13. Понятие и формы бюджетного контроля
¡ Бюджетный контроль представляет собой совокупность действий и операций по проверке деятельности экономических субъектов, связанной с движением бюджетных средств.
1. Формами бюджетного контроля являются: предварительный, текущий, последующий.
Предварительный контроль реализуется в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете и других проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам.
Текущий контроль реализуется в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов, осуществления финансово-хозяйственных операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей, соответствие фактических расходов плановым.
Последующий контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяются целесообразность расходования средств бюджета, выполнение бюджетного плана, сметы доходов и расходов бюджетных учреждений. Дается оценка законности совершенных хозяйственных операций на основании проверки данных бухгалтерского учета, конечных финансовых результатов.
2. В зависимости от источников используемой информации контроль подразделяется на документальный и фактический.
Документальный контроль проводится на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним, а также иной документации.
Основные приемы документального контроля:
✓ формальная и арифметическая проверка документов;
✓ встречная проверка документов или записей;
✓ юридическая, экономическая и финансовая оценка совершенных хозяйственных операций;
✓ нормативная проверка;
✓ сплошное и выборочное наблюдение;
✓ приемы экономического анализа;
✓ технико-экономические расчеты.
Основные приемы фактического контроля:
✓ инвентаризация материальных ценностей и денежных средств;
✓ обследование;
✓ экспертная оценка специалистами фактического объема и качества выполненных работ и услуг, правильности списания сырья, материалов и денежных средств, полноты оприходования материальных и денежных средств и т. д.;
✓ визуальное наблюдение (контрольные обмеры, взвешивания и т. д.);
✓ проверка соблюдения трудовой и финансовой дисциплины.
3. Цель бюджетного контроля – обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по управлению бюджетными ресурсами, включая стадии планирования, формирования, распределения и использования бюджета.
Принцип законности предполагает соответствие действий или деятельности законодательным и нормативным актам.
Принцип целесообразности предполагает соответствие определенным целям, разумность, рациональность (в частности, действительную необходимость той или иной целевой программы, того или иного нормативного акта, его практическую полезность и т. д.).
Принцип эффективности означает оптимальное соотношение между затратами и полезным эффектом, отсутствие ненужных затрат, достижение определенной цели с минимальными затратами или достижение наилучшего результата с помощью строго определенного объема ресурсов.
4. Бюджетный контроль решает следующие задачи:
✓ организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей бюджетов по объему, структуре и целевому назначению;
✓ определение эффективности и целесообразности расходов бюджетных средств и использования государственной и муниципальной собственности;
✓ оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджетов;
✓ финансовая экспертиза проектов нормативных правовых актов, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджетов, или влияющих на формирование и исполнение бюджетов;
✓ анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджетов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
✓ обеспечение поступления в доходную часть бюджета налоговых и неналоговых платежей;
✓ контроль правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности;
✓ выявление резервов роста доходной базы бюджетов и снижения их расходной части;
✓ контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов;
✓ выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;
✓ проведение профилактической работы с целью повышения финансовой дисциплины.
5. Основными функциями бюджетного контроля являются:
☝оперативная – проведение контрольных мероприятий с целью выявления нарушений бюджетного законодательства;
☝информационная – формирование массива информации о выявленных нарушениях и его систематизация;
☝регулятивная – внесение предложений, связанных с изменением содержания нормативных правовых актов, касающихся бюджетной сферы;
☝превентивная – предупреждение возможных нарушений бюджетного законодательства путем предоставления разъяснений, касающихся проведения операций с бюджетными средствами, а также путем проведения контрольных мероприятий в рамках предварительного контроля.