Вы здесь

Бюджетная система России. Шпаргалка. Бюджетные нормы и нормативы (Ю. В. Асоскова, 2009)

Бюджетные нормы и нормативы

В процессе бюджетного планирования (или прогнозирования) при соответствующих расчетах в обязательном порядке учитываются нормы и нормативы финансовых затрат на единицу представляемых государственных или муниципальных услуг. Нормы и нормативы разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти. При составлении проекта бюджета выделение средств конкретному главному распорядителю, распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению определяется с учетом нормативов финансовых затрат на единицу предоставляемых государственных или муниципальных услуг и задания на предоставление указанных услуг. Нормативы финансовых затрат (при разработке проекта бюджета) на предоставление государственных или муниципальных услуг используются, в частности, при расчете финансирования государственных или муниципальных контрактов на предоставление государственных или муниципальных услуг, выполняемых государственными, муниципальными унитарными предприятиями или иными юридическими лицами. Бюджетные нормы и нормативы периодически пересматриваются исходя из экономической ситуации, складывающейся в стране, с последующим утверждением их на федеральном уровне. Они являются расчетными величинами, устанавливаемыми в процентах к базе расчета либо в денежном выражении на единицу бюджетного планирования или прогнозирования.

Применяемые в указанных случаях бюджетные нормы могут быть:

1) по содержанию – не только денежными, но и материальными;

2) по источнику финансирования – финансовыми (рассчитываются на все источники покрытия) или бюджетными (соответственно, рассчитываются на покрытие каких-либо расходов за счет бюджета);

3) по сфере применения (или по построению) – индивидуальными (утвержденными по отдельным видам расходов), комбинированными (рассчитанными и утвержденными на единицу планирования в составе бюджетного учреждения), укрупненными (используются при расчете расходов в рамках бюджета на какие-либо бюджетные учреждения в целом);

4) по методам утверждения – обязательными (утверждаются органами государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетентности), факультативными (устанавливаются в ведомственном порядке финансовыми органами, главными распорядителями бюджетных средств).

При планировании доходов в бюджет применяются бюджетные нормативы, которые представляют собой ставку определенного налога, уровень собираемости налогов в бюджет, расчет предельного уровня дефицита бюджета, а также размер государственных и муниципальных долгов и расходов на их обслуживание и погашение (выражаются в процентах к ВВП или объему расходов бюджета).