Вы здесь

Бюджетная система России. Краткий курс. 7. Бюджетные нормы и нормативы (В. А. Свищева, 2013)

7. Бюджетные нормы и нормативы

1. Бюджетные нормы и нормативы используются при определении объема расходов бюджета, на их основе делаются расчеты. В соответствии с действующим законодательством каждый уровень власти при формировании собственного бюджета имеет право самостоятельно устанавливать нормативы расходов по отдельным статьям затрат на финансирование собственных расходных обязательств.

Российская Федерация может вводить федеральные стандарты оплаты расходов, субъект РФ – региональные, а муниципальные образования – муниципальные стандарты, являющиеся обязательными при формировании бюджетов соответствующей территории и смет доходов и расходов (заданий на оказание государственных и муниципальных услуг) учреждений соответствующего уровня управления.

2. В настоящее время используются такие бюджетные нормы, как:

✓ нормы оплаты труда работников бюджетной сферы;

✓ нормативы потребления коммунальных услуг бюджетными учреждениями;

✓ тарифы стоимости коммунальных услуг для бюджетных учреждений;

✓ нормативы командировочных расходов;

✓ лимиты расходов на приобретение расходных материалов;

✓ лимиты расходов на транспортные услуги и услуги связи;

✓ стандарты стоимости содержания 1 м2 жилой площади;

✓ стандарты стоимости капитального и текущего ремонта 1 м2 жилой площади;

✓ стандарты стоимости содержания 1 м2 дорог общего пользования;

✓ нормативы возмещения расходов сельхозпроизводителей и т. д.

Широкий спектр бюджетных нормативов существует в сфере предоставления социальных льгот отдельным категориям населения. В их числе: нормативы расчета субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг; нормативы предоставления социальных пенсий, пособий и иных видов социальной помощи; нормативы компенсации расходов на лечение и приобретение медикаментов.

3. В рамках реформы бюджетной системы меняется методика планирования расходов. Происходит переход от системы установления нормативов расходов по отдельным статьям бюджетной классификации для бюджетополучателей к установлению нормативов расходов на оказание бюджетной услуги одному пользователю, т. е. переход от финансирования учреждений к финансированию услуг потребителям.

При этом оценка стоимости бюджетных услуг необходима:

✓ для бюджетного планирования в условиях реформы;

✓ оценки эффективности деятельности органов власти;

✓ формирования государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг.

Нормативы стоимости бюджетной услуги должны определяться в два этапа:

☝отраслевые министерства и ведомства разрабатывают стандарты на основе качественных (натуральных) и объемных (количественных) показателей предоставления бюджетной услуги;

☝финансовые органы рассчитывают стоимость услуг в расчете на потребителя на основе стандартов, разрабатывают финансовые нормативы предоставления услуг.

Основой новой системы финансирования деятельности государственных и муниципальных учреждений должно стать нормативно-подушевое финансирование, т. е. должен реализовываться принцип «деньги идут за потребителем (оказанной бюджетной услугой)». При этом объем финансирования учреждения должен зависеть от количества посетителей и потребителей его услуг, а также от качества их предоставления. В этих условиях между учреждениями должна возникнуть конкуренция, которая будет способствовать повышению эффективности и результативности их деятельности.