Вы здесь

Былицы. Иконы (В. Г. Свешников)

Иконы

Во времена хрущевской оттепели стало можно говорить о вере. Мы, конечно, не знали, что это просто очередной обман властей.

Я с моей двоюродной сестрой Люсей Волоцкой, вдохновившись новыми веяниями, решили отдать в музей наши бывшие домашние иконы. Иконы хранились на чердаке дома. В то время наша картинная галерея и краеведческий музей еще не разделились, так что мы рассчитывали на предстоящее обогащение музея, хотя и галерее наш дар тоже, может быть, пригодится.

Мы основательно нагрузились священными предметами – под самую завязку. Одна икона, а точнее объемная композиция «Вознесение», была довольно большой по размерам. Похоже, это была резьба по алебастру, потом покрытому позолотой. Находилась эта композиция в красивом позолоченном футляре. Кроме того, мы несли еще три или четыре большие иконы (размеры их в высоту превышали 50 см) и несколько мелких.

С большим трудом мы дотащили весь груз до музея. О том, что он примет наш дар, мы предварительно договорились. В музее тоже подготовились к нашему приходу, и поэтому нас провели по запасникам. Было много интересного из того, что показали. Так, мы узнали, что в музее много картин Машкова, были неплохие, но не идентифицированные картины европейских художников. Всего скорее, это были вещи из коллекций, реквизированных в 1920—30 гг.

Мы продвигались по закоулкам хранилища, как вдруг работница музея открыла низкую дверцу каморки с несколькими Христами, ожидающими суда и Голгофы. Люська аж вскрикнула, настолько эти скульптуры походили на предбанник с сидящими мужиками. Похоже, этого ошеломляющего впечатления экскурсовод и добивалась. Размеры фигур были близки к нормальным человеческим, а усиливало впечатление то, что фигура Христа вырезалась обнаженной. Готовую фигуру обычно одевали в соответствующие одежды, и даже для нее изготавливали обувь. Экскурсовод рассказала с придыханием и закатыванием глаз, что тапочки, сшитые для статуи Христа, часто оказывались изношенными! Мы, естественно, ахали.

Помимо фигур Христа, большое впечатление на нас произвело посещение еще одного хранилища пермской деревянной резьбы. Там посмотрели несколько резных икон.

Мы пожалели о том, что почти все наши иконы за один раз отнесли в музей. Можно было бы растянуть это удовольствие на несколько посещений.