Интервью с О. Георгием Кочетковым к изданию проповедей о. Виталия Борового
Александр Копировский: Отец Георгий, мы готовимся сейчас переиздать сборник проповедей о. Виталия Борового, поскольку в январе этого года исполнилось 100 лет со дня его рождения. Отец Виталий проповедовал в Москве в Богоявленском Елоховском соборе, потом в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. Но это было 30 и даже 40 лет назад. Как Вы считаете, актуально ли то, о чем он говорил? Чем это актуально?
Свящ. Георгий Кочетков: Такие люди, как о. Виталий Боровой, актуальны и при своей жизни, и после своей кончины – всегда. Почему? Потому что он всегда чувствовал, где духовный центр, в чем воля Божия, а где то, что этой воле противостоит. Он очень хорошо мог различать духи, у него в этом смысле был настоящий пророческий дар. И в проповедях это очень видно. Его проповеди всегда отражают эти качества. Они могут быть очень разными по своему назначению, по своей тематике, внутренним акцентам – многообразие мысли о. Виталия всем известно. Но всегда в них есть соль. А Господь и говорит: «Вы – соль земли, вы – свет мира». Вот есть у о. Виталия в его проповедях, в каждом его слове отсвет этого света и вкус этой соли. Поэтому, слушая его и глядя на него, нельзя было оторваться. Это не могло надоесть, это не могло стать пресным и бесцветным. Что страшнее всего для любого проповедника? Пресность и бесцветность. Вот этого-то у о. Виталия никогда не было.
Александр Копировский: Тогда уточним вопрос. Актуально, живо, ярко, с солью, – но всё-таки это было очень давно. И круг проблем, которые тогда были, может быть, уже отошёл в прошлое? Можно ли сейчас руководствоваться тем, что говорил о. Виталий? Или только вдохновляться его яркой речью?
Свящ. Георгий Кочетков: Естественно, жизнь меняется. Да, время меняется, и какие-то акценты, какие-то краски, конечно, в жизни тоже меняются. Было бы наивно думать, что за эти 30–40 лет ничего не изменилось. Многое изменилось. Но о. Виталия заботили больше всего глубинные вещи, а всем известно, что глубинные вещи быстро не меняются. Бывают иногда такие моменты, когда сходят лавины, когда сдвигаются тектонические пласты – это бывает, но это бывает очень редко. И это всем видно. Скажем прямо, пока ещё не решены главные задачи, которые ставит перед нами Господь, ставит перед нами жизнь, а значит, и те, которые ставил перед собой о. Виталий. Я имею в виду прежде всего задачу возрождения нашей церкви и нашего народа. Отец Виталий этому служил, он ради этого жил, и он многое делал для этого. Как раз задачи этого рода сейчас, может быть, как никогда актуальны. И они типологически всё те же. Ну, а какие-то внешние изменения, какие-то внешние поправки внести может любой, сам, без особых усилий.
Александр Копировский: Это в глобальном смысле, космическом. А вот что касается конкретности? Он иногда буквально пророчествовал о конкретных вещах. Например, о том, что будут прославлены новомученики, что откроется множество храмов, что будут духовные школы в большом количестве, не как тогда – 2 академии и 3 семинарии. Что исполнилось, как Вы считаете? Что ещё можно ожидать из названного им?
Свящ. Георгий Кочетков: Дело в том, что по внешности многое исполнилось, и этому можно только радоваться. Но я думаю, вряд ли о. Виталий считал бы, что все эти вопросы сняты с повестки дня только потому, что стало много храмов, много семинарий, академий, провозглашены возможность оглашения – даже его необходимость, – а также миссии, молодежной работы и т. д. Я думаю, о. Виталий не был бы сейчас среди тех, кто бравурно рукоплещет всему, что выявляется нового. Думаю, он видел бы, что это только начало решения этих вопросов. Это еще только завязи. И очень важно, не будет ли это только пустоцвет, не окажутся ли храмы пустыми в результате ошибок на этих путях, которые, конечно, были предопределены: в результате нашего невежества, нашего церковного и культурного ретроградства, в результате наших страхов, нашей связанности по рукам и ногам разными силами, в том числе внешними по отношению к церкви. Все это не могло бы не тревожить сейчас о. Виталия, будь он жив и если бы он смотрел на нас сейчас своими человеческими глазами. Так вот, думаю, действительно, о. Виталий может нам напоминать о том, что надо делать. И о том, как надо жить, выделяя приоритеты, выделяя главное, разрешая противоречия между разными высказываниями, разными точками зрения, возвышаясь над противоречиями человеческими, субъективными, а уж тем более политическими, культурными, национальными и социальными.
Александр Копировский: Отец Виталий был, несомненно, выдающимся проповедником, с яркими образами, с яркой речью. А можно ли сказать, что он был больше, чем просто ярким проповедником? Можно ли применить к нему определение «голос Церкви»? И какими вообще качествами должен обладать человек, чтобы он мог говорить от лица Церкви?
Свящ. Георгий Кочетков: Да, в какой-то степени я не сомневаюсь, что к его слову относилось бы это определение «голос Церкви». Как раз именно в ту меру, в какую он видел реальность глубже других, в какую он мог опережать других. Он был инструментом этого голоса. Потому что в этом его качестве заключается духовное явление, которое мы называем пророчеством в Церкви. Пророчество может быть обращено вовне Церкви, но чаще всего оно обращено внутрь, к нам самим, к нашей совести, к нашему сердцу, к нашей жизни, её основам. И конечно, у о. Виталия эти качества были налицо. Он был «голосом Церкви» каждый раз, когда показывал нам путь, каждый раз, когда предупреждал нас о грядущих опасностях или опасностях уже действующих, но недооцененных или не до конца осознанных нами.
Александр Копировский: А сейчас он продолжает оставаться «голосом Церкви» или хотя бы одним из ее голосов?
Свящ. Георгий Кочетков: Насколько мы смогли правильно понять, отредактировать, опубликовать слово отца Виталия, насколько мы справились со своей задачей, настолько мы и способствуем тому, чтобы прозвучавший однажды голос Церкви не затих, чтобы он продолжал приносить свои плоды, и чтобы всякий читатель его проповедей вспоминал не просто человека выдающегося, умного, знающего, сыгравшего свою историческую роль в определенное историческое время во второй половине XX века в церкви и в обществе, а чтобы каждый такой читатель мог увидеть, что Господь действует, и что нам опускать руки нельзя, что мы должны, наоборот, поднять руки, поднять свое лицо пред Господом и идти вперед, как бы трудно нам иногда ни было.
5.05.2016