12. Инвентаризация объектов основных средств
Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества и обязательств организации данным бухгалтерского учета.
Основные цели: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете финансовых обязательств.
Проведение инвентаризации обязательно:
1) при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
3) при смене материально ответственных лиц;
4) при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
5) в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
6) при реорганизации или ликвидации организации;
7) в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Основными задачами инвентаризации являются:
1) выявление фактического наличия основных средств и имущественно-материальных ценностей в натуре;
2) контроль за их сохранностью путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;
3) выявление основных средств и другого имущества, потерявших свое первоначальное качество и неиспользуемых;
4) выявление сверхнормативных материалов с целью последующей реализации;
5) проверка соблюдения правил и условий хранения, содержания и эксплуатации оборудования и инвентаря.
Инвентаризация проводится в несколько этапов.
1. Подготовительный этап. Материально ответственные лица составляют промежуточные реестры (отчеты) приходных и расходных документов на дату проведения инвентаризации и передают их инвентаризационной комиссии.
2. Натуральная и документальная проверка. Проверяется фактическое наличие имущества и обязательств.
3. Таксировочный этап. В описи (акты) вносятся денежные оценки имущества и обязательств поданным первичных документов и бухгалтерского учета.
4. Сравнительно-аналитический этап.
Производится сравнение фактического наличия с данными бухгалтерского учета. Инвентаризационная комиссия выявляет причины отклонений и предлагает способы их отражения в учете результатов инвентаризации.
5. Заключительный этап. Ведомость подписывают главный бухгалтер и руководитель организации одновременно с изданием приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
1) излишек имущества;
2) недостача имущества.