Вы здесь

Бухгалтерский финансовый учет. Шпаргалка. 12. Инвентаризация объектов основных средств (Л. В. Щербина, 2009)

12. Инвентаризация объектов основных средств

Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества и обязательств организации данным бухгалтерского учета.

Основные цели: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете финансовых обязательств.

Проведение инвентаризации обязательно:

1) при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

3) при смене материально ответственных лиц;

4) при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

5) в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

6) при реорганизации или ликвидации организации;

7) в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Основными задачами инвентаризации являются:

1) выявление фактического наличия основных средств и имущественно-материальных ценностей в натуре;

2) контроль за их сохранностью путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

3) выявление основных средств и другого имущества, потерявших свое первоначальное качество и неиспользуемых;

4) выявление сверхнормативных материалов с целью последующей реализации;

5) проверка соблюдения правил и условий хранения, содержания и эксплуатации оборудования и инвентаря.

Инвентаризация проводится в несколько этапов.

1. Подготовительный этап. Материально ответственные лица составляют промежуточные реестры (отчеты) приходных и расходных документов на дату проведения инвентаризации и передают их инвентаризационной комиссии.

2. Натуральная и документальная проверка. Проверяется фактическое наличие имущества и обязательств.

3. Таксировочный этап. В описи (акты) вносятся денежные оценки имущества и обязательств поданным первичных документов и бухгалтерского учета.

4. Сравнительно-аналитический этап.

Производится сравнение фактического наличия с данными бухгалтерского учета. Инвентаризационная комиссия выявляет причины отклонений и предлагает способы их отражения в учете результатов инвентаризации.

5. Заключительный этап. Ведомость подписывают главный бухгалтер и руководитель организации одновременно с изданием приказа (распоряжения) об утверждении результатов инвентаризации. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

1) излишек имущества;

2) недостача имущества.