Вы здесь

Бухгалтерский финансовый учет. 2. Учет денежных средств (Ирина Карташова, 2009)

2. Учет денежных средств

2.1. Учет кассовых операций

2.1.1. Какими нормативными документами регламентируется порядок ведения кассовых операций на предприятиях Российской Федерации?

♦ Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 40;

♦ Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 г. № 14-П, утвержденным советом директоров Банка России 19.12.1997 г., протокол № 47;

♦ Федеральным Законом от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»;

♦ Письмом Департамента регулирования денежного обращения Центрального банка Российской Федерации от 17.02.1994 г. № 14-4/35 «О разъяснениях по применению “Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации”»;

♦ Федеральным законом от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях».

2.1.2. Как организовать расчеты наличными деньгами на предприятии?

Каждое предприятие для осуществления расчетов наличными деньгами должно иметь кассу. Помещение кассы для обеспечения необходимых условий сохранности денежных средств должно быть оборудовано и защищено в соответствии с действующим порядком. Всю полноту ответственности за создание таких условий несет руководитель (директор) предприятия.

Сумма средств, которая может находиться в кассе, определяется лимитом. Лимит кассового остатка каждое предприятие определяет индивидуально по согласованию с банком.

Сверх установленного лимита деньги могут храниться в кассе только для оплаты труда, пособий по социальному страхованию и стипендий, но не свыше трех дней, включая день получения денег в банке.

На основании заключенного договора о материальной ответственности кассир несет ответственность за сохранность средств в кассе, правильность оформления первичных кассовых документов и ведение кассовой книги.

2.1.3. Как документально оформить движение денежных средств в кассе предприятия?

Наличные деньги в кассу кассир принимает по приходному кассовому ордеру. Деньги из кассы кассир выдает по расходному кассовому ордеру. Приходные и расходные кассовые ордера заполняются бухгалтером собственноручно, без подчисток и исправлений. Приходные и расходные кассовые ордера имеют раздельную нумерацию и регистрируются в Журнале регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.

Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров представляет собой учетный регистр следующего вида:


Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров




Все факты поступления и выдачи наличных денег отражаются в кассовой книге.

Подчистки в кассовой книге запрещены, а исправления в ней возможны только с заверяющей подписью кассира и главного бухгалтера. На предприятиях при условии обеспечения полной сохранности кассовых документов кассовая книга может вестись автоматизированным способом.

Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителя предприятия, главного бухгалтера и кассира.

Лица, виновные в неоднократном нарушении кассовой дисциплины, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Порядок ведения кассовых операций систематически проверяется банком, обслуживающим данное предприятие. За несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ) с организаций взимаются штрафы. В частности, штрафные санкции к предприятию применяются за нарушение установленного банком лимита остатка средств в кассе. Сумма штрафа – от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, за это же нарушение на руководителя предприятия может быть наложен административный штраф от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.1 Ко АП РФ).

2.1.4. Можно ли использовать кассу предприятия для расчетов между юридическими лицами?

При выдаче денег из кассы необходимо соблюдать предельный размер расчетов наличными. В настоящее время указанием Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 г. № 1843-У сообщено о разрешении с 22.07.2007 г. производить расчеты между юридическими лицами наличными деньгами в размере, не превышающем 100 000 руб. по одному договору. Если произвести расчеты по двум различным договорам, то денежный оборот может составить по этим расчетам не более 200 000 руб. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП РФ) за осуществление расчетов наличными деньгами с другими предприятиями сверх установленных предельных сумм берется штраф в размере от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, за это же нарушение на руководителя предприятия может быть наложен административный штраф от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.1 Ко АП РФ).

На основании Инструктивного Письма Центрального банка РФ от 16.03.1995 г. № 14-4/95 «Разъяснения по отдельным вопросам “Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации” и условий работы с денежной наличностью» штраф взыскивается в одностороннем порядке с юридического лица, совершившего платеж (с покупателя). Расчеты наличными с участием физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица) проводится без ограничения суммы платежа.

2.1.5. На каких счетах и субсчетах ведется синтетический учет кассовых операций?

Синтетический учет денежных средств в кассе осуществляется на активном балансовом счете 50 «Касса».

Счет 50 «Касса» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах предприятия.

К счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:

50-1 «Касса предприятия»,

50-2 «Операционная касса»,

50-3 «Денежные документы» и др.

На субсчете 50-1 «Касса предприятия» учитываются денежные средства в кассе предприятия. Когда предприятие производит кассовые операции с иностранной валютой, то к счету 50 «Касса» должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.

2.1.6. Каков порядок проведения инвентаризации средств в кассе и как отражаются в учете ее результаты?

По указанию руководителя предприятия, а перед составлением годового отчета – не ранее 31 декабря проводится инвентаризация средств в кассе. Ее осуществляет комиссия, назначаемая руководителем предприятия. Инвентаризация оформляется актом. Излишки средств приходуются как доход предприятия, а недостача средств списывается на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», с которого затем списывается в дебет субсчета 73-2 «Расчеты по возмещению материального ущерба». В случае отказа кассира погасить недостачу предприятие вправе оформить исковое заявление в судебные органы.

2.1.7. Можно ли вести учет движения денежных средств в кассе в валюте платежа?

Для учета операций с наличной валютой к счету 50 «Касса» открываются субсчета «Валютная касса» для обособленного движения наличной иностранной валюты по каждому наименованию. Поступление (выдача валюты) оформляется кассовыми приходными (расходными) ордерами в обычном порядке. Ордера выписываются в валюте платежа: долларах США, евро и т. д. Операции в кассовой книге отражаются как в валюте платежа, так и в ее рублевом эквиваленте по курсу ЦБ Российской Федерации на дату совершения операции.

2.2. Учет денежных средств на различных счетах в банках

2.2.1. Какими нормативными документами регламентируется порядок ведения операций на расчетном счете?

♦ Положением Центрального банка Российской Федерации «О безналичных расчетах в Российской Федерации» от 03.10.2002 г. № 2-П;

♦ Указанием Центрального банка Российской Федерации

от 03.03.2003 г. № 1256-У «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 03.10.2002 г. № 2-П “О безналичных расчетах в Российской Федерации”»;

♦ Указанием Центрального банка Российской Федерации

от 11.06.2004 г. № 1442-У «О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 03.10.2002 г. № 2-П “О безналичных расчетах в Российской Федерации”».

2.2.2. Какие документы представляются для открытия расчетного счета в учреждение банка?

Заявление об открытии счета установленной формы, подписанное руководителем и главным бухгалтером владельца счета.

Свидетельство о государственной регистрации предприятия, выданное регистрирующим органом (или его копия, заверенная нотариально).

♦ Прошнурованные и пронумерованные, заверенные нотариально копии устава и учредительного договора. В случаях, когда у предприятия один учредитель, вместо учредительного договора прилагается решение учредителя о создании предприятия.

Карточки с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати предприятия по установленной форме (два экземпляра), заверенные нотариально. Подпись является обязательным реквизитом документов, служащих для приемки и выдачи денежных средств и товарно-материальных ценностей, а также кредитных и расчетных обязательств. Такие документы подписываются двумя подписями: первой и второй. Право первой подписи принадлежит руководителю предприятия, а также должностным лицам, уполномоченным руководителем. Право второй подписи – главному бухгалтеру предприятия и уполномоченным на то лицам.

Документ налогового органа, подтверждающий постановку данного предприятия (организации) на учет в налоговых органах.

Копии документов о назначении на должность лиц, имеющих право первой и второй подписи.

Копия справки о присвоении предприятию статистических кодов.

Документы, подтверждающие регистрацию в Фонде социального страхования России.

После предоставления данных документов и подписания договора на банковское обслуживание по распоряжению управляющего банком предприятию открывается счет, которому присваивается номер, и заводится лицевой счет.

Согласно НК РФ, предприятие обязано в течение 10 дней после открытия банковского счета сообщить об этом в налоговую инспекцию. При невыполнении данного требования предприятие может быть оштрафовано на 5000 руб. (ст. 118 НКРФ). Кроме того, за это же нарушение на руководителя предприятия может быть наложен административный штраф от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.4 Ко АП РФ).

2.2.3. На каких счетах ведется синтетический учет операций на расчетном счете?

Для учета денежной наличности в банке предприятие открывает расчетный счет. Для учета движения средств на расчетном счете используется активный балансовый счет 51 «Расчетные счета».

В случае если предприятие имеет несколько расчетных счетов, необходимо организовать ведение аналитического учета в разрезе расчетных счетов.

2.2.4. Какими документами оформляется движение средств на расчетном счете?

Движение средств на расчетном счете оформляется документами, утвержденными банком:


2.2.5. Каким образом банк производит платежи с расчетного счета владельца?

Платежи по безналичным расчетам банк производит только с согласия владельца расчетного счета.

В принудительном порядке взыскиваются платежи:

♦ финансовым органом по просроченным налогам;

♦ по приказам арбитража;

♦ при погашении просроченных ссуд.

Порядок и формы расчетов определяются в договоре между поставщиком и покупателем.

2.2.6. Какие платежи производятся платежными поручениями?

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, если это установлено договором банковского счета.

Платежными поручениями могут производиться:

♦ перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

♦ перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

♦ перечисления денежных средств в целях возврата (размещения) кредитов (займов), депозитов и уплаты процентов по ним;

♦ перечисления по распоряжениям физических лиц или в пользу физических лиц (в том числе без открытия счета);

♦ перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров, работ, услуг или для осуществления периодических платежей.

Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные поручения помещаются в картотеку по внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

2.2.7. Что представляет собой чек? Как осуществляются расчеты чеками?

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо (юридическое или физическое), имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чека. Чекодержателем является лицо (юридическое или физическое), в пользу которого выдан чек. Плательщиком является банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а в части, им не урегулированной, – другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Предъявление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате. Плательщик по чеку обязан удостовериться в подлинности чека. Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется законодательством.

При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное поручение обслуживающему его учреждение банку с перечислением определенной суммы денег с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Чеком удобно пользоваться в случаях оплаты работ, услуг и ценностей, когда изначально продавец неизвестен.

При выдаче банком чеков на их сумму открывается ссудный счет, с которого производится оплата чеков. Гражданским кодексом РФ установлен сокращенный срок исковой давности (6 месяцев) для исков чекодержателя к обязанным по чеку лицам. Он исчисляется со дня окончания срока предъявления чека к платежу.

Чек денежный представляется банку для снятия с расчетного счета предприятия указанной в чеке суммы наличных денег, необходимых на выплату заработной платы, пособий или пенсий, командировочные расходы, хозяйственные нужды. Одновременно с заполнением чека его реквизиты переносятся в корешок, остающийся у предприятия в чековой книжке и являющийся оправдательным документом. Чеки подписывают и скрепляют печатью предприятия лица, которым предоставлено право первой и второй подписи по счету. Какие-либо исправления, хотя и оговоренные, в чеках не допускаются. Чеки бывают именными и на предъявителя. Именной чек выписывается на конкретное лицо (кассира) с указанием его фамилии, имени, отчества и паспортных данных.

Внутрибанковские правила проведения операций с чеками, определяющие порядок и условия их использования, должны предусматривать:

♦ форму чека, перечень его реквизитов (обязательных, дополнительных) и порядок заполнения чека;

♦ перечень участников расчетов данными чеками;

♦ срок предъявления чеков к оплате;

♦ условия оплаты чеков;

♦ ведение расчетов и состав операций по чекообороту;

♦ бухгалтерское оформление операций с чеками;

♦ порядок архивирования чеков.

2.2.8. Каково назначение объявления на взнос наличными?

Объявление на взнос наличными представляется банку при внесении наличных денег на расчетный счет. Объявление на взнос наличными заполняют в одном экземпляре, в нем обязательно указывают источник вносимых денег (выручка за реализованную продукцию, оказанные услуги, депонированная заработная плата и др.). В подтверждение получения денег банк выдает квитанцию, которая служит оправдательным документом и основанием для составления в бухгалтерии расходного кассового ордера, а также для списания денежных средств в кассе.

2.2.9. Как осуществляются расчеты по инкассо?

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие исполняющие банки.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Получатель средств (взыскатель) представляет в банк указанные расчетные документы при реестре переданных на инкассо расчетных документов, составляемых в двух экземплярах. По усмотрению получателя средств (взыскателя) в реестр могут включаться платежные требования и (или) инкассовые поручения. Первый экземпляр реестра оформляется двумя подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика, а также при отсутствии в договоре банковского счета условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения (с приложенными в установленных законодательством случаях исполнительными документами) помещаются в картотеку.

Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством.

2.2.10. В каких случаях используются платежные требования?

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требования кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк.

Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика.

Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:

♦ установленных законодательством;

♦ предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

В платежном требовании обязательно указываются:

♦ условие оплаты;

♦ срок для акцепта;

♦ дата отсылки (вручения) плательщику предусмотренных договором документов в случае, если эти документы были отосланы (вручены) им плательщику;

♦ наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг); номер и дата договора; номера документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг); дата поставки товара (выполнения работ, оказания услуг); способ поставки товара.

Срок для акцепта платежных требований определяется сторонами по основному договору. При этом срок для акцепта должен быть не менее трех рабочих дней. Плательщик вправе отказаться полностью или частично от акцепта платежных требований по основаниям, предусмотренным в основном договоре, в том числе и в случае несоответствия применяемой формы расчетов заключенному договору, с обязательной ссылкой на пункт, номер, дату договора и указанием мотива отказа.

Ответственность за необоснованный отказ от оплаты платежных требований несет плательщик. Банки не рассматривают претензии по существу отказов от акцепта. Все возникающие между плательщиком и получателем средств разногласия разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством.

Если в установленный срок не получен отказ от акцепта платежных требований, они считаются акцептованными.

В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле «Условие оплаты» получатель средств проставляет «Без акцепта», а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия), на основании которого осуществляется взыскание. В поле «Назначение платежа» взыскателем в установленных случаях указываются показания измерительных приборов и действующие тарифы.

2.2.11. Как производятся расчеты между контрагентами при помощи аккредитива?

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или представить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи.

Для открытия аккредитива плательщик представляет обслуживающему банку аккредитив на бланке формы 0401063, в котором плательщик обязан указать:

♦ вид аккредитива (при отсутствии указания на то, что аккредитив является безотзывным, он считается отзывным);

♦ условия оплаты аккредитива (с акцептом или без акцепта);

♦ номер счета, открытый исполняющим банком для депонирования средств при покрытом (депонированном) аккредитиве;

♦ срок действия аккредитива с указанием даты (число, месяц и год) его закрытия;

♦ полное и точное наименование документов, против которых производится платеж по аккредитиву;

♦ наименование товаров (работ, услуг), для оплаты которых открывается аккредитив, номер и дату основного договора, срок отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), грузополучателя и место назначения (при оплате товаров).

При отсутствии хотя бы одного из этих реквизитов банк отказывает в открытии аккредитива.

В случае отзыва (полного или частичного) или изменения условий аккредитива плательщиком представляется в банк-эмитент соответствующее распоряжение, составленное в произвольной форме в трех экземплярах и оформленное на всех экземплярах подписями лиц, имеющих право подписи расчетных документов, и оттиском печати.

При установлении несоответствия документов, принятых исполняющим банком от получателя средств, условиям аккредитива банк-эмитент вправе требовать от исполняющего банка по покрытому (депонированному) аккредитиву возмещения сумм выплаченных получателю средств, а по непокрытому (гарантированному) аккредитиву – восстановления сумм, списанных с его корреспондентского счета.

Аккредитив открывается для расчетов только с одним получателем. Получатель средств может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.

2.2.12. Каким образом владелец расчетного счета может получить информацию о движении денежных средств на нем?

Предприятие ежедневно получает от банка выписку из расчетного счета, обязательными реквизитами которой являются:

♦ номер счета клиента;

♦ дата предыдущей выписки и ее исходящий остаток, который является входящим остатком для последующей выписки;

♦ суммы, зачисленные и списанные с расчетного счета;

♦ остаток средств на расчетном счете на дату составления выписки.

К банковской выписке прилагаются оправдательные документы, подтверждающие правомерность списания и зачисления средств на расчетный счет. Порядок списания средств с расчетного счета регламентирован Гражданским кодексом РФ. Выписка обрабатывается бухгалтером ежедневно путем проставления на полях кодов счетов, корреспондирующих с расчетным счетом.

2.2.13. Какие синтетические счета используются для учета операций на специальных счетах в банке?

Синтетический учет открытых специальных счетов в банках ведется на активном, балансовом счете 55 «Специальные счета в банках», к которому открываются три субсчета.

На субсчете 55-1 «Аккредитивы» учитывается движение средств, находящихся в покрытых аккредитивах.

Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других аналогичных счетов.

Принятые на учет по счету 55 «Специальные счета в банках» средства в аккредитивах списываются по мере их использования (согласно выпискам кредитной организации), как правило, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления кредитной организацией на тот счет, с которого они были перечислены, отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».

На субсчете 55-2 «Чековые книжки» учитывается движение средств, находящихся в чековых книжках.

Депонирование средств при выдаче чековых книжек отражается по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других аналогичных счетов. Суммы по полученным в кредитной организации чековым книжкам списываются по мере оплаты выданных организацией чеков (т. е. в суммах погашения кредитной организацией предъявленных ей чеков согласно выпискам кредитной организации) с кредита счета 55 «Специальные счета в банках» в дебет счетов учета расчетов (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.) – Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным кредитной организацией (не предъявленным к оплате), остаются на счете 55 «Специальные счета в банках»; сальдо по субсчету 55-2 «Чековые книжки» должно соответствовать сальдо по выписке кредитной организации. Суммы по возвращенным в кредитную организацию чекам (оставшимся неиспользованными) отражаются по кредиту счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета».

На субсчете 55-3 «Депозитные счета» учитывается движение средств, вложенных организацией в банковские и другие вклады.

Перечисление денежных средств во вклады отражается организацией по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». При возврате кредитной организацией сумм вкладов в учете организации производятся обратные записи.

2.3. Учет движения валютных средств

2.3.1. Какими нормативными документами регламентируется порядок ведения операций на валютном счете?

♦ Законом Российской Федерации от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» с изменениями и дополнениями, внесенными федеральными законами РФ № 58-ФЗ от 29.06.2004 г., № 90-ФЗ от 18.07.2005 г., № 131-ФЗ от 26.07.2006 г., № 267-ФЗ от 30.12.2006 г., № 83-Ф3 от 17.05.2007 г., № 127-ФЗ от 05.07.2007 г., № 242-ФЗ от 30.10.2007 г.;

♦ Инструкцией ЦБ РФ от 30.03.2004 г. № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» (в ред. Указаний ЦБ от 10.06.2004 г. 1441-У, от 26.11.2004 г. № 1520-У, от 29.03.2006 г. № 1676-У);

♦ Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 г. № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций»;

♦ Инструкцией ЦБ РФ от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (в ред. Указаний ЦБ от 08.08.2006 г. № 1713-У, от 20.07.2007 г. № 1869-У);

♦ Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденным приказом Минфина Российской Федерации от 27.11.2006 г. № 154н;

♦ Законом Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. 129-ФЗ.

2.3.2. Назовите виды валютных счетов предприятий в РФ

Для учета движения валютных средств предприятие открывает валютный счет. Порядок открытия валютного счета аналогичен порядку открытия расчетного счета.

Об открытии валютного счета предприятие обязано в течение 10 дней сообщить в налоговую инспекцию.

При невыполнении этого требования предприятие может быть оштрафовано на 5000 руб. (ст. 118 НК РФ). Кроме того, за это же нарушение на руководителя предприятия может быть наложен административный штраф от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда (ст. 15.4 КоАП РФ).

Для осуществления валютных операций организация может иметь два вида валютных счетов:

текущий валютный счет — для учета валюты, находящейся в распоряжении предприятия;

транзитный валютный счет — для идентификации и учета поступлений иностранной валюты в пользу предприятия-резидента РФ.

2.3.3. На каких счетах ведется синтетический учет операций на валютном счете?

Об открытии валютного счета предприятие обязано в течение 10 дней сообщить в налоговую инспекцию.

При невыполнении этого требования предприятие может быть оштрафовано на 5000 руб. (ст. 118 НК РФ). Кроме того, за это же нарушение на руководителя предприятия может быть наложен административный штраф от 10 до 20 МРОТ (ст. 15.4 КоАП РФ).

Синтетический учет средств на валютном счете ведется на активном, балансовом счете 52 «Валютные счета», к которому открываются следующие субсчета:

52-1 «Валютные счета внутри страны»,

52-2 «Валютные счета за рубежом».

К субсчету 52-1 открываются субсчета второго порядка:

52-1-1 «Текущий валютный счет»,

52-1-2 «Транзитный валютный счет».

2.3.4. Какие существуют формы расчетов с иностранными партнерами?

С текущего валютного счета предприятие оплачивает счета иностранных фирм-партнеров. Наиболее распространенными формами расчетов при этом являются:

♦ авансовый платеж – покупатель производит платеж в пользу продавца до отгрузки товара (предоставления услуг);

♦ расчеты по открытому счету – продавец, отгрузив товар, направляет документы для оплаты непосредственно покупателю;

♦ расчеты по инкассо – продавец, отгрузив товар, направляет в свой банк коммерческие документы с инструкциями инкассировать сумму документов через банк в стране покупателя (покупатель получает документы только после платежа);

♦ расчеты аккредитивами – банк берет на себя обязательство произвести расчет с продавцом (бенефициаром) против документов, полностью соответствующих условиям аккредитива.

Для эффективного осуществления расчетов между банками устанавливаются корреспондентские отношения, основанные на договоре о совершении платежей и расчетов по поручению друг друга. Корреспондентские счета российских банков в иностранных банках-корреспондентах называются «НОСТРО», а счета иностранных банков в российских банках – «ЛОРО».

2.3.5. Как отражается в учете поступление иностранной валюты от покупателей?

При получении валюты от иностранных покупателей в оплату товаров (работ, услуг) она зачисляется на транзитный валютный счет:

Д 52-1-2 «Транзитный валютный счет»,

К 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Предприятие, осуществляющее валютные операции в иностранной валюте, обязано предоставить в уполномоченный банк документы, подтверждающие обоснованность указанных операций. К таким документам относятся:

♦ справка о валютных операциях;

♦ контракт (договор);

♦ документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и т. п.;

♦ таможенные декларации;

♦ паспорт сделки.

Указанные документы необходимо предоставить не позднее

7 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на счет. После их предоставления валютная выручка на основании распоряжения переводится на текущий валютный счет предприятия в уполномоченном банке или продается. До предоставления указанных документов валютная выручка будет находиться на транзитном счете, и распоряжаться ею будет невозможно.

Несоблюдение сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от 400 до 500 минимальных размеров оплаты труда.

2.3.6. Как отразить в бухгалтерском учете продажу валютных средств?

Иностранная валюта продается в добровольном порядке.

Продажа валюты может длиться два рабочих дня.

Часть валютных средств предприятие может продавать через уполномоченные банки. Стоимость иностранной валюты, подлежащей продаже банком согласно поручению предприятия, первоначально отражается по дебету счета 57 «Переводы в пути» в корреспонденции с кредитом субсчета 52-1 «Валютные счета».

Денежные средства, полученные от продажи валюты, зачисляются на расчетные счета:

Д 51 «Расчетные счета»,

К 91-1 «Прочие доходы».

Списание проданной валюты отражается записями на счетах бухгалтерского учета:

Д 91-2 «Прочие расходы»,

К 57 «Переводы в пути».

Доходы и расходы от продажи валютных средств отражаются на субсчетах 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы» счета 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету субсчета 91-2 «Прочие расходы» кроме стоимости реализованной валюты, пересчитанной по курсу ЦБ РФ на день продажи, отражаются понесенные в связи с этой продажей расходы, а по кредиту 91-1 «Прочие доходы» – сумма выручки, полученная предприятием от продажи валюты по курсу реализации. Сопоставляя кредитовые и дебетовые записи по субсчетам 91-1 «Прочие доходы» и 91-2 «Прочие расходы», определяют финансовый результат от продажи валюты:

Д 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»,

К 99 «Прибыли и убытки» – прибыль,

Д 99 «Прибыли и убытки» – убытки,

К 99-9 «Сальдо прочих доходов и расходов».

2.3.7. Как предприятие может приобрести иностранную валюту?

Покупка валюты осуществляется через уполномоченные банки в порядке и на цели, определяемые ЦБ РФ. Операции, связанные с обращением валюты, являющейся законным средством платежа, освобождаются от НДС.

Прибыль от указанных операций облагается в общеустановленном порядке в составе валовой прибыли.

Валюта может покупаться:

♦ для оплаты импортного контракта;

♦ на другие цели.

Предприятие перечисляет банку сумму в рублях для покупки валюты:

Д 57 «Переводы в пути»,

К 51 «Расчетные счета».

Перечисление денежных средств на депозит для резервирования отражается бухгалтерскими записями:

Д 55-3 «Депозитные счета»,

К 51 «Расчетные счета».

После покупки банком безналичной иностранной валюты ее стоимость зачисляется на субсчет 52-1-1 «Текущий валютный счет» в сумме, определенной путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ на дату зачисления:

Д 52-1-1 «Текущий валютный счет»,

К 57 «Переводы в пути».

Превышение курса покупки иностранной валюты над курсом ЦБ РФ отражается по дебету субсчета 91-2 «Прочие расходы», т. е. учитывается в составе прочих расходов.

Если официальный курс валюты больше, чем курс, по которому она куплена банком, сумма возникшей разницы отражается в составе прочих доходов:

Д 57 «Переводы в пути»,

К 91-1 «Прочие доходы».

Комиссионные вознаграждения банку за покупку иностранной валюты отражаются в составе расходов или относятся на увеличение стоимости основных средств, если купленная валюта предназначена для финансирования капитальных вложений.

Предприятие может приобрести иностранную валюту на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в уполномоченных банках для оплаты командировочных расходов работников. Покупка иностранной валюты для оплаты командировочных расходов осуществляется на основании представляемых предприятием заявок, в которых указываются номера и даты приказов по предприятию о командировании ее работников за границу.

2.3.8. Как производится пересчет валютной выручки в рубли?

Согласно Закону РФ «О бухгалтерском учете» и ПБУ 3/2006, утвержденному приказом Минфина Российской Федерации от 27.11.2006 г. № 154н, денежные средства, числящиеся на

валютных счетах предприятия, подлежат пересчету в рубли

по курсу, котируемому Центральным банком РФ.

Такой пересчет осуществляется:

♦ на дату зачисления или списания валютных средств с банковских счетов;

♦ на дату составления бухгалтерской отчетности;

♦ по мере изменения курсов иностранных валют.

В результате такого пересчета возникают курсовые разницы, которые отражаются в составе прочих доходов или расходов.

Зачисление курсовых разниц с 1 января 2000 года может осуществляться только по мере их принятия к бухгалтерскому учету.

Делаются бухгалтерские записи на счетах:

♦ на сумму положительной курсовой разницы:

Д 52 «Валютные счета»;

К 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-1 «Прочие доходы»;

♦ на сумму отрицательной курсовой разницы:

Д 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-2 «Прочие расходы»;

К 52 «Валютные счета».