Раздел 2. Углубленный курс бухучета, налогообложения, управленческого учета
Часть 1. Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятии
Сущность и общие положения бухгалтерского учета
Прежде чем детально рассмотреть вопросы организации бухгалтерского и налогового учета на предприятиях рассмотрим основные понятия и принципы бухгалтерского учета.
Многие руководители и собственники предприятий недооценивают место и значимость бухгалтерского учета в управлении предприятием, между тем правильное ведение бухгалтерского учета дает в руки руководителям предприятия мощный инструмент для организации финансово-материальных потоков в своей деятельности, а также данные для принятия управленческих решений и оценки финансовой устойчивости и стабильности деятельности предприятия. Пренебрежение же ведением бухгалтерского учета на предприятии (чем часто грешат руководители малых предприятий) не только ведет к увеличению рисков налоговых взысканий и штрафов со стороны контрагентов, но и может привести к банкротству самого предприятия, поскольку у руководителя отсутствуют объективные данные для оценки деятельности предприятия и принятия оперативных решений.
Поэтому бухгалтерский учет часто называют «азбукой и языком» бизнеса. В бизнесе широко используются данные бухгалтерской отчетности, включая баланс, отчет о прибылях и убытках, пояснительную записку к годовому отчету.
Пользователями бухгалтерской отчетности являются инвесторы, поставщики, кредиторы, банки, заказчики, органы законодательной и исполнительной власти, общественность.
Инвесторов и их консультантов более всего интересует информация, позволяющая оценить перспективы развития предприятия, ее финансовую устойчивость, способность выплачивать объявленные дивиденды.
Для поставщиков, кредиторов и банков наиболее важной является информация, на основе которой можно определить текущую и ожидаемую платежеспособность, т. е. сведения о денежных средствах, запасах готовой продукции, дебиторской задолженности, первоочередных обязательствах и др.
Органы государственной власти и управления заинтересованы в получении информации, необходимой для регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, выработки налоговой политики, решения социальных вопросов и др. Общественность и местные органы самоуправления используют бухгалтерскую отчетность для обеспечения занятости населения, контроля за полнотой уплаты местных налогов, определения направлений развития регионов и др.
Сущность бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятия и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. В данном определении отражены: основные этапы учетного процесса (вначале информация об учетном объекте собирается, потом регистрируется, затем осуществляется дальнейшая обработка учетной информации для ее передачи пользователям); основные отличия бухгалтерского учета от других видов учета (статистического и оперативного).
Эти отличия состоят в том, что предмет бухгалтерского учета ограничивается рамками хозяйствующего субъекта. Он эже, чем в статистике, изучающей помимо хозяйственной деятельности другие стороны общественной жизни, но шире, чем в оперативном учете, отражающем только отдельные стороны хозяйственной деятельности этого объекта.
В бухгалтерском учете обрабатывается вся информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях (фактах хозяйственной деятельности) предприятия, и поэтому он должен быть сплошным и непрерывным, что необязательно в статистике и оперативном учете. В бухгалтерском учете объекты обязательно отражаются в денежном выражении, что также необязательно в других видах учета.
Бухгалтерский учет выступает звеном, соединяющим хозяйственную деятельность предприятия и лиц, принимающих решения.
Данные о хозяйственной деятельности являются входом в систему бухгалтерского учета, а полная и объективная картина о состоянии активов, обязательств и капитала предприятия – выходом из нее.
Бухгалтерский учет нельзя отождествлять со счетоводством, под которым понимают сам процесс ведения бухгалтерского учета, регистрации хозяйственных операций и хранения учетной документации. Счетоводство – лишь часть бухгалтерского учета, призванного создать информационную систему, удовлетворяющую пользователя.
Бухгалтерский учет обязаны вести все предприятия, организации и учреждения, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, находящиеся на территории страны, Общества или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
При этом следует учитывать, что согласно п.3 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 4 данного закона.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Кроме того, согласно пояснениям, изложенным в письме Минфина РФ от 15 апреля 2003 г. № 16-00-14/132, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, в соответствии с требованиями, установленными главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации, должны вести налоговый учет показателей своей деятельности (необходимых для исчисления налоговой базы и налога).
Объекты бухгалтерского учета
Объектами бухгалтерского учета являются:
• имущество предприятия (основные средства, материально-производственные запасы, нематериальные активы, финансовые вложения, денежные средства и др.);
• собственный капитал (уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, резервы, нераспределенная прибыль);
• задолженность других организаций (дебиторская задолженность) и обязательства сторонним организациям и физическим лицам (кредиторская задолженность, кредиты банков, займы);
• хозяйственные операции, вызывающие изменения в составе имущества и обязательств.
Операции являются фактами хозяйственной деятельности предприятия. Они могут быть двусторонними, т. е. совершаться между независимыми партнерами (например, при купле-продаже), и односторонними (потери от стихийных бедствий, амортизация основных средств и т. п.).
Основные задачи бухгалтерского учета
В процессе бухгалтерского учета решаются следующие основные задачи:
• формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия и ее финансовом положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества предприятия) для оперативного руководства и управления, а также внешним – инвесторам, кредиторам, налоговым, финансовым и банковским органам и иным заинтересованным организациям и лицам;
• обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами нормативами и сметами
• предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности предприятия и выявление внутри хозяйственных резервов для обеспечения ее финансовой устойчивости.
Место бухгалтерского учета в системе управления
Управление хозяйствующим субъектом осуществляется на основе полученной информации, большую часть которой предоставляет бухгалтерский учет. Через учетные данные проявляется эффективность принятых управленческих решений. Учетная информация содержит сведения, необходимые для реализации следующих функций управления – планирования (прогнозирования), контроля и анализа (оценки).
Бухгалтерский учет и планирование (прогнозирование)
Бухгалтерский учет и планирование самым тесным образом связаны между собой.
На всех этих стадиях бухгалтер должен четко представлять имеющиеся финансовые альтернативы. Учетные данные предшествующих периодов являются исходной базой для планирования, а данные текущего учета – средством контроля за выполнением плановых показателей (сделок и т. д.), основой для корректировки плановых заданий.
Особенно широко при составлении месячных, квартальных, годовых и перспективных планов и прогнозов используются учетные данные о затратах на производство и себестоимости продукции, о наличии и использовании производственных ресурсов, финансовых результатах.
Следует отметить, что в отечественной практике методология планирования на предприятии в достаточной степени увязана с методологией бухгалтерского учета. Например, учет затрат на производство осуществляется в соответствии с номенклатурой экономических элементов затрат и калькуляционных статей расходов, в равной степени используемых в планировании и учете. В свою очередь при планировании соответствующих показателей принимается во внимание возможность получения их в системном порядке в бухгалтерском учете.
Бухгалтерский учет и контроль
Хозяйственный внутренний контроль состоит в выявлении отклонений от планов, заказов, сделок, лимитов, смет, норм и нормативов или нарушений законодательных актов и других регламентирующих документов. Для выявления указанных отклонений и нарушений фактические результаты сравнивают с установленными планом или регламентирующими документами. Источником данных о фактических результатах являются в основном данные бухгалтерского учета.
Текущий контроль осуществляется в той или иной мере всеми руководителями и специалистами предприятия и его подразделений в соответствии с их должностными обязанностями (контроль за качеством продукции, соблюдением технологии, выполнением норм выработки и др.). Бухгалтерская служба под руководством главного бухгалтера обеспечивает контроль за всеми осуществляемыми хозяйственными операциями, а также за сохранностью и состоянием имущества.
Для выполнения контрольных функций учетные работники наделяются соответствующими правами. Например, главному бухгалтеру предоставлено право второй подписи документов, служащих основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и финансовых обязательств. Без подписи главного бухгалтера или лиц, на то им уполномоченных, указанные документы считаются недействительными. С главным бухгалтером обычно согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально ответственных лиц (кассиров, заведующих складами и др.).
Основные правила ведения бухгалтерского учета
Действующим законодательством Российской Федерации установлены следующие требования к ведению бухгалтерского учета юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы:
1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который разрабатывается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации
2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации – в рублях.
3. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляются на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык
4. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.
Понятие «допущения» в российском бухгалтерском учете примерно соответствует понятию «основополагающие бухгалтерские принципы» в западном учете.
В отечественном учете это понятие относится по существу к правилам ведения учета и составления отчетности. При этом, указанные в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» допущения, не обязательно должны объявляться организацией. Следование этим допущениям безусловно подразумевается.
Вместе с тем, если организация при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности допускает отступления от установленных допущений, то она обязана раскрыть причины этих отступлений в своей учетной политике или пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности.
Установлены следующие допущения:
• имущественной обособленности организации,
• непрерывности ее деятельности,
• последовательности применения учетной политики
• временной определенности фактов хозяйственной деятельности
Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.
Обращаем особое внимание на данное допущение, так как во многих организациях (особенно хозяйственных товариществах и обществах) их имущество находится в личном пользовании учредителей, участников или работников и очень часто собственники предприятий и организаций или их руководитель упускают из виду данное допущение бухгалтерского учета, что в последствии может очень осложнить взаимоотношения организации и налоговых органов.
Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявлять об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год.
Допущение последовательности применения учетной политики означает, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому.
Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Например, начисленная работникам организации оплата труда относится на расходы того периода, в котором она начислена, независимо от фактического времени выплаты начисленной суммы работникам.
Кроме того бухгалтерский учет и формируемая организациями учетная политика должны соответствовать определенным требованиям:
• требования полноты,
• требования своевременности,
• требования осмотрительности,
• требования приоритета содержания перед формой,
• требования непротиворечивости и рациональности.
Требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех без исключения фактов хозяйственной деятельности.
Требование своевременности предполагает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.
Согласно положениям ст.9. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
При этом первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным непосредственно после ее окончания.
Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.
Таким образом, именно уполномоченные лица (а это чаще всего руководители организации и главный бухгалтер) отвечают за своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности.
Требование осмотрительности (осторожности) означает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.
Требование приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском и налоговом учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Например, организация заключила договор подряда с физическим лицом, в договоре не определен объем и сроки выполняемой работы, но определены трудовые обязанности, необходимость соблюдать внутренний трудовой распорядок установленный в организации, и определена помесячная заработная плата, выплачиваемая данному лицу вне зависимости от конечного результата работы. Данный договор, по сути, является трудовым договором и регламентируется не гражданским, а трудовым законодательством, что влечет за собой ошибки в исчислении налогов.
Требование непротиворечивости обуславливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.
Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. На территории Российской Федерации бухгалтерский учет осуществляется в валюте РФ, т. е. в рублях.
Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования всех фактически произведенных затрат на его покупку.
Оценка имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату его оприходования.
Оценка имущества, произведенного в самой организации, – по стоимости его изготовления.
Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, а также, для того чтобы иметь выверенные реальные данные о состоянии активов и обязательств организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т. д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
• при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже
• при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
• при смене материально ответственных лиц;
• при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
• в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
• при реорганизации или ликвидации организации;
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации – на увеличение финансирования (фондов);
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм – на счет виновных лиц.
Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации – на уменьшение финансирования (фондов).
В соответствии с требованиями Закона 129-ФЗ все хозяйственные операции (факты хозяйственной деятельности), проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) «форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и утверждаемые организацией, должны содержать весь перечень обязательных реквизитов.
При этом первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным непосредственно после ее окончания.
При оформлении первичных документов и при получении первичных документов от контрагентов требования главного бухгалтера по оформлению данных представленных в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников организации.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими то лицами.
Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства не принимаются.
(Под финансовыми и кредитными обязательствами понимаются документы, оформляющие финансовые вложения организации, договоры займа, кредитные договоры и договоры, заключенные по товарному и коммерческому кредиту.)
В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
Правила оформления первичных документов
Руководителю организации следует требовать от бухгалтерской службы неукоснительного соблюдения правил оформления первичных документов, обращаем внимание на при работе с первичными документами:
использование форм первичных документов, созданных на предприятии, но не утвержденных и приказе по учетной политике;
отсутствие в документах не являющихся унифицированными или специализированными обязательных реквизитов;
отсутствие утвержденного руководителем организации имеют право подписи первичных документов;
незаполнение обязательных реквизитов первичных документов;
наличие подчисток и помарок в документа;
нарушение правила исправления ошибок в документах:
исправления в кассовых документах;
записи простым карандашом;
отсутствие прочерков в свободных строках;
отсутствие штампа или записи «Оплачено» с указанием латы (числа, месяца, года) в документах, прилагаемых к приходным и расходным кассовым ордерам;
арифметические ошибки при таксировке документов
Выемка первичных документов
Руководителю организации следует учитывать, что первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией по делам, находящимся у них на рассмотрении, на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Изъятие документов производится в соответствии с требованиями, изложенными в «Налоговом кодексе Российской Федерации (часть первая)».
Выемка документов производится на основании письменного мотивированного постановления должностного лица Государственной налоговой инспекции, которое должно быть подтверждено руководителем (его заместителем) налогового органа.
Должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъяснеет присутствующим лицам их права и обязанности.
Выемка документов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов, а также, в необходимых случаях, приглашается специалист.
Действия в случае утери документов
Меры, которые необходимо предпринять в связи с утерей (пропажей или гибелью) первичных бухгалтерских документов, указаны в следующих документах:
В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель предприятия, учреждении назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели.
В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государств много пожарного надзора.
Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия, учреждения. Копия акта направляется вышестоящей организации.
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является , а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – государственной тайной.
Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений.
Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления. Особенно важно отметить обоснованность внесения исправлений в регистры, о чем часто забывают бухгалтеры малых предприятий.
Рекомендуем при внесении любого исправления в бухгалтерские регистры составлять бухгалтерскую справку-расчет, где должны отражаться причины, расчеты и обоснования для внесенного исправления.
Также рекомендуем составлять бухгалтерские справки для всех записей в учетные регистры, которые делаются не на основании конкретных учетных документов, а на основании бухгалтерских расчетов.
Наличие данных справок позволит в дальнейшем избежать споров с налоговыми органами по поводу обоснованности того, или иного исправления внесенного в налоговый и бухгалтерский учет, не даст забыть бухгалтеру на основании каких данных он внес данные исправления, кроме того, наличие бухгалтерских справок-расчетов дисциплинирует бухгалтеров, не давая им возможности делать не достаточно обоснованные записи, а также в случае смены бухгалтера позволяют новому бухгалтеру иметь полную информацию о содержании записей в бухгалтерских и налоговых регистрах.
Принципы организации бухгалтерского и налогового учета для организаций, работающих в обычном налоговом режиме
Руководителю малого предприятия, применяющего общепринятый режим налогообложения, следует уделять пристальное внимание к постановке бухгалтерского и налогового учета, работе бухгалтерии, постановке документооборота и своевременному и правильному оформлению и представлению первичных документов для ведения учета, а также своевременной подаче в соответствующие органы бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, поскольку, согласно п.1 ст.6 Закона 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций
При постановке бухгалтерского и налогового учета руководитель организации:
самостоятельно устанавливает организационную форму бухгалтерской работы исходя из вида организации и конкретных условий хозяйствований;
При этом руководитель организации может:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
Следует ввести в «Штатное расписание» сведения о соответствующих структурных подразделениях и должностях, издать «Положение о бухгалтерии», на основании данного Положения разработать должностные инструкции («Главного бухгалтера», «бухгалтера» и т. д.)
б) ввести в штат должность бухгалтера;
Следует предусмотреть в Штатном расписании должность бухгалтера (главного бухгалтера) и разработать Должностную инструкцию бухгалтера (Главного бухгалтера)
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
определяет в установленном порядке форму и методы бухгалтерского учета, систему документооборота и другие учетные процедуры, для данных целей разрабатывается «Приказ по Учетной политике для целей бухгалтерского учета»
разрабатывает систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля; (как приложения к учетной политике, см. ниже)
формирует в установленном порядке свою учетную политику по другим вопросам. Для этого издает «Приказ по учетной политике для целей налогообложения»
При этом утверждаются:
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов дли внутренней бухгалтерской отчетности, а том числе и вид носителей информации – бумажный или электронный;
порядок проведения инвентаризации;
правила документооборота и технология обработки учетной информации
порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
принятая организацией учетная политика подлежит оформлению приказом об учетной политике для целей бухгалтерского учета и учетной политике для целей налогового учета.
УТВЕРЖДАЮ
генеральный директор
____________________
____________________
«__» ____________________ 200_ г.
Должностная инструкция бухгалтера
1. Общие положения
1.1. Бухгалтер относится к категории специалистов предприятия.
1.2. Бухгалтер непосредственно подчиняется главному бухгалтеру или руководителю соответствующего подразделения бухгалтерии.
1.3. Назначение на должность и освобождение от должности бухгалтера производится приказом генерального директора по представлению главного бухгалтера.
2. Функции
2.1. Осуществление приема и контроля первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета.
2.2. Учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности.
2.3. Начисление и перечисление платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды.
2.4. Отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с движением денежных средств и товарно-материальных ценностей.
2.5. Подготовка данных по участкам бухгалтерского учета для составления отчетности.
3. Обязанности
3.1. Бухгалтер обязан:
3.1.1.Знать:
– руководящие и нормативные документы, касающиеся организации бухгалтерского учета и составления отчетности;
– формы и методы бухгалтерского учета в организации, план и корреспонденцию счетов;
– организацию документооборота по участкам бухгалтерского учета, порядок оформления и отражения в системе бухгалтерского учета хозяйственных средств и их движения,
– правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
3.1.2. Выполнять работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов хозяйственно-финансовой деятельности; расчеты с поставщиками и заказчиками, за предоставленные услуги и т. п.).
3.1.3 Участвовать в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов.
3.1.4. Составлять отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявлять источники образования потерь и непроизводственных расходов, подготавливать предложения по их предупреждению.
3.1.5. В случае необходимости, по указанию руководства исполнять обязанности кассира.
4. Права
Бухгалтер имеет право:
4.1. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей.
4.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями.
4.3. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
4.4. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.
4.5. Запрашивать лично или по поручению главного бухгалтера у сотрудников организации информацию и документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей.
5. Ответственность
Бухгалтер несет ответственность за:
5.1. Ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией.
5.2. Нарушение внутреннего распорядка предприятия.
5.3. Нанесение имущественного ущерба предприятию.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с
Положением о бухгалтерии (номер, дата документа).
Руководитель структурного подразделения
____________________
«__» ____________________ 200 _ г.
СОГЛАСОВАНО:
Начальник юридического отдела ____________________
«__» ____________________ 200 _ г.
С инструкцией ознакомлен:____________________
«__» ____________________ 200 _ г.
Основные правила и принципы ведения бухгалтерского учета в организации должны быть закреплены в Приказе по учетной политике организации для целей бухгалтерского учета который разрабатывается для каждого учетного года и представляется в налоговые органы в комплекте документации по годовому отчету за предыдущий год.
В разработке учетной политики желательно участие Руководителя организации, поскольку учетная политика содержит правила учета активов и обязательств организации, а также правила формирования финансовых результатов, наличие детально разработанной учетной политики помогает организации отстоять свою позицию в спорах с налоговой инспекцией.
Выбор системы налогообложения
В первой части мы осветили основные принципы организации бухгалтерского учета, постарались понять, какие данные поставляет бухгалтерский учет и для чего это нужно, для чего вообще следует тратить силы и средства на организацию бухгалтерского учета. Рассмотренные в данном разделе основы бухгалтерского учета применяются всеми организациями. Некоторые исключения составляют предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, и предприятия, работающие в режиме ЕНВД.
В данной части рассмотрены особенности постановки учета у предприятий, уплачивающих налоги по упрощенной схеме.
С введением в действие главы 26.2 Налогового кодекса РФ «Упрощенная система налогообложения» многие предприятия и индивидуальные предприниматели оценили преимущества данного налогового режима.
Для малого бизнеса упрощенный режим налогообложения имеет очевидные преимущества, поскольку позволяет не вести вовсе бухгалтерский учет или вести его по упрощенной схеме, кроме того, применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.
Т.е. субъекты предпринимательства, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не уплачивают:
• Налог на прибыль организаций
• Налог на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей)
• НДС (за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и НДС при исполнении функций налогового агента)
• Единый социальный налог,
• Налог на имущество организаций и физических лиц,
• Налог на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого индивидуальным предпринимателем в предпринимательской деятельности.
Данные налоги заменяются уплатой , исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщиков за налоговый период.
При применении такого налогового режима налоговая нагрузка по сравнению с общеустановленным налоговым режимом существенно снижается.
При этом следует иметь в виду, что для организаций и индивидуальных предпринимателей перечень заменяемых налогов несколько различается. Это связано с тем, что при применении общего режима налогообложения эти категории налогоплательщиков уплачивают разные налоги.
Организации не уплачивают, как налогоплательщики, только перечисленные выше налоги. Все остальные налоги и сборы организации уплачивают на общих основаниях в соответствии с законами и нормативными актами, которые определяют эти налоги и сборы.
Например, организация – упрощенец должна платить, если по закону является плательщиком,
• таможенные платежи
• государственные пошлины,
• лицензионные сборы,
• транспортный налог,
• земельный налог и т. д.
При применении упрощенной системы налогообложения в организации значительно упрощается процедура ведения учета доходов и расходов, сокращается объем представляемой в соответствующие органы отчетности.
Для индивидуальных предпринимателей предусматривается замена уплаты
• налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности),
• налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности)
• единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц.
Как и организации, индивидуальные предприниматели должны будут уплачивать другие налоги, не замененные единым налогом, и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных ст. 24 НК РФ.
Наиболее распространенными случаями исполнения обязанностей налогового агента организациями и индивидуальными предпринимателями является исчисление, удержание у налогоплательщика и перечисление в соответствующий бюджет следующих налогов:
• налога на доходы физических лиц;
• налога на добавленную стоимость при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества согласно п. 3 ст. 161 НК РФ.
• налога с доходов, полученных иностранными организациями.
Для налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, выступающих в качестве работодателей, сохраняется обязанность уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Определим, кто может использовать упрощенную систему налогообложения.
Обязать налогоплательщика применять упрощенную систему налоговое законодательство на сегодняшний день не может.
Поэтому переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном законом (при соблюдении всех необходимых условий).
Организации имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, если в течение девяти месяцев года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер, валовой выручки данного налогоплательщика, определяемый в соответствии со статьей 249 НК РФ, не превысил суммы 11 млн руб. (без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж).
Индивидуальные предприниматели могут переходить на данный специальный налоговый режим вне зависимости от результатов работы за девять месяцев того года, в котором подается заявление о переходе. Однако в соответствии с пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ индивидуальный предприниматель, получивший доход, превышающий 15 млн руб., лишается права на применение упрощенной системы налогообложения».
Не могут перейти на упрощенную систему налогообложения:
• организации, занятые производством подакцизной продукции,
• организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий,
• кредитные организации,
• страховщики,
• инвестиционные фонды,
• профессиональные участники рынка ценных бумаг,
• ломбарды,
• предприятия игорного и развлекательного бизнеса
• хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
• организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов;
• организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.
Среднесписочная численность персонала организаций, имеющих право на применение упрощенной системы, налогообложения составляет 100 человек.
Таким образом, если организация или индивидуальный предприниматель соответствуют данным требованиям, они имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, указанным налогоплательщикам будет предоставлено право выбора объекта налогообложения (доходы, либо доходы, уменьшенные на расходы) и, следовательно, того или иного порядка ведения учета результатов их хозяйственной деятельности.
Согласно статье 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей в упрощенной системе налогообложения устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период, или доход, уменьшенный на величину расхода. Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком.
Объект налогообложения не должен меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
Для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, ставка единого налога будет установлена в размере 6 %, а налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на расходы, уплачивают единый налог по ставке 15 %.
Для того, чтобы правильно выбрать объект налогообложения предлагаем воспользоваться калькулятором по упрощенной системе.
Итак, мы выбрали упрощенную систему налогообложения, а также объект налогообложения, переходим к следующей части.
Организация бухгалтерского и налогового учета при применении упрощенной системы налогообложения
Рассмотрим более подробно обязанности организации, перешедшей на упрощенную систему налогообложения и выбравшую в качестве объекта налогообложения доходы, по ведению бухгалтерского и налогового учета.
Согласно п. 3 ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения Книги учета доходов и расходов по упрощенной форме.
Но в интересах учредителя для усиления внутреннего контроля желательно издать Приказ по учетной политике (пусть и в упрощенной форме) где будут заложены основные принципы бухгалтерского учета доходов, также элементом её будет формирование учета основных средств и нематериальных активов. Так как данные активы учитываются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете (п. 3 ст. 4 Закона 129 ФЗ). Элементами же налоговой учетной политики у них будет как минимум, выбранный объект налогообложения и порядок ведения книги учета доходов и расходов. Она может вестись как ручным способом, так и в электронном виде.
Основными задачами налогового учета являются:
ведение в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
представление в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые налогоплательщики обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах в том числе
ведение бухгалтерской отчетности необходимой для исчисления и уплаты налогов в порядке установленном п.п. 3 ст. 4 с Федерального закона № 129-ФЗ.
Данный закон предусматривает, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Кроме того, необходимо вести учет кадров и учет рабочего времени, поскольку согласно ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пренебрежение правильным оформлением документов по учету кадров часто ставит работодателя в невыгодную позицию при решении трудовых споров при возникающих конфликтных ситуациях с работниками.
Кроме того, не следует забывать, что согласно п.4 ст. 346.11 НК РФ для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.
Принимая во внимание, что организация, применяющая упрощенный учет, не освобождается от уплаты иных налогов, кроме поименованных в п.п. 2и 3 ст. 346.11 НК РФ, например транспортного налога, следует вести регистры соответствующих расходов и регистры начисленных налогов (транспортного налога, государственной пошлины и т. д.).
Организации применяющие упрощенную систему налогообложения также не освобождаются от обязанностей налоговых агентов (п.5 ст. 346.11 НК РФ) в связи с чем возникает обязанность вести учет данных операций, и возникающих налогов (НДС, НДФЛ, налог на прибыль и т. д.).
Для учета основных средств рекомендуем:
1. Вести регистр «Приобретение основных средств»– данный регистр может иметь произвольную форму, но должен содержать информацию о всех затратах связанных с приобретением конкретного основного средства (при этом следует учитывать, что затраты на приобретение основного средства учитываются с НДС.), дате ввода в эксплуатацию, присвоенной амортизационной группе. Данный регистр также может содержать расчет месячной суммы износа данного основного средства.
2. При вводе в эксплуатацию основного средства необходимо: издать распорядительный документ (приказ) об отнесении объекта основных средств к определенной группе и установлении для него срока полезного использования оформить акт о приеме-передаче объекта основных средств ОС-1(для зданий и сооружений оформляется форма ОС– 1а) и инвентарную карточку по форме ОС-6, при оформлении группы основных средств инвентарная карточка оформляется по форме ОС-6 а.
Для учета нематериальных активов рекомендуем
1. Вести регистр «Приобретение нематериальных активов» – данный регистр может иметь произвольную форму, но должен содержать информацию о всех затратах связанных с приобретением конкретного нематериального актива (при этом следует учитывать, что затраты на приобретение нематериальных активов учитываются с НДС), дате приема к учету, установленном сроке полезного использования. Данный регистр также может содержать расчет месячной суммы износа данного нематериального актива.
2. При постановке на учет нематериального актива необходимо: издать распорядительный документ
принятии на учет объекта нематериального актива и установлении для него срока полезного использования, оформить карточку учета нематериальных активов по форме НМА-1.
ООО «ИНТЕРФИНАНС МВ»
109210, г. Москва, ____________________
ПРИКАЗ № 7-НМА
г. Москва 10 августа 20__ г.
«Об основных средствах»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Принять на учет следующие основные средства, с отнесением их к амортизационным группам и определить им следующие сроки полезного использования
2. Бухгалтерии оформить соответствующие документы
Генеральный директор ____________________
С приказом ознакомлен
Для учета кадров рекомендуем:
Оформить распорядительным документом штатное расписание
по форме Т-3 которое применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее Уставом (Положением). Штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченным им лицом. Изменения в штатное расписание вносятся в соответствии с приказом (распоряжением) руководителя организации или уполномоченного им лица.
При приеме работника следует заключить с ним трудовой контракт в котором необходимо оговорить выполняемые работником трудовые обязанности, трудовой распорядок, формы оплаты труда (и возможного премирования), права и обязанности работника, права и обязанности работодателя. Если работник принимается для исполнения временной работы, оформляется срочный трудовой контракт (Примерная форма срочного трудового контракта).
Кроме того, оформляется Приказ о приеме на работу по форме Т-1а. Данная форма составляется лицом, ответственным за прием, на всех лиц, принимаемых на работу в организацию. При оформлении приказа о приеме на работу указываются наименование структурного подразделения, профессия (должность), испытательный срок, если работнику устанавливается испытание при приеме на работу, а также условия приема на работу и характер предстоящей работы (по совместительству, в порядке перевода из другой организации, для замещения временно отсутствующего работника, для выполнения определенной работы и др.).
Подписанный руководителем организации или уполномоченным на это лицом приказ (распоряжение) объявляют работнику) под расписку. На основании приказа в трудовую книжку вносится запись о приеме на работу, заполняется личная карточка (по форме Т-2.), а в бухгалтерии открывается лицевой счет работника (форма Т-54а).
Личная карточка работника по форме Т-2. заполняются на лиц, принятых на работу, на основании приказа (распоряжения) о приеме на работу (форма Т-1 или Т-1а), трудовой книжки, паспорта, военного билета, документа об окончании учебного заведения, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и других документов, предусмотренных законодательством, а также сведений, сообщенных о себе работником.
Коды в зонах кодирования проставляются в соответствии с общероссийскими классификаторами: информации о населении (ОКИН), профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), специальностей по образованию (ОКСО).
При заполнении п. 5 «Знание иностранного языка» раздела 1 формы Т-2 указывается степень знания языка: «владею свободно», «читаю и могу объясниться», «читаю и перевожу со словарем».
Конец ознакомительного фрагмента.