Так происходило каждый день.

Следующим ежедневным зрелищем было лицо Моше. После откровения на Синае почти 40 лет оно излучало такой сильный свет, что Моше приходилось набрасывать капюшон, чтобы люди могли на него смотреть (Шмот, 34:29—35).

Еврейский народ видел: у Моше нет никакой корысти, его сыновья не получили никаких привилегий от его руководства народом. И еще он иногда говорил людям, что не знает, как судить и что делать, и ему надо спросить об этом Б-га (Шмот, 18:14—27; Ваикра, 10:17—20; Бемидбар, 15:32—36; 25:6; 36). Хотя, будучи царем и совершая чудеса, он мог бы поверить, что все знает, или внушать это окружающим.

Когда пророчица Мирьям, сестра Моше, упрекнула его, Творец указал ей, что она не понимает его величия и превосходства над всеми пророками (Бемидбар, 12:1—8).

Видя его близость к Творцу, люди могли не сомневаться в истине всех его слов. (О том, что Тору не мог придумать человек, мы скажем позднее.)

Есть и еще существенное отличие между созданием еврейского народа и христианством и исламом. Те, как мы уже упоминали, возникли, когда отдельные люди рассказывали о своих откровениях и пытались убедить других в том, что избраны распространить новую религию.

Но нигде кроме иудаизма никто не обращается к целому народу или массам, чтобы они сами были свидетелями того, что Творец избрал его своим истинным пророком. Вера лжепророкам, как правило, распространяется медленно, свидетелей их достоверности нет, и лишь с течение времени вера в них возрастает и возникает новая религия. Лжепророки никогда не пытаются распространить свою веру, предъявляя много требований к людям и обращаясь к целому народу, чтобы приняли его учение, поскольку он сам слышал, как Б-г обращается к нему. Нелепо думать, что народ примет совершенно новый и трудный образ жизни, основываясь на вызывающей и открытой лжи.

Если бы это было возможно, не сомневайтесь, с этими претензиями выступили бы и другие. Зачем опираться на чужую религию, если можно создать свою30? Разве христиане не хотели сказать: «Перед глазами множества христиан произошли великие чудеса»? Или что многие слышали, как Иисус приходил к Павлу и назначил новым руководителем над своими учениками? Думаете, они бы не заявили об этом, если бы так было? Но они никогда на это не претендовали. И мусульмане не говорили о публичных откровениях и чудесах.

Отметим, что чудеса, упомянутые в Торе (такие как дарование Десяти Заповедей, переход через Красное море и ежедневное выпадение мана, происходили на глазах множества людей. Если евреи могли придумать эти «небылицы», почему не могли так солгать другие? Я имею в виду, что если евреи (а они всегда были неглупые, хоть и упрямые) могли принять эту ложь, почему лидеры христиан и мусульман не думали, что их народы примут такие выдумки? Они понимали, что такую ложь никто не примет. Наоборот, эти публичные чудеса убедили другие религии в истинности Торы31.

Христианство и ислам провозгласили себя новыми истинными религиями, и заявили, что начались с откровений одного человека, только когда они уже распространились в массах. Разве Б-г не мог снова провести серию казней или еще откровение на той же горе для Своей новой религии? Но в Писаниях христиан и мусульман ничего об этом не сказано. Малая группа обычных людей и несколько учеников могут заявлять о предполагаемом воскрешении32. Но нигде мы не встречаем заявлений о том, что кто-то слышал, как Б-г говорил с Павлом или Мохаммедом. Хотя это естественная предпосылка для претензии на то, что «Творец сменил весь план игры» и заменил, по признанию обеих религий, евреев, изначально и навечно (как не раз написано в Торе) избранный Им народ.

Больших чудес у Иисуса и Мохаммеда33 не было. Относительно нескольких чудес, якобы совершенных Иисусом, есть спор о том, кто был их свидетелем. И зафиксировано это впервые в Евангелиях, написанных через сто или больше лет после тех событий, которые якобы имели место, что сильно уменьшает возможность их проверить или даже лишает достоверности. Также важно понять: человек не может стать пророком или Мессией – и, конечно, Б-гом, показывая чудеса. Многие из наших пророков, а позднее и великих ученых, делали разные чудеса, даже оживляли мертвых (II Царей 4:18—37). Это ни в коей мере не давало им право претендовать на божественность. Но просто показывает, что по определенной причине Б-г дал им на время силу совершать необычные вещи.

Может возникнуть вопрос, если у истоков христианства и ислама не стояли настоящие пророки, почему у них множество последователей? Задумаемся о социально-политической структуре тех дней, и мы поймем, что массовость этих религий не доказывает их истинности. Когда они начали распространяться, не нужно было советоваться с простым народом. Массы были неграмотными, и среди них было много рабов, к которым относились хуже, чем к скоту. Достаточно было склонить царя или правителя и его советников принять новую религию. После этого у народа практически не было выбора, чему есть много примеров.

Историки знают: многие цари выбирали одну из этих религий, чтобы использовать ее как предлог для ведения «священной войны» против соседних царей. Обычно исторические книги рассказывают нам в целом об этих «святых» войнах (например, жестоких походах крестоносцев), не освещая, как под святыми лозунгами совершали бессмысленные и жестокие кровавые бойни. Часто короли и духовенство побуждали массы вести «священную войну» только, чтобы чем-то занять, и против них не восстал собственный народ.

По контрасту, Тора – не философия или откровение одного человека, который потом распространяет свое послание, пока оно не станет популярным с помощью политических средств, крестовых походов или священных войн. Иудаизм, согласно Торе, возник сразу в одном поколении. Творец вывел весь еврейский народ из Египта чудесным образом и привел к подножию горы Синай, где он получил Тору – все евреи сразу, друг перед другом. История больше не знает таких примеров.

Еще факт, который надо иметь в виду: христиане отказались почти от всех законов Торы. Одно дело создать новую религию, которая очень много требует от людей, и совсем иное – скопировать принципы и этику другой религии, сняв все трудные требования34. Поэтому христианство называют дочерней религией иудаизма, и существует термин «иудео-христианские ценности». На самом деле, все истинные ценности христианства – еврейские. Самым большим «нововведением» христианства была вера в их «спасителя»: поверьте – и «спасетесь», и живите дальше с чистой совестью. Христианство обещает награды Торы – но без жертв ради Торы.

Человек должен быть убежден в истинности новой религии, чтобы принять ее беспрецедентные законы, которые требуют очень специфической, ясной, личной, ежедневной, последовательной верности и жертв35.

Не забудем: Тора бескомпромиссно выступала против идолопоклонства, самой сильной веры древнего мира, которая была распространена повсеместно. Хранить Тору тогда означало постоянную борьбу. Евреи проложили путь всему человечеству, помогли народам принять единобожие36. Но что дало евреям силу бороться с окружающим язычеством? Миллионы евреев, соблюдающих Тору, должны были для этого увидеть что-то очень убедительное.

Конечно, простейшая причина распространения христианства и ислама состоит, согласно старой идее, в том, что Творец дал этим колоссальное испытание евреям, которое продолжается многие века. Мощь церкви, жестокие преследования и муки, которым она подвергала евреев, – проверка силы еврейской веры в течение поколений.

Короче, нельзя сравнить, как евреи приняли Тору, и как массы приняли христианство и ислам. Массовость не индикатор истины. Только анализируя начало развития религии, можно судить, есть у нее серьезное подтверждение, возникла она по велению Б-га или выглядит подозрительно, исходит от одного человека, основывается на частном пророчестве, но удачно распространяется в массах.

Все это длинное объяснение сводится к тому, что «мы верим Торе, поскольку получили ее по традиции от наших отцов», как часто говорят: «Я верю в дарование Торы, потому что мой отец не стал бы меня обманывать».

Но отцы христиан и мусульман тоже не станут лгать своим детям. В чем же разница?

В том, что говорят отцы. Еврейский папа говорит сыну, что его папа рассказывал ему: весь еврейский народ слышал у горы Синай, как Б-г говорил с Моше, и видел открытые чудеса в Египте и пустыне в течение сорока лет. А христианский или мусульманский папа говорит сыну, что его папа говорил ему, что Павел или Мохаммед заявлял, что получил пророчество отменить великое откровение Б-га еврейскому народу, когда Он выбирал Себе навеки народ (Берешит, 13:15; Шмот, 12:17,24; 19:3—9). Верно, отцы им не врут – но мы должны послушать, что они говорят: чтобы понять, кто рассказывает историю о начале истинной религии от Б-га, а кто – нет.

Это напомнило мне рассказ племянника. Он ездит в еврейскую школу на специальном автобусе, и однажды шофер нееврей сказал: «Эх, хотел бы я, чтобы был нееврейский Моисей». Я удивился, зачем он ему? Зачем ему вообще Моисей? А потом понял: он знает, что религия начинается с откровения Моисея и учения Торы, которую он получил от Б-га. От него идет все религиозное вдохновение и ценности.

Очень важно, что неевреи основали крупнейшие религии мира на Торе. Не на вере африканских племен, хеттов и шумеров или на собственных переживаниях и учениях, а на Торе. Потому что согласны с тем, что она – единственный источник истины. Если бы они так не думали, могли бы положить в основу своих религий другие формы истины.

Мы видим, что христианство и ислам согласны друг с другом по двум пунктам: 1) другая религия – ложная и 2) евреи получили истинную Тору на горе Синай. И мы с ними в этом согласны: христианство и ислам сфабрикованы людьми, а мы получили Тору истины на Синае.

Еще интересный момент – другие религии проклинают всех, кто не принимает их религии, а Тора нет. Она говорит: если люди из других народов соблюдают Семь законов потомков Ноаха37, то удостоятся Будущего мира (Рамбам, Законы царей, гл. 8, закон 11).

Евреи не пытаются вербовать в свои ряды людей из других народов. Наоборот, мы отговариваем их и предупреждаем, чтобы не совершали необдуманного шага, за который потом им придется расплачиваться. Мы принимаем новообращенных только при двух условиях, если убеждаемся: они хорошо понимают, как живут евреи и что обязаны делать; и выясняем, хотят ли они этого по правильной причине – чтобы стать частью избранного Б-гом народа и служить Ему по Его законам.

А другие религии, как мы видим, занимаются миссионерством, крестят огнем и мечом и стараются привлекать людей всеми правдами и неправдами, даже если те не верят и не хотят. Насильственное обращение, например в ислам, в Йемене, продолжалось даже в двадцатом веке. Миссионеры и сегодня уговаривают незнакомых со своей традицией евреев принять ислам или христианство, обманывая их и утверждая, что Иисус – еврейский Мессия. Я думаю, эта страсть привлекать, как можно больше народа, исходит из неуверенности в истине своей веры, и большими числами они хотят доказать себе и окружающим свою правоту и обрести силу.

Но евреи уверены в истине Торы, поэтому не нуждаются в новообращенных, чтобы подтвердить верность иудаизма.