6. Система нормативного регулирования бухгалтерского финансового учета в России
1
Сохранение стабильности развития системы бухгалтерского финансового учета – важная составляющая нормативного обеспечения.
Главная задача нормативного регулирования – создание приемлемых условий последовательного, полезного, рационального и успешного выполнения системой бухгалтерского финансового учета присущих ей функций в конкретной экономической среде. Устранение противоречий между российской системой бухгалтерского учета (РСБУ) и признанными в мире подходами к ведению бухгалтерского финансового учета осуществляется при помощи модели сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского финансового учета. Введены процедуры корректировки бухгалтерской отчетности в связи с инфляцией, пересмотрены допустимые способы оценки имущества и обязательств, созданы механизмы обеспечения открытости (публичности) бухгалтерской отчетности.
Основным элементом реформирования бухгалтерского финансового учета в соответствии с международными стандартами является разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому финансовому учету, внедрение их в практику.
2
В России ведется работа по совершенствованию системы правового и методологического регулирования бухгалтерского финансового учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов:
1) законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского финансового учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского финансового учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
2) ПБУ – положения по бухгалтерскому финансовому учету (российские стандарты), утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, Правительством РФ. На сегодняшний день издано 24 ПБУ;
3) методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы. Подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней (планы счетов бухгалтерского финансового учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению);
4) документы по организации и ведению бухгалтерского финансового учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям, которые носят обязательный характер для конкретных организаций. К ним относят рабочие документы организаций, предназначенные для использования внутри организации и утверждаемые руководителем в рамках принятой учетной политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.
3
Главные задачи реформирования системы бухгалтерского финансового учета:
♦ сформировать системы национальных стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезность информации для внешних пользователей;
♦ обеспечить увязку реформы бухгалтерского финансового учета в Российской Федерации с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;
♦ оказывать методическую помощь организациям в понимании и внедрении инновационной модели бухгалтерского финансового учета.