Град Китеж
Примерно в возрасте пятнадцати лет я стал судовладельцем! Да, да, настоящим судовладельцем. Мы с отцом построили лодку-плоскодонку у себя во дворе дома.
Почти десяток лет мы рассекали просторы реки на нашей лодочке. Папа на ней частенько ловил рыбу пауком – особой сеткой, подвешиваемой на блоке к балке на носу. Далеко на лодке не уплывали, но о путешествиях мечтали.
И вот как-то раз собрались мы на открытие весенней охоты в низовья Вологды. Набралась тогда целая флотилия – впереди шла лодка со стационарным мотором. Мы прицепились за нее буксиром и довольно быстро под мерный стукоток мотора добрались до места охоты. Нам надо было к вечеру достичь устья реки – места, где Вологда сливается с реками Лежей и, по-моему, Сизьмой. А все вместе они затем впадают в Сухону. По быстрой воде весеннего половодья мы промчались до места назначения за пару часов.
Я был поражен разливом рек – громадным пространством, залитым водой – следствием весеннего половодья. Это пространство походило на большое озеро. Мало того, что сами реки довольно велики, особенно весной, но еще и вода стояла так высоко, что все окружающие леса и луга были залиты водой, поднявшейся на несколько метров. Уткам там просто раздолье, но это давно знали охотники и на открытие охоты их поджидали с ружьями наперевес и наизготовку.
При большой воде весеннего разлива каждый охотник ищет свое заветное местечко, где можно подкараулить желанную добычу. Ему надо найти такое место, где можно было бы укрыть лодку с одним, а то и двумя охотниками. Но перед ними должно быть большое водное пространство, где можно расставить чучела уток для привлечения селезней. А тут, крути-не крути, надо много потрудиться, чтобы найти такое место.
И вот в поисках своего утиного Эльдорадо поплыли мы по какой-то просеке – не просеке, но по какому-то пространству, между деревьями в лесу. Просека при этом как-то плавно изгибалась, и вот она закончилась, и мы попали в настоящую сказку!
Представьте себе: среди воды на небольшом возвышении стоит большая усадьба, почти дворец! Два одноэтажных крыла, посередине двухэтажный портик с колоннами. Сохранилась еще желтая с белым окраска фасада, еще цела зеленая крыша, но кое-где разбиты стекла в окнах. Понятно, что жизни в этом доме давно нет. И все равно здание поражало какой-то гармонией и вызывало удивление, почему эта красота заброшена и никому не нужна.
Сожалею, что так и не смог узнать историю и даже название этого поместья. Но сих пор помню потрясение от появления из вод этого «града Китежа».
Не очень удачно сложились обстоятельства охоты в тот раз. Подстрелили мы всего по утке, а вечером отец рубил сучья и ударил топором по ноге. Решили закончить охоту и ехать куда-нибудь в медпункт. Нигде помощи не нашли, и потому на веслах добрались до самой Вологды. На это передвижение против течения ушел весь день – часов двенадцать мы плыли, непрерывно работая веслами.
Хотя охота довольно быстро закончилась, но от нее осталось много ярких впечатлений.