Вы здесь

Бюджетная система России. Краткий курс. 4. Контроль за исполнением бюджета (В. А. Свищева, 2013)

4. Контроль за исполнением бюджета

¡ Контроль за исполнением бюджета – этап бюджетного процесса, в ходе которого реализуются контрольные мероприятия различных сторон исполнения бюджета по доходам и расходам.


Контроль за исполнением бюджета имеет две формы: парламентский и административный.

1. Парламентский контроль осуществляется соответствующими законодательными (представительными) органами власти. Он предполагает:

✓ право законодательных (представительных) органов власти на получение информации от органов исполнительной власти, необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета;

✓ право законодательных (представительных) органов власти на получение от органов исполнительной власти оперативной информации об исполнении бюджета;

✓ проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления;

✓ право законодательных (представительных) органов власти на утверждение (неутверждение) проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета;

✓ право создавать собственные контрольно-счетные органы для проведения внешнего аудита бюджета;

✓ право вынесения оценки деятельности исполнительных органов по исполнению бюджета.

Парламентский контроль осуществляют Счетная палата РФ, контрольно-счетные органы, созданные законодательными органами субъектов РФ (в том числе счетные палаты субъектов РФ), контрольно-счетные органы, созданные представительными органами местного самоуправления.

2. Административный контроль осуществляется исполнительными органами власти, имеющими контрольные полномочия в финансово-бюджетной сфере. Он предполагает:

✓ право проведения проверок главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств;

✓ право на получение информации, необходимой для контроля за соблюдением бюджетного законодательства;

✓ право требовать устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства;

✓ право давать обязательные для исполнения указания по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, оформлять документы, являющиеся основанием для наложения мер ответственности.

Административный контроль осуществляют Министерство финансов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ, финансовые органы муниципальных образований, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.