15. Бюджетная классификация
¡ Бюджетная классификация РФ – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
1. Бюджетная классификация РФ включает:
✓ классификацию доходов бюджетов;
✓ классификацию расходов бюджетов;
✓ классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов РФ;
✓ классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).
2. Бюджетная классификация является основой бюджетного учета. В ходе реформы бюджетного процесса в РФ в течение 2004–2010 гг. структура бюджетной классификации была усовершенствована. Внесение изменений в бюджетную классификацию решило ряд задач, к числу которых относятся:
☝необходимость переориентации бюджетных средств на достижение конечных результатов, в том числе путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств;
☝приведение структуры функциональной классификации расходов в соответствие с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти и местного самоуправления;
☝согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и создание предпосылок для введения интегрированного с бюджетной классификацией Единого плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начисления и обеспечивающего оценку финансового результата деятельности сектора государственного управления;
☝приведение структуры бюджетной классификации в соответствие с экономическим содержанием операций в секторе государственного управления;
☝применение признака (главы) администратора бюджетных средств ко всем операциям, проводимым в рамках исполнения бюджета (доходы, расходы, источники финансирования дефицита бюджетов).
3. Основными отличиями новой бюджетной классификации от применявшейся ранее являются следующие.
☝Коды бюджетной классификации включены в состав номеров счетов бюджетного учета как учреждений, так и органов, организующих исполнение бюджетов, что позволяет осуществлять сквозной анализ движения доходов и расходов бюджетов в бухгалтерском учете всех участников бюджетного процесса.
☝Вместо прежних семиразрядных кодов классификации доходов бюджетов введены единые 20-разрядные коды новой бюджетной классификации, первые 17 разрядов которых отражаются в номере соответствующего счета бюджетного учета.
Новые коды бюджетной классификации доходов отражают информацию:
– об администраторе доходов бюджета (1–3 разряды);
– о группе (4 разряд) и подгруппе (5, 6 разряды) доходов бюджета;
– о статье (7, 8 разряды) и подстатье (9—11 разряды) доходов бюджета;
– об элементах доходов бюджета (12, 13 разряды);
– о бюджетных программах по доходам (14–17 разряды).
Статьи экономической классификации доходов (18–20 разряды) бюджетной классификации соответствуют кодам соответствующих операций сектора государственного управления и отражаются в последних трех разрядах счетов бюджетного учета.
☝В отношении расходной части исполнения бюджетов коды ведомственной, функциональной и экономической классификации расходов объединены в номерах счетов бюджетного учета в 20-разрядный код бюджетной классификации расходов, который содержит следующую информацию:
– код администратора расходов бюджета (1–3 разряды);
– раздел (4, 5 разряды) и подраздел (6, 7 разряды) функциональной классификации расходов бюджета;
– целевая статья (8—14 разряды) функциональной классификации расходов бюджета;
– вид расходов (15–17 разряды) функциональной классификации расходов бюджета.
☝Последние три знака 20-разрядного кода являются классификацией операций сектора государственного управления, одобренной постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. № 249. В рамках бюджетной классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).
☝Коды экономической классификации доходов и особенно расходов бюджета в результате устранения излишней детализации стали более обобщенными.
☝Несколько изменились принципы отнесения затрат бюджетного учреждения на соответствующие коды экономической классификации расходов (ЭКР), т. е. отнесение на статью ЭКР теперь будет осуществляться четко в соответствии с сущностью мероприятий (заработная плата, пособия по социальному страхованию, транспортные расходы, включая соответствующие затраты при служебных командировках, и т. п.), а не детализироваться по укрупненным целям расходов (оплата труда, служебные командировки и т. п.). Отражение укрупненных целей расходов будет реализовываться через отражаемые в составе номеров счетов коды функциональной классификации расходов.