Спорт – не уроки танцев
В восьмом классе случилась новая реорганизация нашего образования. Стали объединять классы, то есть парней и девушек решили учить вместе. Хорошо, что нас – учеников 8б класса школы №10 – после двух недель учебы послали на месяц в колхоз «на картошку». В колхозе мы более-менее сдружились, ну а если не сдружились, то хорошо познакомились друг с другом.
Скоропалительная кампания слияния мужских и женских школ привела к тому, что во многих классах оказались балбесы, совсем не желающие учиться. Так, у нас в классе появились педагогически запущенные ребята, можно даже сказать – просто дебиловатые: Головин, Зайцев, Зязин и ряд других «отморозков», как сказали бы спустя 50 лет.
Наша «классная» Вера Ивановна С. вела у нас воспитательную работу. Она устраивала так называемые вечера отдыха для всего класса. В программе были различные загадки, шарады, ребусы, но были и танцы. Для нас, парней, танцы стали неожиданным препятствием к удовольствиям, так как в большинстве своем мы совершенно не умели танцевать. Но было загадкой (для нас), почему девушки уже довольно сносно танцевали. Когда и где они этому научились?
Сейчас не смогу перечислить все многообразие танцев, которые мы начали разучивать: па-де-катр, па-де-патинер, краковяк, мазурка и какие-то еще представлялись нам каким-то скопищем не совсем логичных и не всегда гармоничных движений. На этих вечерах танцев мы, парни, неуклюже топтались, старательно глядя себе под ноги, чтобы не дай бог не наступить на ногу партнерше. Наши девчонки-восьмиклассницы были довольно милы, и их выразительные женские прелести уже бросались в глаза. Это качество еще сильнее сковывало нас и придавало нам не смелости, а нахальства. Так продолжалось почти весь год обучения в восьмом классе.
К счастью, в девятом классе я записался в конькобежную секцию – было такое время, когда почти любой мог заниматься в кружках и секциях, какие ему приглянутся.
Казалось бы, как связано умение танцевать и бег на коньках? Как оказалось, связь есть. В спортивной секции мы много бегали, занимались имитацией бега на коньках, то есть подражали движениям конькобежца. Занятия проходили вечерами на стадионе «Динамо».
Примерно в октябре-ноябре на стадионе началась подготовка к зиме, к началу работы катка. На «Динамо» всю зиму работал самый большой и самый престижный каток. Он был хорошо оборудован – раздевалки, прокат и заточка коньков, буфеты, теплушки и прочее. Лед на «Динамо» всегда был хорош, каток весь в лампочках, да и музыка была тоже соответствующей. Для нас, конькобежцев, стадион был необходим – только на нем готовили очень хороший лед. На нем, кстати, выросла чемпионка мира Т. Рылова. Иногда она заезжала в Вологду, и мы видели ее плавный и стремительный бег.
В октябре уже темными вечерами занятия наши совершенно случайно стала сопровождать музыка. Видимо, радиомеханик стадиона тоже готовился к предстоящему сезону – к трансляции легкой и легонькой музыки для праздно катающихся посетителей.
И вот эта музыка, постоянно звучащая над стадионом, оказывается, заставляла нас двигаться в соответствии с ее ритмом! Но мы-то об этом не подозревали! А вот когда начались вечера отдыха нашего класса, я вдруг начал танцевать, а точнее двигаться под музыку, более осмысленно и ритмично, чем до того. Наши девчонки оценили мои достижения и даже стали меня подозревать в посещении либо танцкружка, либо какого-то другого злачного места.
Дальше пошло и поехало – стал я постигать смыслы и ритмы танцев. К счастью (для нас), куда-то тихо ушли па-де-катры, а остались фокстроты, танго и вальсы. Теперь могу похвастаться – до сих пор люблю танцевать вальс. Понял, что на девушек и на женщин уменье танцевать вальс почему-то производит сильное впечатление.
Своим детям говорил: «Учитесь всему, и даже бегу на коньках, лучше в раннем возрасте, в нужном месте и лучше вечером под хорошую музыку».