Вы здесь

Былицы. Пути-дороги (В. Г. Свешников)

Пути-дороги

С другом Славкой мы расставались только на ночь. Вместе шли в школу, вернее, не шли, а поспешали из-за большого расстояния до нашей школы №9. Из школы мы возвращались уже не спеша и все время что-то обсуждали. Правда, по дороге в школу мы говорили на более приземленные темы – о выполненных домашних заданиях. По математике тогда нам задавали такие головоломные задачи, что решение их иногда бывало в десять и много больше действий. Поэтому чаще мы делились своими способами решения. Но, конечно, случалось говорить и на более интересные темы.

Особенно хорошо говорилось по пути домой. Дорога из школы была всегда длиннее, чем утром, в школу. Она была другой и во времени, и в пространстве. Мы могли пойти тремя разными маршрутами и выбирали тот, который нас более интересовал в тот момент.

Чаще мы ходили примерно той же дорогой, по которой спешили в школу. Но только шли медленнее и глазели по сторонам. Если утром мы через рынок проходили быстрым шагом, сокращая дорогу к школе, то днем это был путь через интересные места. Там торговали семечками, которые мы не покупали, но брали щепотку на пробу. Нам хватало этой небольшой порции, чтобы немного утолить уже проявляющийся голод. В школе не хотелось ходить в буфет – там было много народу и не очень вкусно готовили. Вместо буфета более интересно было на перемене сходить в библиотеку и посмотреть там новые журналы.

Одним из развлечений на рынке было чтение объявлений. Они были настолько парадоксальны, что часто вызывали наш дружный смех. Вот мы и соревновались в том, кто найдет более смешной «шедевр».

Писали о продаже одежды и мебели, Часто торговали поросятами и цыплятами, но это случалось ближе к лету. А изредка появлялись сообщения о каком-то решительном изменении в жизни прежнего владельца, которое требует продажи всего хозяйства. Так, сообщение «Продаю козу, фикус, пальму и столетник» почему-то вызывало представление о спешном отъезде старушки в дальние страны. Она уже все распродала и оставила напоследок самое ценное.

После рынка мы иногда заходили в хорошую библиотеку Облпотребсоюза, в этом учреждении работала мать Славки – Клавдия Георгиевна. Библиотека там была скорее для взрослых, но имелись в ней и хорошие книги для детей среднего возраста. Там мы могли задержаться, так как книг было много, а выбрать трудно.

Потом мы направлялись в сторону крепостной стены и парка ВРЗ. Шли по бульвару, красивому в любое время года. Иногда в начале зимы по его краям появлялись раскатанные ледяные дорожки. Ни одну из них мы, естественно, не пропускали и катались с большим удовольствием.

Потом поднимались к красивому дому Засецких, в котором в то время была железнодорожная начальная школа. А наши дома стояли почти за этим зданием.

Иногда мы шли по берегу реки и по Соборной горке. Нам хотелось глянуть, не замерзла ли река или не начался ли ледоход. С Соборной горки всегда открывался красивый вид на реку и наш любимый берег. Иногда на берегу близ спуска с Ленинградской улицы устраивали ледяную гору. Тут сам бог велел скатиться разок-другой с нее – почти самой большой в городе.

Теперь надо было поторапливаться домой, тем более у Славки была довольно суровая бабушка, которая держала внука под строгим контролем. Для сокращения дороги домой от реки мы шли дворами. Самый короткий путь был через двор Мыльниковых на улице Засодимского. Он «действовал» только осенью, зимой и в начале весны. А как только начинались садово-огородные работы, это путь перекрывался Мыльниковыми – хозяевами рачительными и строгими.

Зимой дорога по краю Соборной горки давала еще одно занятие, которое получалось только в оттепель. Мы лепили снежок и бросали его таким образом, чтобы он летел почти параллельно склону, то есть как летом бросают камни, чтобы получились блинчики. А в оттепель такой снежок тут же превращался в снежный шар, который, скатываясь по склону, иногда достигал больших размеров. Вот мы и соревновались – у кого получится самый большой ком снега.

Однажды в сильнейшую оттепель с обильным снегопадом мы направлялись на Соборную горку, как вдруг увидели, что на каждом столбе с наветренной стороны налип толстый слой снега. Мы начали ударять по столбам так, чтобы этот снег обваливался. Так увлеклись этим занятием, что когда все столбы со снегом закончились, я обнаружил, что потерял калошу. Пойди найди ее теперь под снегом. А калоша-то новая. Повесил виновато свою голову и пошел домой. Естественно, был нагоняй, хотя я объяснял, что найти калошу не было возможности – слишком много снегу выпало и много столбов мы «обработали».

Еще одна дорога привлекала нас, но ходили мы по ней реже всего, так как она была связана с денежными затратами. Эта дорога начиналась с того, что, выходя из школы, мы поворачивали не в сторону дома, а в обратном направлении. После поворота на улицу Сталина мы проходили небольшое расстояние и оказывались в магазине «Наглядные пособия». В нем продавали все, что пригодится учителю на уроке географии, биологии, химии и физики. Мы медленно передвигались вдоль витрин и пожирали глазами разнообразные приборы, колбы с пробирками, глобусы и карты, скелеты и муляжи. А уж электромоторчики, паровые машины и другие притягательные образцы пособий давали полное основание переименовать магазин в «Ненаглядные пособия». Изредка мы там что-нибудь покупали. Первой моей покупкой был небольшой электромотор, я приспособил его к модели подъемного крана, собранного из металлического детского конструктора.

Наглядевшись на пособия, мы направлялись домой тоже через рынок. Для того, чтобы сократить дорогу, мы входили туда через проезд с улицы. Справа, сразу после входа в рынок, был тоже притягательный магазин рыболовных и охотничьих принадлежностей.

Там висели ружья, лежали ножи и патроны, в углу в витрине стояли удочки и спиннинги. Короче, это был стимулятор для творчества и воображения. И самое главное, эти впечатления порождали нашу фантазию и желание что-то сделать своими руками. Через год мы стали мастерить свои рыболовные снасти. Первое, что мы пытались соорудить, – это спиннинговую катушку. Об этом этапе я уже писал. Но стоит сказать, что каждый элемент нашей корявой конструкции был темой для обсуждения. Так фантазии воплощались в жизнь. Пусть катушка наша не оказалась очень прочной, но зато очень прочной стала наша дружба.

Так дороги в школу и обратно оказались путями, на которых мы становились немного другими.