Вы здесь

Быть лидером. 50 способов добиться впечатляющих результатов. Пролог (Джон Бальдони, 2009)

Моей матери Марте У. Бальдони, которая научила меня писать, а также многому другому


Пролог

В основе руководства должна лежать доброжелательность… выраженное чистосердечное стремление помогать своим сторонникам… В качестве лидеров нам нужны отзывчивые люди, которые способны приносить пользу настолько большую, что сама необходимость в их должностях отпадает… Как бы странно это ни прозвучало, но власть великих руководителей состоит в том, что они раздают ее людям.

Адмирал Джеймс Б. Стокдейл

Принимать руководящую должность сложно всегда – будь то пост бригадира или генерального директора компании. Если все идет хорошо, можно говорить о руководстве, если нет – о катастрофе. Именно от человека зависит, насколько удастся убедить людей в том, что именно он обладает способностями руководить ими.

Лидеры – это личности, благодаря которым все идет хорошо. Один из лучших способов достичь такого результата – дать людям основания поверить в тебя. Звучит просто, но иногда для этого может понадобиться целая жизнь. Здесь не существует обходных путей, но есть вехи. Работа управленца – поддерживать работу системы; дело руководителя – запустить систему, вовлекая в этот процесс окружающих. Сделать это можно четырьмя способами:

1. Подавать правильный пример. Наши представления о лидере во многом основываются на образе офицера-кавалериста девятнадцатого столетия. Такие люди заслуживали свои звания и должности благодаря тому, что лучше всех сидели в седле, были самыми меткими стрелками и могли перепить любого однополчанина, не говоря уже о том, что были любимцами дам. (1) В этом есть зерно истины: кавалерийские офицеры выдвигались в руководители благодаря своим умениям не просто делать что-то, но делать это очень хорошо. Сотрудникам необходимо знать, что их лидер обладает всеми необходимыми качествами для блестящего выполнения обязанностей. В наши дни руководящая работа не связана с большими физическими нагрузками (если не считать разъездов по миру), но требует развитых навыков критического мышления.

2. Быть на своем месте. В индустрии развлечений принято повторять: это шоу-бизнес (с акцентом на слове «шоу»). Это означает, что продюсеры должны фонтанировать идеями, а актеры полностью отдаваться своим ролям. Такой же подход применим к руководящей работе. Вы должны показать: вы – главный, у вас есть все, что для этого необходимо. И, главное: вам все это очень нравится. Посмотрите на видеозаписи Рональда Рейгана в роли президента: его лучезарная улыбка и уверенная походка не оставляли сомнений – в его работе ему нравится абсолютно все. И как профессиональный актер он умел передать свою уверенность окружающим. Быть на своем месте – значит приложить все силы к тому, чтобы установить контакт с людьми. Это не лицемерие – если вы искренне стремитесь передать свое понимание ценностей окружающим, контактируете с ними по-настоящему.

3. Преодолевать трудности. Очень немногим людям удается достичь вершин власти без того, чтобы по пути к ним не потерпеть поражений. Нет ничего зазорного в том, чтобы упасть; важно, как вы поднимаетесь. Если вы делаете это, спокойно признав свои ошибки, исправляя их учебой, практическими занятиями или приобретением нового опыта, то доказываете свою стойкость. Работникам нужны руководители, способные гнуться, но не ломаться. Люди должны быть уверены: у их руководителя хватит силы духа смотреть в лицо угрозам, они обладают силой воли, чтобы выстоять в трудное время. Но вместе с тем они должны понимать, что их лидер достаточно умен, чтобы уклоняться от опасностей, грозящих организации гибелью. Толковые руководители точны в выборе нужного момента, они умеют настоять на своем.

4. Коллектив – прежде всего. Руководство – не одиночное выступление: лидер указывает путь, ношу несут другие. Поэтому ответственное лицо заслуживает доверия в процессе совместной работы с коллективом и при условии того, что отдает должное заслугам людей в случае любого успеха. Уважением в сердцах и умах сторонников пользуются лишь те лидеры, которые остаются у руля, когда компания переживает нелучшие времена.


Командование поручают; лидерство – заслуживают. Этой старинной пословицей руководствуются военные. Человека назначают на руководящую должность, но заслужит ли он уважение и доверие своих подчиненных, зависит от него самого. Главное в этом – личный пример. Последователи награждают своего лидера доверием, если видят, что он работает во благо коллектива: поддерживает, развивает, воспитывает и защищает своих людей и в удачное, и в трудное время. Аналогичным образом зарабатывают доверие и отдельные личности. Менеджеры, которые в первую очередь заботятся об интересах сотрудников, находя способы помочь их развитию, карьерному росту и расширению сфер ответственности, становятся не просто менеджерами. Они превращаются в лидеров, заслуживающих свое право на эту роль тем, что люди поверили в них.

Что нужно руководителю

Истинный лидер – тот, кто стоит во главе коллектива, проявляя решительность, властность, убежденность и человечность. Руководители – тоже люди. У них есть свои достоинства и недостатки. Они могут выглядеть сильными и смелыми – и через минуту оказаться несколько смущенными. Ведь лидерство – всего лишь часть человеческой природы.

В этой книге рассказывается о том, как лидеры могут максимально полно использовать свои лучшие качества в стремлении к построению доверительных отношений и достижению результатов.

Вы можете прочесть книгу в один присест от начала до конца – или выбрать то, что актуально именно для вас в качестве руководителя или человека, претендующего на таковую роль в будущем. Помните, что руководители не появляются на свет титулованными. Они заслуживают свои регалии, думая и действуя во благо своих организаций и их работников. Такое руководство зачастую требует трудных размышлений и жестких действий. В книге вы найдете рекомендации, которые будут полезны в трудных ситуациях, а также советы, основанные на понимании сущности руководства.

Собранный здесь материал является плодом долгих лет моего преподавания и консультаций руководителей высшего звена на тему методов и навыков эффективного лидерства. Изложенные на этих страницах идеи не обязательно принадлежат мне: часто они исходят от людей, с которыми я имел честь общаться. Некоторым требовались мои советы – но у каждого из них учился и я.

Итак, читайте – и лидируйте!