Школа №10
В 1954 году летом началась эта реорганизация системы образования. В каждом микрорайоне всех потенциальных восьмиклассников начали записывать в местную школу. Поэтому в нашем 8б классе оказалось много соседей. Так, я оказался в классе со своим хорошим знакомым – Юрой Ивановым. Этому я был очень рад. Мы, само собой, сели вместе за одну парту.
В результате поголовной переписи учеников в класс попали и «паршивые овцы» – ребята «без царя в голове». На наш взгляд, у них не только в голове было пустовато, да и с душой, всего скорее, были нелады. Мы об этой особенности наших новых одноклассников узнали не сразу. Первые дни занятий в 8 классе прошли обыденно. По многим предметам мы писали контрольные, что понятно, так как учителя должны были узнать о том, как мы подготовлены.
Вдруг всех школьников мобилизовали «на картошку». И сразу на целый месяц. Ездили мы в колхоз близ Паприхи. Хорошо, что Вера Александровна Силина – наша классная воспитательница – знала наши возможности (и невозможности) по математике. Она занималась с теми, кто не тянул по математике по ее мнению. Теперь таких учителей уже нечасто встретишь.
Не помню, чей день рождения выпал на сентябрь. Отметили мы его главным образом подарками и шутливыми поздравлениями. Никакого праздничного угощения не было, помимо жареных грибов. Из вин в те времена преобладали портвейны и шипучие напитки типа сидра. Вот мы и пробавлялись этим сидром. Для восьмиклассников это самый обычный вариант – и дешево, и сердито. Все были довольны, и потянуло нас на… улицу, на воздух, на природу. Мы шли, распевая нехитрые песни, соответствующие нашему отличному настроению. По сути дела, с этих сельхоз работ и наших простеньких праздников начиналось человеческое общение парней и девушек класса.
Вдруг наши песни замолкли, когда Игорь Г. и его дружки ни с того ни с сего выдернули дрыны из ближайшей изгороди и набросились на своих одноклассников – на парней и даже на девчонок. Видно, их потянуло на подвиги. Хорошо, что нормальных парней среди нас было больше, и мы кое-как одолели этих «экстремистов». С тех пор я стал представлять смысл поговорки, что «свадьба без драки не бывает». Да и все поняли, что у некоторых наших сверстников явно что-то с головой.
В дальнейшем эти неадекватные ребятишки быстро отсеялись, оставшись на второй год или просто бросив школу. Но больше мы с ними, слава богу, не сталкивались.
Учеба в 10-й школе отличалась от всех прежних, потому что мы учились с девчонками и все вместе взрослели, влюблялись, страдали, ревновали, разочаровывались, соперничали, и много что еще с нами происходило помимо учебы.
Мы еще не раз ездили в колхозы, и не только «на картошку», но и «на лен». Наша Вера Александровна, как классный руководитель, проводила «в нас» беседы, диспуты и вечера отдыха, которые, скорее, увеличивали уровень гормонов и повышали нашу сексуальную озабоченность. Мы об этой стороне наших мероприятий догадывались, но не всегда конкретно и отчетливо.
В 1957 году пришло время получать аттестат зрелости. Хотя мы давно созрели, но только теперь об этом новом состоянии был выдан документ государственного образца. Теперь можно было направиться со своей зрелостью куда угодно, кроме вуза.
Наш школьный выпускной вечер прошел как-то неярко. Всего скорее, мы просто не очухались после экзаменов. Был небольшой товарищеский ужин, танцы и песни. На вручении аттестатов играл настоящий духовой оркестр. Это был «дар» от одноклассника Толи В., влюбленного красивую Нелли Ш.
А потом мы пошли гулять по городу. К сожалению, было очень холодно, и если бы мы не утеплились, то попросту околели бы. Такие холода часто случаются в белые ночи.
На душе был какой-то трепет от предстоящего вступления во взрослую жизнь. Можно сказать, что она приготовила нам прохладный прием, но и мы встретили ее капризы уже слегка подготовленными.