3. Функции и цели финансового учета
1
Финансовый учет дает общую информацию, описывающую финансовые ресурсы.
Главная цель финансового учета – обеспечить руководителя, других сотрудников предприятия, контролирующих органов и других пользователей экономической информацией. Информация им необходима для того, чтобы принимать своевременные важные управленческие решения, касающиеся использования и распределения трудовых, экономических ресурсов, контроля над деятельностью предприятия. Например, менеджерам может понадобиться информация о поступлении денег от заказчиков, об остатках на складах в денежном и количественном выражении.
При составлении финансового отчета отображают финансовые обязательства и ресурсы на определенную дату. Эти данные необходимы кредиторам и инвесторам для того, чтобы принимать решения, касающиеся размещения инвестиций или обеспечения предприятия кредитными средствами. Финансовый отчет может дать информацию о платежеспособности предприятия, динамике его развития, помочь спрогнозировать будущие прибыли.
Финансовый учет позволяет:
• проследить динамику изменения расходов и доходов;
• при ведении учета более чем за один период проследить, как меняется структура доходов и расходов.
2
Цели финансового учета:
♦ формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении;
♦ обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям финансовой отчетности для контроля за соблюдением организацией законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций, за их целесообразностью, наличием и движением имущества и т. д.;
♦ своевременное предупреждение появления негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности организаций, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов и прогнозирование результатов работы организации на текущий период и на перспективу;
♦ содействие конкуренции на рынке с целью получения максимальной прибыли.
3
Финансовый учет выполняет следующие функции.
♦ Функция контроля за процессом производства и реализацией продукции бывает трех видов:
1) предварительный контроль производится до начала хозяйственной операции, чтобы прогнозировать результат предстоящей операции;
2) текущий контроль осуществляется во время совершения хозяйственных операций для обеспечения ее выполнения с наибольшим эффектом;
3) последующий контроль проводится после совершения хозяйственной операции и позволяет корректировать полученный результат и прогнозировать дальнейший ход событий.
♦ Обеспечение сохранности ценностей достигается путем использования развернутого плана счетов, который охватывает все аспекты движения и хранения материальных ценностей и движения средств. Эта функция усиливается развитым механизмом учета и инвентаризацией.
♦ Информационная функция достигается непрерывностью и документированностью финансового учета. В учете в любой момент может быть сделана остановка с целью представления полной информации о состоянии дел на предприятии.
♦ Функция обратной связи реализуется путем налаженного сбора и анализа информации о хозяйственных средствах и хозяйственных процессах.
♦ Аналитическая функция позволяет оценить рациональность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов предприятия, эффективность инвестиций и кредитной политики, выявляет основные рычаги рентабельности предприятия, находит слабые места в хозяйственной деятельности и дает материал для прогноза и принятия решений в определении долгосрочной финансовой политики предприятия.