Вы здесь

Бухгалтерский финансовый учет. 8. Учет вложений во внеоборотные активы (О. И. Соснаускене, 2015)

8. Учет вложений во внеоборотные активы

Внеоборотные активы (основной капитал) – основные средства, основные фонды, сумма капитала, вложенного в совокупность материально-вещественных объектов и ценностей, используемых в процессе производства для воздействия на предметы труда и их преобразование в пригодные к потреблению продукты.

1

Внеоборотные активы участвуют во множестве циклов производства, служат в течение длительного времени и переносят свою стоимость на стоимость производимых с их помощью товаров постепенно, по мере износа путем начисления амортизации.

Состав внеоборотных активов:

♦ активная часть, к которой относят машины, оборудование, транспортные средства, непосредственно участвующие в переработке, преобразовании и перемещении предметов труда. Активная часть внеоборотных активов наиболее подвижна и динамична, в наибольшей степени подвержена влиянию научно-технического прогресса;

♦ пассивная часть, к которой относят здания и сооружения, от наличия, состава и состояния которых зависят условия труда, функционирование машин и оборудования.

2

Бухгалтерский учет вложений во внеоборотные активы ведется в соответствии с порядком, установленным следующими ПБУ:

• «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденное приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. № 116н;

• «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций», утвержденное письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160;

• «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;

• «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н;

• План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

3

Для учета затрат как объектов учета к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы» открываются субсчета:

1) по приобретениям земельных участков;

2) по приобретениям объектов природопользования;

3) по капитальному строительству объектов;

4) по приобретениям объектов основных средств;

5) по приобретениям объектов нематериальных активов;

6) по затратам, связанным с формированием основного стада;

7) по приобретению взрослых животных;

8) по другим аналогичным объектам организации.

Заказчики и застройщики на счете 08 учитывают стоимость принятых от подрядчика строительно-монтажных работ согласно счетам-фактурам и справкам типовой формы КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат».

Когда заказчик рассчитывается с подрядчиком за объект, на счете 08 отражается стоимость принятых к оплате счетов-фактур подрядных организаций в оценке, установленной договором, по объекту строительства в целом (в корреспонденции с Кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»). По оплате счетов делаются записи по Дебету счета 60 в корреспонденции с Кредитом счетов учета денежных средств.

4

Поступление и движение оборудования оформляют с использованием типовых форм первичных учетных документов, предназначенных для учета оборудования:

1) ОС-14 «Акт о приемке оборудования»;

2) ОС-15 «Акт приемки-передачи оборудования в монтаж»;

3) ОС-16 «Акт о выявленных дефектах оборудования».

При передаче заказчиком или застройщиком оборудования подрядчику для сдачи в монтаж используется акт формы ОС-15 «Акт приемки-передачи оборудования в монтаж». При этом оборудование продолжает числиться у заказчика или застройщика на счете 07 «Оборудование к установке», а у подрядчика принимается на забалансовый учет – счет 005 «Оборудование, принятое для монтажа».

Оприходование оборудования оформляется актом типовой формы КС-14 «Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией», а предметов – приходным ордером типовой формы М-4 «Приходный ордер» или актом о приемке материалов формы М-7 «Акт о приемке материалов» (при наличии расхождений с данными, указанными в счетах поставщиков).