Вы здесь

Бухгалтерский финансовый учет. Часть 1. Тема 2 УЧЕТ ВЛОЖЕНИЙ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ ( Коллектив авторов, 2013)

Тема 2 УЧЕТ ВЛОЖЕНИЙ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

2.1 Понятие, классификация и задачи учета долгосрочных инвестиций

Под долгосрочными инвестициями понимаются затраты на создание, увеличение размеров, а также приобретение внеоборотных активов длительного пользования (свыше одного года), не предназначенных для продажи, за исключением долгосрочных финансовых вложений в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций.

Долгосрочные инвестиции связаны:

– с осуществлением капитального строительства в форме нового строительства, а также реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий и объектов непроизводственной сферы;

– приобретением зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов (или их частей) основных средств;

– приобретением земельных участков и объектов природопользования;

– приобретением и созданием активов нематериального характера (патентов, лицензий, программных продуктов, научноисследовательских и опытно-конструкторских разработок, проектно-изыскательских работ и др.).

Законченные долгосрочные инвестиции оценивают исходя из инвентарной стоимости законченных строительных объектов и приобретенных отдельных видов основных средств и других долгосрочных активов.

В бухгалтерском балансе долгосрочные инвестиции отражаются по статье «Незавершенное строительство». По этой статье застройщик показывает стоимость незаконченного строительства, осуществляемого хозяйственным и подрядным способами.

Под застройщиками понимают организации, специализирующиеся на выполнении указанных функций, в частности организации по капитальному строительству в городах, дирекции строящихся организаций и т. д., а также действующие организации, осуществляющие капитальное строительство.

Расходы по содержанию застройщиков производятся за счет средств, предназначенных на финансирование капитального строительства, и включаются в инвентарную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов.

При выполнении строительных работ подрядным способом застройщик выступает в роли заказчика по отношению к подрядной строительной организации.

В учете долгосрочные инвестиции классифицируются следующим образом.

1. По способу воспроизводства:

– на новое строительство;

– на расширение;

– на реконструкцию;

– на техническое перевооружение;

– на поддержание мощностей действующих организаций.

2. По технологической структуре:

– затраты на строительно–монтажные работы;

– затраты на приобретение всех видов оборудования, инструмента, инвентаря, прочие работы;

– на проектно-изыскательские работы – подготовка техникоэкономических обоснований, проектно-сметной документации, осуществляемая специализированными проектными организациями.

3. По назначению:

– в строительство объектов производственного назначения;

– в строительство объектов непроизводственного назначения.

4. По отраслям народного хозяйства:

– в промышленность;

– в сельское хозяйство;

– в транспорт;

– в лесное хозяйство и т. д.

5. По способу производства работ:

– вложения подрядным способом;

– вложения хозяйственным способом.

6. По степени готовности объектов:

– законченные, по которым выполнен весь комплекс работ, предусмотренных сметой;

– незаконченные, находящиеся в процессе строительства.

Учет долгосрочных инвестиций ведется на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

На счете 08 учитывают затраты по строительным и монтажным работам, приобретению основных средств, закладке и выращиванию многолетних насаждений, прочим капитальным работам, формированию основного стада. В его составе выделены следующие субсчета:

1 «Приобретение земельных участков»;

2 «Приобретение объектов природопользования»;

3 «Строительство объектов основных средств»;

4 «Приобретение объектов основных средств»;

5 «Приобретение нематериальных активов»;

6 «Перевод молодняка животных в основное стадо»;

7 «Приобретение взрослых животных»;

8 «Закладка и выращивание многолетних насаждений»;

9 «Прочие вложения».

На субсчете 08-1 учитывают затраты по приобретению организацией земельных участков.

На субсчете 08-2 учитываются затраты по приобретению организацией объектов природопользования: лесных участков, прудов, водоемов и т. п.

На субсчете 08-3 ведут учет капитальных вложений, относящихся ко всем видам строительных работ. Построением аналитического учета по этому субсчету предусмотрено обособление следующих групп затрат:

1. Строительные работы и реконструкция основных средств;

2. Монтаж оборудования;

3. Приобретение оборудования, требующего монтажа;

4. Проведение культуртехнических работ на землях, не требующих осушения;

5. Проектно–изыскательские работы;

6. Прочие капитальные работы и затраты, связанные со строительством.

На субсчете 08-4 отражаются затраты по приобретению основных средств: зданий и сооружений, машин и оборудования и т. п.

На субсчете 08-5 отражаются затраты по приобретению нематериальных активов.

Субсчета 08-6 и 08-7 используются для учета затрат по формированию основного стада: перевод молодняка в основное стадо и приобретение взрослого скота.

На субсчете 08-8 ведется учет капитальных вложений, относящихся к закладке и выращиванию многолетних насаждений.

Субсчет 08-9 используется для учета прочих капитальных вложений: накладных расходов по строительству (там, где они есть), затрат, не увеличивающих стоимости основных средств, и т. п.

Аналитический учет по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведется:

– по затратам, связанным со строительством и приобретением основных средств, – по каждому строящемуся или приобретаемому объекту основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о затратах на строительные работы и реконструкцию, буровые работы, монтаж оборудования, оборудование, требующее монтажа, оборудование, не требующее монтажа, а также на инструменты и инвентарь, предусмотренные сметами на капитальное строительство, проектно–изыскательские работы, прочие затраты по капитальным вложениям;

– по затратам, связанным с приобретением нематериальных активов, – по каждому приобретенному объекту;

– по затратам, связанным с формированием основного стада;

– по видам животных (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, лошади и т. д.).

Основными задачами учета долгосрочных инвестиций являются: правильное и своевременное документальное оформление затрат; правильное отражение затрат по каждому объекту в регистрах бухгалтерского учета; систематический контроль за целевым использованием средств, выполнением плана капитальных вложений, соблюдением сметной стоимости строительных и монтажных работ; точное определение себестоимости законченных и введенных в действие объектов и затрат в незавершенном строительстве; контроль за соблюдением сметной и финансовой дисциплины в строительстве, за соблюдением сметы накладных расходов по строительству.

2.2 Учет строительства, осуществляемого подрядным способом

При подрядном способе выполнения работ затраты на строительство производит подрядчик. Поэтому предварительно необходимо рассмотреть содержание отношений, возникающих между заказчиком и подрядчиком. Основой взаимоотношений между ними является договор подряда, который заключается в соответствии с Правилами о договорах подряда на капитальное строительство и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда». Расчеты между заказчиком и подрядчиком осуществляются за готовую строительную продукцию. Готовой строительной продукцией считаются законченные строительством и подготовленные к выпуску продукция или оказание услуг предприятия, их очереди, пусковые комплексы, объекты производственного назначения и социальной сферы, принятые заказчиком.

Готовая строительная продукция оплачивается следующим образом: по стройкам с нормативной продолжительностью строительства до одного года, а также по стройкам, осуществляемым методом «под ключ», – на основании утвержденного акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительства; по стройкам (очередям) с нормативной продолжительностью строительства свыше одного года – на основании утвержденного акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию предприятия, очереди, пускового комплекса.

Строительство, выполняемое подрядным способом, учитывают в бухгалтерии, как и другие виды капитальных работ, на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Однако в этом случае на счет относят не затраты, производимые хозяйством, а принятые к оплате работы по завершенным объектам, выполненные подрядчиком. Основанием для отнесения этих затрат на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» являются надлежащим образом оформленные и принятые к оплате акты о приемке объекта. Аналитический учет затрат по капитальным работам при подрядном строительстве на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведут по объектам строительства общей суммой «Оплата работ подрядной организации».

Все расчеты заказчика с подрядчиком за выполненные работы учитывают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». При этом выполненные работы у заказчика относят на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств».

Затраты застройщика на строительство объекта складываются из расходов, связанных с его строительством: приобретения оборудования, работ по монтажу оборудования, прочих капитальных затрат.

Затраты застройщика по принятым к оплате или оплаченным подрядным работам, выполненным подрядчиками на законченных строительством объектах, учитываются в составе незавершенного строительства до ввода в эксплуатацию или сдачи инвестору.

По завершении объекта застройщик определяет инвентарную стоимость каждого вводимого в эксплуатацию в составе строительства элемента, который в процессе эксплуатации становится отдельной единицей основных средств.

Затраты подрядчика складываются из всех фактически произведенных расходов, связанных с производством подрядных работ, выполняемых им согласно договору на строительство, т. е. с использованием в строительстве объекта материальных и трудовых ресурсов, основных средств, нематериальных активов, а также других ресурсов.

Завершенные строительством объекты принимаются комиссией в эксплуатацию, о чем составляется соответствующий акт завершения строительства и приемки объекта в эксплуатацию. На основании акта объект принимается в состав основных средств, что оформляется у застройщика бухгалтерской записью: дебет счета 01 «Основные средства», кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 3 «Строительство объектов основных средств».

2.3 Учет строительства, осуществляемого хозяйственным способом

Хозяйственный способ ведения строительных работ на сельскохозяйственных предприятиях (особенно в последние годы) все еще остается распространенным. При этом способе, в отличие от строительства, осуществляемого подрядными организациями, хозяйство относит на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» конкретные затраты по статьям, из которых затем складывается общая стоимость объекта.

Для учета выполняемых строительных работ по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» в пределах субсчета 3 выделяют отдельную учетную группу затрат «Строительные работы и реконструкция основных средств», где отражают затраты по всем объектам нового строительства (выполняемого как хозяйственным, так и подрядным способами), а также затраты на расширение, переустройство и модернизацию уже действующих основных объектов.

Затраты на строительство и реконструкцию учитывают нарастающими итогами с начала строительства или реконструкции до их завершения в разрезе конкретных объектов в соответствии с внутрипостроечными титульными списками. Сюда же относят затраты на проектно–изыскательские работы, которые учитывают сначала обособленно в суммах, оплачиваемых соответствующим проектным организациям. Если эти работы относятся одновременно к нескольким объектам, затраты распределяют пропорционально сметной стоимости каждого объекта.

Аналитический учет затрат ведут по объектам строительства и реконструкции, например, «Строительство свинарника № 3», «Реконструкция гаража» и т. д. Учет на аналитических счетах при хозяйственном способе строительства ведут по следующим статьям затрат:

1. «Материалы»;

2. «Оплата труда с отчислениями на социальные нужды»;

3. «Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов»;

4. «Прочие затраты»;

5. «Накладные расходы»;

6. «Потери от брака».

На статью «Материалы» относят фактическую стоимость различных строительных материалов (кирпич, железо, шифер, пиломатериалы и т. п.), а также конструкций и деталей, использованных на строительстве или реконструкции данного объекта. Указанные затраты отражают по стоимости франко-приобъектный склад, состоящей из планово-учетной цены, затрат на доставку, заготовительно-складских расходов, включая погрузочно-разгрузочные работы. Расходы на доставку материалов от приобъектного склада до места их использования в стоимость материалов не включают, а относят на другие статьи по их принадлежности (оплата труда и др.).

По статье «Оплата труда с отчислениями на социальные нужды» учитывают начисленные суммы по оплате труда и отработанные человеко-часы собственных и наемных рабочих (колхозников) на строительстве того или иного объекта (кроме рабочих на строительных машинах и механизмах), а также рабочих (колхозников), осуществляющих доставку (вручную) строительных материалов от приобъектного склада до места их использования. По этой же статье учитывают производимые отчисления от сумм оплаты труда на нужды социального, медицинского страхования, в пенсионный фонд. В пределах данной статьи указанные затраты учитывают обособленно.

В статье «Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов» учитывают долю расходов по эксплуатации строительных машин и механизмов, отнесенную на данный объект в порядке распределения этих расходов. Предварительно их отражают на отдельных аналитических счетах как единовременные расходы по эксплуатации машин и механизмов. К этим расходам относятся затраты на погрузку, разгрузку и транспортировку машин, монтаж, демонтаж и пробный пуск машин, устройство и разборку временных вспомогательных сооружений для установки строительных машин. Поскольку единовременные расходы относятся ко всем объектам строительства, на которых используются эти механизмы, их ежемесячно списывают на соответствующие объекты исходя из сроков работы машин на данном строительстве.

Текущие расходы по эксплуатации машин и механизмов учитывают на отдельных аналитических счетах. К этим расходам относят заработную плату рабочих (оплату труда колхозников), занятых обслуживанием и управлением машин; стоимость потребленной электроэнергии, топлива, нефтепродуктов и вспомогательных материалов; амортизацию машин и механизмов и т. п. По крупным машинам текущие расходы учитывают отдельно для каждой машины, по остальным – согласно видам или группам машин. Текущие расходы по эксплуатации машин и механизмов относят на конкретные объекты строительства ежемесячно комплексной статьей. При этом затраты следует списывать по возможности прямым путем на основании соответствующих первичных документов.

В статье «Прочие затраты» отражают стоимость услуг собственного и привлеченного транспорта и тракторов по перемещению грунта, перевозке материалов от приобъектного склада до места использования и др.

В статье «Накладные расходы» учитывают общие для строительства расходы в доле, приходящейся на данный объект по распределению. Предварительно эти расходы учитывают отдельно на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Отдельно учитывают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» прочие затраты по строительству и реконструкции. К таким затратам относят общеплощадочные расходы, предусмотренные сметами как прямые и не включаемые в состав накладных расходов, в частности расходы по отводу и освоению земельных участков (кроме строительных работ), и т. п. Поскольку все эти расходы непосредственно на счета затрат по объектам строительства сразу отнести невозможно, их учитывают отдельно, как правило, по видам затрат.

Построение аналитического учета на данном участке существенно отличается от организации производственного учета. Если на счетах по учету затрат на производство система аналитического учета строится по обычному многоуровневому принципу (счета I, II, III, IV и т. д. уровней), поскольку в основу системы положено подразделение затрат на составные части, то по учету капитальных вложений такой принцип применим лишь для учета затрат по строительству хозяйственным способом. По другим субсчетам он практически не дает эффекта, поскольку накапливание аналитических данных производится по иным принципам (главным образом, по типам документов).

Например, по субсчету «Приобретение объектов основных средств» или даже по строительству подрядным способом основанием для построения аналитического учета будут соответствующие документы: простые и многоэтапные договоры, контракты, счета, счета-фактуры, требования, гарантийные письма и т. п. По такому же принципу строится система аналитического учета по субсчетам 5 «Приобретение нематериальных активов», 7 «Приобретение взрослых животных», 8 «Закладка и выращивание многолетних насаждений». Иногда для построения аналитического учета по данному счету используются даже данные забалансового учета (по земельным угодьям, по основным средствам, сданным в аренду, и др.).

Основным документом для учета выполненных работ и затрат труда в строительстве, а также для расчетов по заработной плате (оплате труда) строительных рабочих (колхозников) является наряд на сдельную работу. Этот документ может применяться в двух вариантах: составленный на бригаду или на одного работника (ф. № 136-АПК и 137-АПК).

Наряд выдают группе рабочих или отдельному исполнителю до начала работы. За выданные наряды расписывается производитель работ, а в приемке задания по наряду – исполнитель работы или старший группы. Составленные наряды производитель работ сдает в бухгалтерию, где их тщательно проверяют.

Помимо нарядов для учета затрат в строительстве применяют первичные документы, установленные для учета затрат по основной деятельности. Так, движение строительных и прочих материалов оформляют накладными или лимитно-заборными ведомостями; при поступлении в хозяйство строительных материалов используют акты приемки материалов, приемные квитанции и другие установленные в таких случаях документы основной деятельности. На расход материалов в строительстве составляют отчет о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с расходом, определенным по производственным нормам (тип. межвед. ф. № М-29).

При крупном строительстве хозяйственным способом можно применять также специализированные первичные документы строительных организаций. К числу таких документов относятся: наряд на аккордные работы, сменный рапорт о работе машины, декадный рапорт о работе строительной машины и т. д. Проверенные и обобщенные первичные документы служат основанием для отнесения затрат по строительству на дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

При отнесении затрат на объекты строительства, выполняемого хозяйственным способом, делают бухгалтерские записи:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»;

Кредит счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на сумму начисленной заработной платы (оплаты труда);

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»;

Кредит счета 10 «Материалы», субсчет 8 «Строительные материалы», – на сумму израсходованных строительных материалов.

Аналогично списывают на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» израсходованные нефтепродукты, запасные части, разные материалы. В установленные сроки на объекты строительства распределяют суммы накладных расходов по строительству.

Законченные строительством объекты подлежат приемке и зачислению в основные средства. В соответствии с «Правилами приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений» установлен следующий порядок приемки законченных объектов.

Для оформления приемки объекта рабочая комиссия составляет акт приемки объекта. В акте дают подробную характеристику принимаемого в эксплуатацию объекта. В нем указывают следующие данные (по проекту и фактические): строительная кубатура, полезная площадь, вместимость (ското–мест, тонн и др.), материалы, из которых сделаны важнейшие конструктивные элементы (фундамент, стены и т. д.), оборудование, механизация, стоимость, сроки строительства и пр. В конце акта дают оценку качества строительства, записывают выявленные в процессе приемки недоделки, указывают порядок и сроки их устранения, дату комплексного опробования объектов.

Окончательно принимает объект в эксплуатацию Государственная приемочная комиссия. На основании актов рабочей комиссии и осмотра объекта Государственная приемочная комиссия составляет специальный документ – акт приемки в эксплуатацию Государственной приемочной комиссией законченного строительством объекта. В нем зафиксированы все сведения о принимаемом в эксплуатацию объекте, отраженные в актах рабочей комиссии, а также отмечено соответствие вводимых в эксплуатацию мощностей данным проекта, приведены полный перечень недоделок и стоимость строительства объекта (по смете и по фактическим данным бухгалтерского учета). В заключении указано решение комиссии о приемке объекта в эксплуатацию с общей оценкой (отлично, хорошо, удовлетворительно). К акту прилагают всю необходимую техническую документацию.

Для зачисления объектов капитального строительства в основные средства определяют их инвентарную стоимость. Инвентарная стоимость зданий и сооружений складывается из затрат на строительные и монтажные работы, а также из общеплощадочных и других прочих затрат, относимых на увеличение стоимости данного объекта. Все затраты общего характера включают в инвентарную стоимость объекта пропорционально его сметной стоимости.

На основании документации о приемке объекта в эксплуатацию составляют акты приема-передачи основных средств (ф. № 101-АПК), в которых указывают отдельные инвентарные объекты по всему комплексу принятых в эксплуатацию зданий и сооружений и других законченных строительством объектов. На основании этих актов законченные объекты строительства приходуют по счету 01 «Основные средства» (непосредственно после их приемки с возможным уточнением оценки в конце года). При этом делают следующую бухгалтерскую запись:

Дебет счета 01 «Основные средства»;

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

На счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» особо учитывают затраты на мелиоративно–ирригационные работы и прочие капитальные работы по коренному улучшению земель. К ним относятся капитальные затраты по строительству водохозяйственных сооружений (плотин, дамб, каналов, оросительной и осушительной сети), а также капитальные затраты неинвентарного характера: раскорчевка площадей, расчистка площадей от кустарников, очистка водоемов, осушение болот, очистка сельскохозяйственных угодий от камней и другие затраты. Аналитический учет таких капитальных затрат ведут по видам ирригационно– мелиоративных работ или по каждому объекту отдельно. При этом аналитические счета целесообразно группировать раздельно по объектам капитальных вложений инвентарного характера (строительство и переустройство закрытого дренажа, открытой внутрихозяйственной осушительной сети и т. п.) и неинвентарного характера (раскорчевка леса, расчистка площадей от кустарника и т. д.). На аналитических счетах затраты учитывают по статьям той же номенклатуры, что и строительные работы.

Аналитический учет затрат по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведут в ведомости № 79-АПК учета затрат по капитальным вложениям и ремонту. При рассредоточенности объектов капитальных вложений в подразделениях хозяйства затраты предварительно отражают в лицевых счетах подразделений (ф. № 83-АПК) или в производственных отчетах.

В ведомости № 79-АПК для каждого субсчета по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» и группам капитальных вложений, обособленно учитываемым по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», выделяют отдельный раздел. Внутри разделов на каждый объект капитальных вложений отведены отдельные строки для записей показателей за каждый месяц. При этом используют предусмотренные в ведомости вкладные листы. За счет этого ведомость можно открывать на год. По графам ведомости отражают затраты по их видам в разрезе корреспондирующих счетов.

При открытии ведомости по переходящим с прошлого года объектам в первых двух графах указывают стоимость незавершенного производства (сметную и фактическую). В последующих графах делают записи по статьям затрат. При этом по каждой статье может заполняться несколько граф в зависимости от количества корреспондирующих счетов.

Все записи о затратах по каждому объекту в ведомости делают на основе первичных документов, лицевых счетов (производственных отчетов) подразделений или данных, сгруппированных в листках-расшифровках по соответствующим статьям и корреспондирующим счетам. В конце месяца по каждому учетному объекту выводят общую сумму фактических затрат за месяц и с начала года с указанием сметной стоимости.

В ведомости могут накапливаться данные с начала года не только в целом по объектам, но и по каждой статье. В этом случае на каждый объект капитальных вложений открывают вместо одной две строки. В первой строке записывают обычным путем затраты на месяц, а во второй – нарастающие суммы (по каждой статье и корреспондирующему счету) с начала года. Такой порядок позволяет оперативно контролировать по каждой статье размеры фактических затрат, сопоставляя их со сметными.

2.4 Учет накладных расходов по строительству

В сметах капитального строительства наряду с основными расходами по строительству предусматриваются и расходы общего характера, которые нельзя непосредственно отнести на конкретные объекты строительства – накладные расходы. Такие расходы распределяют косвенным путем. Предварительно их накапливают на отдельном счете.

Накладные расходы по этому счету учитывают в ниже следующей номенклатуре затрат.

I. Административно-хозяйственные расходы:

1. Основная и дополнительная заработная плата (оплата труда) административно-управленческого и производственно-технического персонала (инженеры-строители, прорабы и т. д.), включая премии этим работникам, входящие в состав фонда заработной платы (оплаты труда);

2. Затраты на служебные командировки и перемещения административно-хозяйственного персонала;

3. Прочие административно-хозяйственные расходы (канцелярские, типографские, почтовые, телеграфные и им подобные, амортизация, отчисления на ремонт и содержание зданий и инвентаря).

II. Расходы по обслуживанию работников строительства:

1. Дополнительная заработная плата (оплата труда) рабочих (колхозников), занятых на строительно-монтажных работах, включая расходы на оплату отпусков молодым рабочим (колхозникам) после окончания школ и училищ профтехобразования, доплаты в связи с пониженными нормами выработки у молодых работников, доплаты бригадирам за руководство бригадами, выплаты рабочим (колхозникам) за время выполнения гособязанностей;

2. Начисления на социальное, медицинское страхование и социальное обеспечение, произведенные на основную и дополнительную заработную плату (оплату труда) рабочих (колхозников), занятых на строительно-монтажных работах;

3. Затраты на санитарно-бытовое обслуживание работников;

4. Отчисления профсоюзной организации на культурно– массовую и физкультурную работу;

5. Содержание и обслуживание студенческих отрядов.

III. Расходы по организации работ на строительных площадках:

1. Содержание пожарной и сторожевой охраны – заработная плата (оплата труда) пожарников и сторожей, стоимость износившегося малоценного и быстроизнашивающегося противопожарного инвентаря и спецодежды сторожей, а также обмундирования для работы на пожарах и другие расходы на противопожарные мероприятия;

2. Содержание производственного оборудования и инвентаря – амортизация, отчисления на ремонт и перемещение производственных приспособлений и оборудования; использование малоценного и быстроизнашивающегося инвентаря и инструмента; износ временных (нетитульных) приспособлений и устройств;

3. Расходы на благоустройство и содержание строительных площадок;

4. Подготовка объектов строительства к сдаче;

5. Прочие накладные расходы.

IV. Непроизводительные расходы:

1. Обязательные платежи, не предусмотренные нормами накладных расходов.

2. Недостачи и потери материальных ценностей сверх норм естественной убыли, если они не относятся на виновных лиц;

3. Прочие непроизводительные расходы.

4. Затраты, возмещаемые сверх норм накладных расходов (перевозка рабочих (колхозников) на расстояние свыше 3 км при отсутствии общественного транспорта и др.).

Расходы, учтенные в составе накладных, относят в установленные сроки (как правило, ежемесячно) на объекты капитальных вложений, отраженных на счете 08, путем распределения их пропорционально учтенным суммам прямых затрат. На списание указанных затрат делают бухгалтерскую запись:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (аналитические счета объектов капитальных вложений);

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», счет «Накладные расходы».

В отдельных случаях строительство в хозяйстве может не иметь своего специального аппарата управления. Тогда административно-хозяйственное обслуживание строительства выполняется аппаратом и средствами основной деятельности. В этом случае при распределении общехозяйственных расходов со счета 26 часть их относят и на строящиеся объекты в пределах норм, установленных по смете строительства.

Если строительство частично имеет хозяйственный аппарат, следовательно, и часть расходов учитывается на счете «Накладные расходы» счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», при распределении общехозяйственных расходов долю их также относят на накладные расходы строительства по данному счету в размере разницы между нормой административно-хозяйственных расходов по строительству, рассчитанной по сметному проценту на фактический объем работ, и накладными расходами, учтенными на данном счете. После этого общую сумму накладных расходов по данному счету (в том числе и списанных со счета 26) распределяют на объект капитальных вложений обычным путем.

Как правило, если строительство ведут на протяжении всего года, накладные расходы по строительству распределяют и списывают по назначению в фактических суммах ежемесячно. При крупном строительстве возможно внутригодовое списание затрат в нормативном размере с корректировкой в конце года. И в том, и в другом случаях затраты относят на все объекты, по которым производились работы в течение года. Если объект уже принят в эксплуатацию, то его дооценивают на сумму отнесенных дополнительно накладных расходов.

Аналитический учет накладных расходов ведут в ведомости № 79-АПК на отдельном вкладном листе. Суммы накладных расходов учитывают по установленной номенклатуре статей по дебету, а по кредиту проводят списание на объекты капитальных вложений.

2.5 Учет приобретения и создания внеоборотных активов

В состав капитальных вложений наряду со строительными работами включают также суммы на приобретение машин и оборудования. Причем разные виды оборудования включают в состав капитальных вложений по-разному. В соответствии с этим строят и учет. Оборудование к установке учитываются на счете 07 «Оборудование к установке». По мере сдачи в монтаж его стоимость относят на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» по соответствующему объекту капитальных вложений.

Затраты на приобретение машин и оборудования, не требующего монтажа (тракторы, комбайны, сельскохозяйственные машины, инвентарь, транспортные средства и пр.), относят на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы» сразу. Учет затрат на приобретение машин и оборудования ведут по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» на отдельных аналитических счетах. Их открывают по видам или группам приобретаемых основных средств (тракторы, комбайны, сеялки и т. д.), а внутри групп – по маркам машин. При этом в аналитическом учете обязательно выделяют покупную стоимость машин (отпускная стоимость поставщика), транспортные расходы (оплата железнодорожного и водного тарифа, стоимость погрузочных и разгрузочных работ, услуги своего транспорта), также прочие расходы, связанные с приобретением основных средств, в том числе и расходы на сборку и обкатку машин, поступивших с заводов в разобранном виде. Соответственно корреспондирующими счетами в зависимости от видов расходов могут быть счета: 10 «Материалы», субсчет 3 «Топливо», – на стоимость израсходованных нефтепродуктов на обкатку поступивших машин; 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» – на покупную стоимость; 23 «Вспомогательные производства» (включая начисление НДС) – на стоимость услуг своего автотранспорта; 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – суммы оплаты труда и т. д.

При приобретении тракторов и других машин вместе с ними в комплекте поступают запасные части и инструменты. Поэтому стоимость поступающих машин относят на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», а запасных частей и инструментов – в дебет счета 10 «Материалы» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (с начислением НДС).

На отдельных аналитических счетах по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» учитывают затраты по изготовлению основных средств в своем хозяйстве. Если их изготавливают в мастерской хозяйства, то затраты предварительно учитывают на счете 23 «Вспомогательные производства» (субсчет 1 «Ремонтные мастерские»). По окончании изготовления основных средств составляют акт на их приемку и затраты со счета 23 «Вспомогательные производства» списывают на счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Оприходуют основные средства в обычном порядке. При изготовлении основных средств силами хозяйства вне мастерской по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» открывают отдельный аналитический счет.

Важное значение имеет правильное документальное оформление поступающих основных средств. Прибывающие в хозяйство машины тщательно осматривают. Результаты осмотра включают в акт технического состояния, который составляют после окончания выгрузки и приемки машин. В акте подробно описывают состояние прибывших машин и оборудования и отмечают обнаруженные дефекты (для предъявления рекламаций). Затем после проверки, регулировки и обкатки составляют окончательный акт на приемку машин в эксплуатацию [акт приема-передачи основных средств (ф. № 101-АЛК)], на основании которого их приходуют в состав основных средств.

По законченным операциям приобретения машин и оборудования делают такую же запись на списание затрат со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», как и по всем законченным капитальным вложениям. На конец года по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» могут оставаться затраты на приобретение основных средств, еще не принятых в эксплуатацию.

Аналитический учет затрат на приобретение основных средств, как и других видов капитальных вложений, ведут в ведомости № 79-АПК учета затрат по капитальным вложениям и ремонту. Для аналитического учета затрат на приобретение основных средств в этом регистре отводят отдельный вкладной лист. Записи в строках производят отдельно по каждому объекту учета приобретения основных средств в разрезе установленных статей затрат и корреспондирующих счетов (по графам).

Стоимость зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов основных средств, приобретаемых предприятием отдельно от строительства объектов, стоимость земельных участков и объектов природопользования, приобретенных предприятиями в собственность, а также стоимость нематериальных активов, приобретенных предприятиями, отражают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» согласно оплаченным или принятым к оплате счетам продавцов после их оприходования и постановки на учет.

Стоимость оборудования, не требующего монтажа, инструмента и инвентаря, а также оборудования, требующего монтажа, но предназначенного для постоянного запаса, отражают на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» согласно полученным или принятым к оплате счетам поставщиков после поступления указанных материальных ценностей на место назначения и оприходования.

В случае неприбытия оплаченного оборудования и инвентаря на склад застройщика их стоимость отражают на счетах учета оборудования как находящихся в пути.

При обеспечении строек указанными материальными ценностями согласно договорам на строительство непосредственно строительными организациями застройщик отражает их в учете в составе затрат по строительству по договорной стоимости в соответствии с оплаченными или принятыми к оплате счетами строительных организаций.

Инвентарная стоимость приобретенных отдельных видов основных средств и других долгосрочных активов определяется в ниже следующем порядке.

Инвентарная стоимость зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и других отдельных объектов складывается из фактических затрат по их приобретению и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

Инвентарная стоимость земельных участков и объектов природопользования складывается из расходов по их приобретению, включая затраты по улучшению их качественного состояния, комиссионных вознаграждений и других платежей.

Затраты по строительству на приобретенных земельных участках различных сооружений учитывают отдельно от стоимости этих участков и по завершении работ по строительству сооружений определяют их стоимость при зачислении сооружений как отдельных объектов в состав основных средств.

Здания, сооружения и другие объекты основных средств, приобретенные отдельно от строительства объектов, а также земельные участки, объекты природопользования зачисляют в размере инвентарной стоимости в состав основных средств по поступлении их в организацию и окончании работ по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, на основании акта о приеме-передаче основных средств.

Инвентарная стоимость нематериальных активов складывается из затрат по их созданию или приобретению и расходов по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.

По мере создания или поступления нематериальных активов в организацию и окончания работ по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях, нематериальные активы зачисляют на основании акта приемки в состав нематериальных активов.

2.6 Учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений

На сельскохозяйственных предприятиях отдельную группу капитальных вложений образуют затраты по закладке и выращиванию многолетних насаждений. Для учета этих затрат по счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» выделен отдельный субсчет. В них отражают затраты текущего года на закладку, уход и выращивание молодых многолетних насаждений (садов, ягодников, виноградников, хмельников, полезащитных лесных полос и т. п.).

Аналитический учет ведут в лицевом счете подразделения (ф. № 83-АПК) либо в производственном отчете по видам и времени посадок, их местонахождению или присвоенным номерам, например «Сад яблоневый № 2 закладки 2011 г.», «Полезащитная полоса закладки 2012 г. в бригаде № 1» и т. д. Поскольку технология и характер производственных процессов при закладке и выращивании многолетних насаждений мало, чем отличается от общей технологии отрасли растениеводства, затраты здесь учитывают по тем же статьям, что и по производствам растениеводства. Порядок учета затрат по этим статьям излагается в соответствующей главе. Особенность аналитического учета затрат заключается в том, что на открываемых аналитических счетах ведут учет затрат по закладке и выращиванию многолетних насаждений только в пределах календарного года. Это значит, что произведенные в течение года затраты в конце года списывают:

Дебет счета 01 «Основные средства» (аналитические счета по учету молодых насаждений);

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Тем самым ежегодно затраты по уходу за молодыми насаждениями присоединяют к стоимости молодых насаждений. По окончании выращивания многолетних насаждений (наступление плодоношения по плодовым насаждениям и смыкание крон деревьев по лесопосадкам) суммы затрат с аналитических счетов молодых насаждений перечисляются внутри балансового счета 01«Основные средства» на аналитические счета «Многолетние насаждения в эксплуатации».

В отдельных случаях от молодых насаждений еще до наступления периода нормального плодоношения получают урожай. Затраты по сбору урожая дополнительно учитывают в составе затрат по уходу за насаждениями. Полученную продукцию приходуют по счету 43 «Готовая продукция» с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

2.7 Учет затрат по формированию основного стада

Особую группу капитальных вложений на сельскохозяйственных предприятиях составляют затраты по формированию основного стада. К ним относятся расходы на выращивание собственного молодняка, переводимого в основное стадо, а также затраты на приобретение взрослого скота на стороне. Указанные затраты учитывают в общем порядке на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» на субсчетах 6-7. По дебету этих субсчетов отражают все затраты сельскохозяйственных предприятий, относящиеся к формированию стада взрослого продуктивного и рабочего скота: стоимость выращенного в хозяйстве молодняка, переводимого в основное стадо; затраты на приобретение взрослого скота; затраты на транспортировку купленных и передаваемых с баланса на баланс животных и прочие расходы, связанные с формированием основного стада.

Основным источником формирования продуктивного стада является выращивание собственного молодняка. Молодняк животных на сельскохозяйственных предприятиях относится к оборотным средствам, поэтому при переводе его в основное стадо происходит переход оборотных средств (путем капитальных вложений) в состав основных средств. Перевод молодняка во взрослое поголовье птиц, кроликов, зверей, поскольку они числятся в составе оборотных средств, на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» не отражают.

Учет затрат по формированию основного стада на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» ведут в разрезе следующих субсчетов:

6. «Перевод молодняка животных в основное стадо».

7. «Приобретение взрослых животных».

По каждому субсчету затраты учитывают на отдельных аналитических счетах в соответствии с видами животных (крупный рогатый скот, свиньи, овцы, лошади, волы рабочие и т. д.).

На субсчете 6 «Перевод молодняка животных в основное стадо» учитывают затраты по формированию основного стада за счет перевода туда молодняка, выращенного в хозяйстве. В течение года при переводе в основное стадо молодняка рождения прошлых лет стоимость животных слагается из их балансовой стоимости на начало года и затрат на выращивание в текущем году, исчисленных по фактически полученному приросту живой массы и плановой оценке 1 ц ее прироста по данной группе скота. При переводе в основное стадо молодняка, по которому себестоимость живой массы не исчисляется (молодняк лошадей и др.), затраты на выращивание определяют исходя из балансовой стоимости животных на начало года и затрат на выращивание в текущем году, определенных по плановой себестоимости одного кормо–дня, умноженной на количество дней пребывания животных в группе молодняка до его перевода в основное стадо.

В конце года после определения фактической себестоимости 1 ц прироста живой массы плановые затраты на молодняк, переведенный в течение года в основное стадо, корректируют до фактических затрат.

Согласно порядку, растелившиеся первотелки переводятся в основное стадо только после оценки их фактической продуктивности, но не позднее трех месяцев после отела. Не пригодных для пополнения молочного стада первотелок используют для получения мясной продукции и продолжают учитывать в составе оборотных средств на счете 11 «Животные на выращивании и откорме».

По данной группе животных акт на оприходование приплода составляют обычным путем в день отела. Полученный приплод телят относят к продукции основного стада. Акт на перевод первотелок в основное стадо составляют лишь после оценки их фактической продуктивности. При переводе первотелок в основное стадо по результатам их взвешивания определяют прирост живой массы (за время проверки их продуктивности), который приходуют как прочую продукцию основного дойного стада коров. Затраты на содержание коров-первотелок за период их доения до перевода в основное стадо относят либо на затраты молочного стада коров, либо на затраты по выращиванию и откорму скота в зависимости от принятой в хозяйстве технологии содержания данной группы животных.

Операции по формированию основного стада отражают в учете в ниже следующем порядке. В течение года по мере перевода молодняка скота в основное стадо его списывают на дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» в балансовой стоимости, включая полученный прирост живой массы с начала года в плановой оценке. При этом делают бухгалтерскую запись:

Дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 6;

Кредит счета 11 «Животные на выращивании и откорме».

Оприходование животных в составе основных средств оформляют записью:

Дебет счета 01 «Основные средства»;

Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 6.

В конце года после установления фактической себестоимости выращивания скота производят корректировку себестоимости путем списания разницы со счета 11 «Животные на выращивании и откорме» на дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» обычной или сторнировочной записью. Соответственно корректируют стоимость оприходованных животных по счету 01 «Основные средства».

Затраты, связанные с приобретением взрослого скота в основное стадо (суммы оплаты счетов-фактур, расходы по доставке), учитывают на отдельных аналитических счетах по субсчету 7 «Приобретение взрослых животных» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», включая начисление НДС. В состав основных средств этих животных принимают по фактической себестоимости их приобретения: дебет счета 01 «Основные средства», кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 7.

На этом же субсчете счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» учитывают затраты по доставке животных, полученных безвозмездно. После оприходования этих животных в составе основных средств Дебет счета 01 «Основные средства», Кредит счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 2 «Безвозмездные поступления» (по счету капитальных вложений эти операции не проводят), учтенную сумму затрат по доставке животных списывают с субсчета 7 счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» и присоединяют к стоимости животных по счету 01 «Основные средства» (дебет счета 01, кредит счета 08, субсчет 7). На конец года на счете 08«Вложения во внеоборотные активы», субсчета 6 и 7, может оставаться сальдо, которое отражает незаконченные операции по формированию основного стада.

2.8 Учет источников финансирования долгосрочных инвестиций

Источниками финансирования долгосрочных инвестиций могут быть собственные и привлеченные средства организаций.

К собственным источникам финансирования долгосрочных инвестиций относят прибыль, остающуюся в распоряжении организаций, амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам, средства фондов накопления, страховые возмещения, полученные в покрытие потерь и убытков от страховых случаев.

К привлеченным источникам финансирования долгосрочных инвестиций относят долгосрочные кредиты банков, долгосрочные займы, долевое участие в строительстве, средства внебюджетных фондов, средства федерального бюджета и некоторые другие.

Полученные долгосрочные кредиты банков учитывают по кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и дебету счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др. На суммы погашенных кредитов дебетуют счет 67 в корреспонденции со счетами денежных средств. Порядок кредитования, оформления кредитов и их погашения регулируется правилами банков и кредитными договорами.

Поступление средств от заимодавцев (кроме банков) отражают по дебету счетов учета денежных средств или других счетов и кредиту счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». При возврате (погашении полученных кредитов) счет 67 дебетуют и кредитуют счета учета денежных средств.

Расходы предприятия по уплате процентов по кредитам банков и иным заемным средствам, использованным на долгосрочные инвестиции, относят в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Проценты, уплаченные после ввода в действие основных средств и нематериальных активов, подлежат отнесению в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». На этот же счет относят и проценты по просроченным ссудам.

Средства внебюджетных фондов и федерального бюджета, выделенные предприятию на возвратной или безвозвратной основе, учитывают по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» и дебету счетов учета денежных средств или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в зависимости от того, на каких условиях выделены средства.

Средства целевого финансирования и целевых поступлений расходуют в строгом соответствии с установленными сметами. При использовании этих средств они списываются в дебет счета 86 с кредита соответствующих счетов.

Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и по каждому источнику поступления.

2.9 Отражение операций по долгосрочным инвестициям в регистрах учета

Для отражения операций по капитальным вложениям в регистрах учета предназначены ведомость № 79-АПК учета затрат по капитальным вложениям и ремонту и журнал-ордер № 16АПК. Кроме того, могут применяться лицевые счета подразделений (ф. № 83-АПК) и ведомость № 80-АПК учета затрат по законченным капитальным вложениям.

Лицевыми счетами подразделений (производственными отчетами) пользуются при наличии значительного числа объектов капитальных вложений в хозяйстве. На основе данных лицевых счетов (производственных отчетов) и листков–расшифровок или непосредственно из первичных документов делают записи в ведомость № 79-АПК, в которой аналитический учет затрат по счетам капитальных вложений осуществляют в соответствии с действующей номенклатурой счетов, субсчетов и аналитических счетов. Для каждой группы затрат отводят отдельный раздел.

Затраты в ведомости систематизируют по объектам учета, статьям и корреспондирующим счетам: 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 23 «Вспомогательные производства», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 96 «Резервы предстоящих расходов» и др. Каждую сумму записывают в определенную графу. Суммы с кредита счета 60 записывают по данным журнала-ордера № 6-АПК. Следует иметь в виду, что на дебет счетов капитальных вложений могут быть отнесены суммы с кредита счетов, учет по которым ведут и в других журналах-ордерах. Это относится к счетам 50, 51, 71 и др. Суммы по ним записывают в ведомость № 79-АПК на основании листков-расшифровок. В отдельных графах по каждому объекту капитальных вложений отражают суммы накладных расходов по строительству, которые сюда относят комплексными статьями путем распределения из раздела ведомости, где сосредоточен постатейный учет накладных расходов. Аналогичным путем поступают с расходами по эксплуатации строительных машин и механизмов.

В отдельные графы записывают суммы, характеризующие уменьшение затрат по строительству и приобретению основных средств (отходы производства, возврат материалов и т. п.). С учетом этих сумм в ведомости по каждому объекту ежемесячно подсчитывают сумму прямых затрат и суммы накладных расходов. Затем определяют общую сумму затрат с учетом прямых и накладных расходов по каждому объекту за месяц и с начала года (фактическую и в сметной стоимости).

В целом в ведомости № 79-АПК по каждому объекту капитальных вложений должно быть обеспечено получение следующих данных: по переходящим с прошлого года объектам – стоимость незавершенных капитальных вложений на начало года по фактической и сметной стоимости; по затратам текущего года – по каждой статье затрат в разрезе корреспондирующих счетов суммы затрат за месяц и нарастающим итогом с начала года (если на каждый объект отводят две строки); итоги затрат за месяц и с начала года.

Следует иметь в виду, что выявленные в ведомости итоги оборотов по кредиту счетов учета материальных ценностей и затрат, учитываемых в журнале-ордере № 10-АПК (счета 07, 10, 23, 29, 31, 69, 70, 96), подлежат отнесению на соответствующие счета в этом журнале-ордере (что делается, как правило, по счетам учета товарно–материальных ценностей на основании ведомостей № 46-АПК, по счетам учета затрат – на основании лицевых счетов формы № 83-АПК и т. д.).

Сводный учет оборотов по кредиту счетов капитальных вложений осуществляют в журнале-ордере № 16-АПК. Для каждого из включенных в журнал-ордер счетов отведен определенный раздел, где записывают кредитовые обороты по счетам в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов. В журнале-ордере записи делают в хронологическом порядке на основании соответствующих первичных документов или листков-расшифровок, если соответствующие суммы не отражены в ведомости № 79-АПК. Однако в большинстве случаев основанием для записей в журнал-ордер № 16-АПК являются данные ведомости № 79-АПК.

При значительном количестве объектов капитальных вложений наряду с ведомостью № 79-АПК предприятия могут вести и ведомость № 80-АПК (Ведомость учета затрат по законченным капитальным вложениям). Данная ведомость предназначена для накапливания данных в целом по предприятию по законченным объектам капитальных вложений. Показатели этой ведомости используют для контроля за соблюдением сметной стоимости капитальных вложений и составления установленной отчетности.

Записи в ведомость № 80-АПК делают на основе данных ведомости № 79-АПК по законченным и принятым в эксплуатацию объектам капитальных вложений. При этом отраженные в ведомости № 79-АПК данные о прочих затратах, а также об убытках, включаемых в инвентарную стоимость объекта, в ведомости № 80-АПК распределяют по объектам капитальных вложений и выводят полную инвентарную стоимость введенных в действие объектов. При ведении ведомости № 80-АПК записи в журнал– ордер № 16-АПК сумм кредитовых оборотов счета 08 делают на основании данной ведомости (а не ведомости № 79-АПК).

Кредитовые обороты субсчетов счета 08 по формированию основного стада отражают в журнале-ордере № 16-АПК на основе данных первичных документов, сгруппированных в листках– расшифровках в разрезе корреспондирующих счетов. В силу малого количества операций по данным субсчетам затраты по формированию основного стада в течение месяца группируют в листках-расшифровках, в которых по каждому виду и группе животных отражают остаток на начало и конец месяца, а также обороты по дебету и кредиту за месяц. Остаток на начало месяца переносят из соответствующего листка-расшифровки за прошлый месяц. Суммы дебетовых оборотов определяют на основе данных ведомости № 73-АПК.

Конец ознакомительного фрагмента.