4. Предмет и метод финансового учета
1
Предмет финансового учета охватывает всю информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях, поэтому финансовый учет должен быть сплошным и непрерывным.
К объектам финансового учета относят имущество и источники имущества, а также хозяйственные операции, вызывающие изменения в стоимости имущества и его источников. Финансово-хозяйственная деятельность организации представляет собой кругооборот капитала, финансовый учет – это упорядоченная система для сбора информации о капитале и его кругообороте.
Кругооборот капитала в финансово-хозяйственной деятельности определяется следующими действиями:
1) сначала приобретаются производственные ресурсы и осуществляются денежные затраты. Денежные затраты определяют стоимость приобретенных ресурсов. Оборот капитала начинается с его перехода из денежной формы в материальную. Стоимость капитала в денежной форме уменьшается на сумму денежных затрат и ровно на такую же сумму стоимость капитала в материальной форме увеличивается;
2) далее стоимость производственных ресурсов учитывается в текущих затратах, при этом материальная форма капитала переходит в производительную форму, т. е. стоимость капитала в материальной форме уменьшается, а стоимость капитала в производительной форме увеличится на стоимость использованных в производстве ресурсов;
3) переход капитала из производительной формы в товарную связан со списанием производственных затрат на себестоимость готовой продукции. Стоимость капитала в производительной форме уменьшается, а в товарной увеличивается на себестоимость выпущенной из производства готовой продукции;
4) завершается кругооборот возвращением капитала в свою первоначальную денежную форму, т. е. возвратом денежных средств и получением финансового результата.
Метод финансового учета – это текущий контроль и отражение в денежной оценке движения хозяйственных средств организации путем сплошной и непрерывной, документально-обоснованной и взаимосвязанной регистрацией хозяйственных операций на счетах и обобщение счетных записей в бухгалтерском балансе и других отчетных формах.
2
Основные элементы метода финансового учета – документация, инвентаризация, оценка и калькуляция, счета и двойная запись, баланс и отчетность.
Начальным этапом в финансовом учете является документирование хозяйственных операций путем создания носителей первичной учетной информации.
К обязательным реквизитами первичного учетного документа относятся:
1) наименование документа;
2) дата составления документа;
3) наименование экономического субъекта, составившего документ;
4) содержание факта хозяйственной жизни;
5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
7) подписи лиц, предусмотренных п. 6, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.
Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.
Инвентаризация – сверка документов финансового учета с фактическим наличием товарно-материальных ценностей на предприятии по местам их хранения.
При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
В финансовом учете сопоставляются вместе несоизмеримые объекты: здания, оборудование, земля, материалы, топливо и пр. Это можно сделать только при помощи денежного измерения.
Калькуляция (прием стоимостного измерения) – это способ группировки затрат и определения себестоимости единицы произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, приобретаемых материальных ценностей.