Вы здесь

Былицы. Школа №9 (В. Г. Свешников)

Школа №9

В 5 классе нас перевели в среднюю школу №9. Обучение в те годы было раздельным. Поэтому девочки и мальчики оказались в разных школах. Все наши пассии и симпатии исчезли и потихоньку развеялись, как дым.

В нашей мужской школе №9 царили строгие нравы. Родители могли выбирать более или менее престижную и лояльную школу. Среди мужских такой школой была первая, в смысле, номер ее, а среди женских – №8. Мои родители поступили правильно, считая, что в каждой школе можно получить хорошее образование, – все зависит от человека.

В нашем пятом классе появились ребята не самого лучшего разбора. Это были второгодники, исключенные из других школ за какие-то прегрешения, и прочие, доставшиеся нам в одноклассники. Эти верзилы, остолопы и даже активные недоросли вдохновенно хулиганили на уроках. Только у математика Николая Алексеевича, прошедшего войну, они не решались вызывать гнев. Он был решителен и скор на расправу, а орудие для кары у него всегда было под рукой. Точнее, в руке – это трость, которую он использовал при ходьбе, так как был инвалидом. Тростью же, как крюком, Н.А. останавливал шалунов, если те пытались улизнуть.

Нас Николай Алексеевич поразил своим бесстрашием и умом. Он за версту чуял готовящуюся проказу наших хулиганствующих молодчиков. Во всех классах были разбиты выключатели, и свет включали, соединяя провода. Наши хулиганы пользовались этим и во время урока исподтишка бросали в «выключатель» тряпку – провода разъединялись, и свет гас. Н.А. подходил и пальцами соединял провода. Все остолбенело смотрели на этот героический поступок. Хорошо, что Н.А. был еще и большим учителем и объяснял, почему и как он поступает, чтобы не пострадать от электричества.

Среди замечательных учителей школы №9 мы помним географичку Щербань и физичку Киру Александровну.

В нашей девятой школе была очень хорошая библиотека. Пройти в нее было непросто: сначала темный коридор, потом пустой и холодный объем «заднего входа» в школу и, наконец, полутемная и тоже холодная лестница – но богатство книг и особенно научно-популярных журналов привлекало многих. На большой перемене чтение журналов было для меня лучшим времяпрепровождением. Одно плохо – звонка на урок в библиотеке не было слышно. Ничего не поделаешь – приходилось расплачиваться замечаниями в дневнике. Зато на всю жизнь полюбил копаться в литературе – в толстых научно-популярных журналах.

Школа №9 еще была замечательна тем, что располагалась рядом с рынком. На большой перемене мы бегали туда за семечками или за сравнительно дешевыми пончиками.

Среди особенностей и преимуществ школы можно назвать ее близость к магазину «Наглядные пособия». Они так нас привлекали, что мы называли магазин «Ненаглядными пособиями». Там продавали реактивы, пробирки, лупы и прочие замечательные вещи. Они вызывали какие-то таинственные желания, которые, как мне кажется, привели многих в науку, сделали нас думающими, размышляющими.

Другим достоинством школы можно назвать близость к реке. Ледоход, первый лед и лыжные бега – мы здесь первые участники и свидетели. Удивляло то, что некоторые мои соученики каждый день совершали гонку на лыжах в семь – десять километров – из дома в школу и обратно. Например, Антонов (имя забыл) пробегал на лыжах из деревни Ершово до школы. Это же был почти подвиг!

Когда мы перешли в 8 класс, школу опять подвергли реорганизации, как всегда, «с целью улучшения… и по просьбам трудящихся». На этот раз – мальчиков объединили с девочками. Думаю, это был своевременный шаг. Раздельное обучение, конечно, имеет свои преимущества, но не настолько они велики, чтобы не видеть пользы и от совместного обучения мальчиков и девочек. Мы, мальчишки, были не совсем готовы к такому объединению, да и для девочек этот шаг был неожиданным.