«По грибы»
Почему-то в Вологде преобладала такая архаичная форма выражения. Не все говорили «за грибами» или «пошел за водой», потому что часто взрослые поправляли: «За водой пойдешь – не вернешься». Видимо, побаивались какой-то нечисти, что ли, и объясняли свои слова тем, что вода в реке, мол, уведет, и пропадешь с концами.
Как бы не говаривали, но за грибами ездили всегда с удовольствием, и потом рассказывали о том, где, с кем и сколько набрали. «Губину» солили, белые и подосиновики сушили, и очень вкусно готовили жареные грибы. Соленые грузди или, еще лучше, рыжики – это была частая еда и закуска на столе. А картофельные котлеты с грибной подливой – это вообще, по моему мнению, очень вкусная еда.
В будни за грибами ездили только во время отпуска, если он приходился на август-сентябрь. Зато в выходные: в воскресенье, а позднее в субботу и воскресенье – отправлялись целыми автобусами или грузовыми машинами со скамьями, установленными в кузове. Народу в машины набивалось, что называется, под завязку. Всегда перед отъездом старожилы держали военный (в смысле, грибной) совет. Потом ехали час-полтора до места «высадки десанта». Там, на месте, договаривались, когда едем обратно, куда лучше направляться и давали кое-какие другие ЦУ. Однако всегда кого-нибудь ждали по полчаса, а то и больше установленного срока.
Очень запоминались поездки, когда выпадала полоса, или слой грибов. Набирали помногу и, бывало, даже собирали одни шляпки грибов. Но иногда случалось, что за целый день поисков набирали всего по корзине, в которой можно было увидеть всего понемногу: от отдельных белых до «букетов» опят.
В поисках грибных мест заезжали на машинах в такую глухомань, что «путевой» дороги там было не найти. Но тут выручала дружная помощь грибной команды, которая почти на руках выносила застрявший в грязи «зилок». Правда, и трофеев в такой экспедиции набиралось много.
Иногда на хорошие грибы натыкались случайно, и поэтому воспоминания о них были яркими и запоминающимися. Так, однажды, возвращаясь с осенней охоты с Кубенского озера, решили зайти в лесок, проверить, нет ли грибов. И наткнулись на такое их количество, что набрали белых и подосиновиков во все емкости, что были в машине, и даже в рубахи, из которых пришлось сделать своего рода торбы.
В другой раз, во время учебы в девятом классе, после долгой работы в колхозе, правда, не на картошке, а на льне, мы тоже наткнулись на обилие грибов.
В том году мы убирали лен на полях, где он сушился в снопиках. Его отвозили на ригу сушить, затем, сидя на корточках, всем классом оббивали со снопиков коробочки с семенами. После того расстилали стебли по траве для довершения наших трудов дождями, росами, солнцем и туманом. Работа нетрудная, но долгая и многодельная, как у нас говаривали. Получались довольно красивые узоры из серебристого разостланного льна на зеленой траве.
И вот наконец за нами приехали машины, чтобы отвезти в город. Перед отъездом мы с дружком Руфкой пошли на разведку в ближайший лесок и наткнулись на обильный и дружный урожай лисичек. Их было так много, что уехать без них было бы обидно. Отпросились у классной руководительницы Веры Николаевны С. и остались, чтобы пособирать этих милых грибочков. Набрали столько, что еле дотащили до остановки грузотакси. Был в наши времена такой вид транспорта. Это грузовик-полуторка с брезентовым тентом над кузовом, а в нем пять-шесть деревянных скамей. Удобства не ахти какие, но ходил он исправно, и это главное. Кстати, тогда дороги тоже отличались от современных, асфальтированных. Дороги были покрыты (замощены) булыжником. Ехать по таким дорогам было не очень комфортно, но возможно, особенно если помнить правило «больше газу – меньше ям».