Вы здесь

Бухгалтерское дело. Ответы на экзаменационные вопросы. 6. Организация бухгалтерского учета на предприятии (О. В. Епифанов, 2009)

6. Организация бухгалтерского учета на предприятии

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Адвокаты, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, приравниваются в отношении порядка ведения учета хозяйственных операций к гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

1) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

2) ввести в штат должность бухгалтера;

3) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

4) вести бухгалтерский учет лично. Бухгалтерский учет в организации с обособленны ми подразделениями может осуществляться в раз личных вариантах в зависимости от ряда факторов:

1) наличия у обособленных подразделений отдельно го баланса (это ключевой фактор, от него зависит, на каком этапе учетного процесса будут объединены данные по головному и обособленным подразделениям при составлении баланса по организации в целом или в системе синтетического и аналитического учета; децентрализация или централизация учетного процесса) и банковского счета;

2) размера организации;

3) источников их финансирования;

4) структуры управления ими;

5) их территориального расположения;

6) назначения структурных подразделений;

7) других особенностей.

Структура бухгалтерии зависит от особенностей каждой организации.

Выделяют три основных типа структуры бухгалтерии:

1) линейная структура, при которой все работники подчиняются непосредственно главному бухгалтеру. Она характерна для небольших организаций;

2) вертикальная структура, при которой внутри бухгалтерии создаются промежуточные звенья управления (расчетный, материальный, общий отдел бухгалтерии), рядовые работники бухгалтерии подчиняются старшим бухгалтерам соответствующих отделов. Такая структура характерна для средних и крупных организаций;

3) комбинированная организация структуры бухгалтерии, при этой структуре специальные структурные подразделения выполняют замкнутый цикл работ, права главного бухгалтера делегируются руководителям подразделений. Такая структура характерна для крупных организаций.

При большом объеме работ в штат бухгалтерии может вводиться должность заместителя главного бухгалтера, который осуществляет координацию работы работников бухгалтерии и в периоды отсутствия главного бухгалтера исполняет его функции.