Вы здесь

Бюджетная система РФ. Ответы на экзаменационные билеты. 15. Особенности бюджетных прав муниципальных образований (Н. В. Орлова, 2009)

15. Особенности бюджетных прав муниципальных образований

Все муниципальные образования обладают бюджетными правами. Важное значение этих прав состоит в том, что с их помощью создается финансовая база, необходимая для решения органом местного самоуправления своих социально-экономических задач и вопросов местного значения, а также для осуществления финансирования отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления. Основы бюджетных прав муниципальных образований в лице органов местного самоуправления закреплены в Конституции РФ, в БК РФ, других федеральных законах.

Бюджетно-правовой статус муниципальных образований характеризует совокупность следующих прав:

1) право каждого муниципального образования на самостоятельный местный бюджет, утверждаемый правительственным органом местного самоуправления. Вмешательство иных органов в разработку, утверждение и исполнение местного бюджета не допускается;

2) право выделять в качестве составной части местного бюджета сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, городских районов, не являющихся муниципальными образованиями;

3) право регулировать в соответствии с федеральным и региональным законодательствами межбюджетные отношения в случае вхождения в состав данного муниципального образования других муниципальных образований;

4) право на получение собственных, закрепленных федеральным и региональным законодательством за местными бюджетами доходов, а также отчислений от регулирующих источников доходов;

5) право на получение из вышестоящих бюджетов финансовых ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

6) право самостоятельно расходовать средства местных бюджетов;

7) право образовывать в местных бюджетах в пределах объемов их доходов резервные фонды;

8) право самостоятельно использовать дополнительно полученные в ходе исполнения бюджетов средства и суммы превышения доходов над расходами;

9) право объединить на договорной основе средства местного бюджета со средствами иных бюджетов, а также предприятий, учреждений, организаций для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственного и непроизводственного назначения;

10) право представительного органа местного самоуправления устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ местные налоги, сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в местный бюджет, а также право в соответствии с федеральным законодательством определять размеры этих платежей, льготы;

11) право на компенсацию увеличивающихся расходов или уменьшившихся доходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами государственной власти;

12) право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять организационные формы контроля за исполнением утвержденного ими бюджета;

13 право органов местного самоуправления регулировать бюджетные отношения на территории муниципального образования в соответствии с компетенцией, определяемой законодательством РФ и субъектов РФ;

14) гарантируемое Конституцией РФ право местного самоуправления на судебную защиту, распространяющееся и на область бюджетных отношений. Законодательство исходит из принципа равенства всех муниципальных образований в праве на самостоятельный местный бюджет, утвержденный представительным органом местного самоуправления, в их правах на получение, распределение и самостоятельное использование бюджетных доходов. Однако на конкретное содержание принадлежащих им бюджетных прав влияют особенности муниципальных образований.