Вы здесь

Бюджетная система РФ. Ответы на экзаменационные билеты. 14. Особенности бюджетных прав субъектов РФ (Н. В. Орлова, 2009)

14. Особенности бюджетных прав субъектов РФ

Правовыми основами компетенции субъектов Федерации являются Конституция, Бюджетный кодекс РФ, иные законодательные и другие нормативные правовые акты РФ, а также законодательство самих субъектов РФ (конституции республик, уставы краев, областей, автономных округов, в которых содержатся основополагающие нормы о бюджетной компетенции названных субъектов, и их специальное бюджетное законодательство).

Бюджетно-правовой статус субъектов РФ характеризует совокупность следующих прав:

1) право законодательного регулирования бюджетной системы, бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории исходя из основ, установленных законодательством РФ. При этом учитываются особенности системы муниципальных образований и административно-территориального устройства каждого субъекта Федерации, системы его органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующих на данной территории. Законодательство субъектов РФ определяет виды бюджетов, функционирующих на их территории, принципы их взаимосвязи, а также порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения этих бюджетов, порядок осуществления контроля в отношении них;

2) право каждого субъекта РФ на самостоятельный бюджет – республиканский, краевой, областной и т. д., утверждаемый соответствующим представительным органом власти.

Этот бюджет обеспечивает денежными средствами деятельность органов власти субъекта Федерации, выполнение социально-экономических планов и программ по обеспечению жизнедеятельности соответствующего государственного образования и удовлетворению потребностей его населения. В пределах имеющихся средств они вправе увеличивать нормы расходов на содержание ЖКХ, социально-культурных учреждений, органов милиции, охраны окружающей среды и на другие цели. Представительные органы власти субъектов РФ самостоятельно утверждают бюджет и контролируют его исполнение;

3) право объединять бюджетные ресурсы субъектов Федерации со средствами других бюджетов на договорной основе. Такое объединение может быть произведено также со средствами предприятий, организаций и граждан для финансирования экономических, природоохранительных и социальных программ, в т. ч. совместных и межрегиональных;

4) право устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ региональные налоги, сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Федерации и местные бюджеты, а также определять их размеры;

5) право на получение закрепленных за бюджетом субъекта Федерации налогов и других доходных источников, а также отчислений от регулирующих доходов. Виды доходов бюджетов субъектов РФ закреплены в БК РФ, налоговом и другом федеральном законодательстве;

6) право распределения доходов между бюджетом субъекта Федерации и местными бюджетами соответствующей территории;

7) право образовывать в рамках своего бюджета резервные фонды;

8) право контролировать использование средств муниципальными образованиями, выделенными им из бюджетов субъектов РФ, а также соблюдение органами местного самоуправления бюджетного законодательства;

9) право самостоятельно использовать доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступления в бюджет или экономии в расходах. Порядок их использования установлен БК РФ;

10) право на компенсацию за счет средств федерального бюджета потерь в доходах бюджета Федерации или увеличения его расходов в том случае, если они обусловлены принятием в ходе исполнения бюджета решений органов федеральной власти.