Вы здесь

Бухгалтерский учет в торговле. Учет товаров (С. А. Варламов, 2013)

Учет товаров

Основным объектом учета в торговой организации выступает товар. Товаром принято называть любой продукт, изготовленный или приобретенный для обмена, продажи. Но абз. 6 п. 2 ПБУ 5/01 уточняет, что для целей бухгалтерского учета товары – это лишь часть материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других физических или юридических лиц и предназначенных для продажи. И поскольку важна цель, дальнейшее предназначение таких объектов, то в торговых организациях принято называть товаром только те материальные ценности, которые приобретены для последующей продажи.

В целях учета и отражения движения товаров торговым организациям необходимо самостоятельно выбрать единицу учета товарного запаса. Это может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа. Согласно п. 3 ПБУ 5/01 единица бухгалтерского учета материально-производственных запасов выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.

Это может вызвать некоторые затруднения, когда товар поступает в одних единицах измерения, а отпускается – в других. Ярким примером подобного учета являются автозаправочные станции: бензин разных марок они получают в тоннах, а отпускают покупателям в литрах. Тем не менее в бухгалтерском учете должна быть только одна единица учета, так как вести параллельно расчеты в тоннах и в литрах нецелесообразно.

В таких случаях п. 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов[9] предписывает: «Если в расчетных (сопроводительных) документах поставщика указана более крупная (или более мелкая) единица измерения (например, в тоннах), чем принято в организации (например, в килограммах), такие материалы приходуются в той единице измерения, которая принята в данной организации». То есть при поступлении товара сразу производится его обмер или пересчет в учетных единицах, принятых в торговой организации.

Единицы измерения в документах поставщика и в учете покупателя могут не совпадать. Более того, нигде нет обязательного требования о тождественности наименований товаров, даже в Налоговом кодексе РФ, о чем прямо сказано в Письме Минфина России № 03-03-06/1/670 от 28.10.2010.

Учет по партиям поступивших товаров организуется в разрезе групп товаров, поступивших одновременно по одному или нескольким документам. Это важно в условиях постоянного колебания цен, когда в разное время идентичные товары поступают, а возможно, и отпускаются по разным ценам. Однако сегодня в подавляющем большинстве случаев применяется учет товаров по номенклатурным номерам. Это связано с тем, что в условиях ведения автоматизированного бухгалтерского учета по принципам программирования одному наименованию товара должен соответствовать один код, которым и является, в сущности, номенклатурный номер. Если у компании действительно нет необходимости в иной учетной единице, то применяют метод, воплощенный в используемой бухгалтерской программе.

В бухгалтерских документах всегда указывается единица измерения товара. При заполнении этого реквизита следует руководствоваться «Общероссийским классификатором единиц измерения» ОК 015-94 (МК 002-97), утв. Постановлением Госстандарта России № 366 от 26.12.1994.

Следующая важная характеристика товара – его цена. В экономической теории понятие цены сформулировано как денежное выражение стоимости товара. Но в реальной жизни мы сталкиваемся с целой группой разновидностей цен, складывающихся на разных стадиях движения товара, поэтому остановимся на них чуть подробнее.

Отпускная цена – цена продажи товара потребителям. Термин чаще всего используется в отношении продукции, отпускаемой заготовительными организациями, а по ГОСТу Р 51303-99 его употребление считается недопустимым.

Оптовая цена – цена, по которой изготовитель продает свою продукцию оптовым покупателям. Эта цена может включать скидку для таких покупателей или наценку сбытовой организации.

Продажная цена – цена, по которой товар продается оптом и мелким оптом. Как правило, понятие используется в продажах за наличные средства при немедленной реализации товара.

Розничная цена – цена, по которой товар отпускается населению в розницу. Включает в себя оптовую цену и наценку розничной организации.

Договорная цена – цена, установленная соглашением сторон, а если в договоре она не установлена, то в соответствии с п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ применяется цена, которая в сопоставимых условиях обычно взимается за аналогичные товары.

Рыночная цена – цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения, на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Несмотря на разнообразие терминов, товар всегда поступает по одним ценам, а реализуется по другим. Именно поэтому для целей бухгалтерского учета используется особое понятие – учетная цена. По учетной цене товары приходуются и выбывают, по ней же рассчитывается себестоимость реализованных товаров.

В качестве учетной цены может использоваться покупная цена – то есть та цена, которая установлена поставщиком. При этом отражать стоимость товаров на бухгалтерском счете 41 «Товары» разрешено двумя способами:

1) по фактической себестоимости;

2) по учетным ценам с использованием сч. 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей».

Формирование фактической себестоимости товаров заключается в учете следующих расходов, признаваемых, согласно п. 6 ПБУ 5/01, затратами на приобретение товаров:

• суммы оплаты по договору поставщику (продавцу);

• суммы оплаты за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением товаров;

• таможенные пошлины при импорте товаров;

• невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением товаров (например, НДС при ввозе импортных товаров по пп. 4 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ уплачивается даже тогда, когда фирма не признается его плательщиком);

• суммы вознаграждений, уплачиваемые организации, посредничавшей в приобретении товаров;

• затраты по заготовке и доставке товаров до места их продажи, в том числе расходы по страхованию (например, затраты по заготовке и доставке товаров, по содержанию заготовительно-складского подразделения организации, транспортные услуги по доставке товаров до места их использования, если они не включены в договорную цену товаров);

• иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.

Кроме этого, в п. 6 ПБУ 5/01 содержится указание о возможности учета в составе фактических затрат процентов по товарному кредиту, однако лучше этим не пользоваться. Дело в том, что это норма прямо противоречит требованию п. 7 ПБУ 15/2008, который имеет в данном случае более высокий приоритет как принятый в более поздний срок бухгалтерский стандарт.

В результате осуществления купли-продажи товаров формируется финансовый результат торговой организации. Именно поэтому правильная организация учета поступления, перемещения и выбытия товаров играет первостепенную роль на предприятиях торговой сферы.

Учет транспортно-заготовительных расходов

Отдельного внимания в этой части заслуживают транспортно-заготовительные расходы (сокращенно – ТЗР), которые, согласно п. 13 ПБУ 5/01, также могут включаться в фактическую себестоимость товаров либо учитываться в составе расходов на продажу. Это не касается расходов на доставку товаров до склада торговой организации, если они включены в договорную цену приобретаемых товаров. Обычно в качестве ТЗР учитываются расходы по оплате транспортных услуг сторонних организаций, по погрузке и выгрузке товаров, за экспедиционные услуги, плата за временное хранение грузов.

Если транспортные услуги, погрузо-разгрузочные или иные работы производятся собственными транспортными средствами и силами персонала торговой организации, то такие расходы подлежат списанию в составе расходов по амортизации автотранспорта и использованию в производстве ГСМ, на оплату труда персонала.

Кроме этого способа можно пользоваться вторым вариантом учетной цены, с использованием счета 15. В этом случае необходимо самостоятельно установить для себя в учетной политике, какие именно цены будут применяться в качестве учетных и каким образом они утверждаются и пересматриваются. Это могут быть не только договорные цены, но и планово-расчетные, средние по группам товаров или фактическая себестоимость товаров по данным предыдущего отчетного периода. В зависимости от специфики каждого вида торговли могут оказаться более удобными и показательными разные виды учетных цен. Например, при торговле продовольственными товарами первой необходимости, согласно п. 2 Правил[10] установления предельно допустимых розничных цен, необходимо отслеживать динамику продажных цен, что в сочетании с оперативным учетом фактической себестоимости даст наглядную характеристику доходности в любой момент времени.

Оптовые организации широко применяют для учета ТЗР бухгалтерский счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», при этом товары учитываются на счете 41 «Товары» по учетным (договорным) ценам. При реализации товаров списывается и соответствующая часть ТЗР по алгоритму, установленному в п. 87 Методических указаний по учету МПЗ.

Торговые организации самостоятельно определяют способ отражения ТЗР в учете. Правовые нормы ПБУ 5/01 и ст. 320 НК РФ позволяют учитывать транспортно-заготовительные расходы в составе балансовой стоимости товара (списываются на счет 41 и также учитываются в покупной стоимости товаров при исчислении налога на прибыль). Другой вариант учета – списание ТЗР на счет 44 «Расчеты на продажу».

Таким образом, существует четыре возможных варианта бухгалтерского учета ТЗР:

1) на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» с последующим их отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»;

2) на субсчете «Транспортно-заготовительные расходы», открытом к счету 41 «Товары»;

3) на счете 41 «Товары», если оценка товаров при их поступлении формируется по фактическим затратам с учетом транспортно-заготовительных расходов;

4) если торговая организация принимает решение совместить бухгалтерский учет с налоговым учетом, то транспортно-заготовительные расходы следует списывать на счет 44 «Расходы на продажу», где на отдельном субсчете будут учитываться расходы на доставку товаров до склада торгующей организации, не включенные в цену приобретения этого товара. Тогда в соответствии со ст. 320 НК РФ требуется организовать их отдельный учет для целей налогообложения.

Избранный вариант должен быть закреплен в приказе по учетной политике торговой организации.

Списание транспортно-заготовительных расходов производится в соответствии со ст. 320 НК РФ, в целях налогообложения затраты, связанные с приобретением товаров, не включаются в их стоимость, а вот для целей бухгалтерского учета могут либо включаться, либо нет в зависимости от принятой учетной политики.

Бухгалтерский и налоговый учеты совпадут лишь в случае, если в соответствии с принятой учетной политикой товары учитываются на счетах бухгалтерского учета по покупной стоимости (без учета затрат, связанных с их приобретением).

Согласно п. 86 Методических указаний ТЗР, товары, относящиеся к отпущенным в производство на нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на те счета бухгалтерского учета, на которых отражен расход соответствующих товаров. Пунктом 88 Методических указаний определен принципиально новый порядок списания ТЗР: они могут в конце отчетного периода сразу списываться на счета учета затрат на продажу (счет 44) или непосредственно на счета продаж или прочих расходов (счета 90, 91). Торговая организация должна определить способ списания ТЗР в учетной политике.

При определении способа списания следует учитывать, что если в течение года доля ТЗР превысила 10 % учетной цены, то применять способ полного списания ТЗР нельзя. В этом случае торговая организация должна распределить сумму ТЗР с начала года между товарами, числящимися на складе, отпущенными в производство, реализованными или списанными по иным причинам.

Пунктом 88 Методических указаний по учету МПЗ предусмотрено право организаций ежемесячно полностью списывать ТЗР на увеличение стоимости израсходованных (списанных) товаров, если их удельный вес не превышает 5 % учетной стоимости товаров. Это положение полностью повторяет условие полного списания без распределения ТЗР, если их доля не превышает 10 %.

Организациям также предоставлено право в отчетном периоде (месяце) списывать ТЗР, распределив их по проценту, сложившемуся на начало отчетного периода или по нормативному, закрепленному в плановых калькуляциях. В следующем отчетном периоде бухгалтер должен определить степень соответствия фактических ТЗР, подлежащих списанию, и списанных по установленным правилам. Если колебания являются существенными, то необходимо провести корректировку ТЗР, списываемых в следующем отчетном периоде. Очевидно, что данный порядок списания ТЗР предполагает применение процента или доли ТЗР в учетной стоимости товаров в периоде, следующем за периодом определения процента (доли). Такой подход представляется целесообразным для формирования отчетности о расходах на продажу в условиях, когда информация о ТЗР поступает в бухгалтерию с большим опозданием или затраты на ее определение требуют дополнительного времени (оценка расходов на содержание заготовительно-складского аппарата организации).

В соответствии с Методическими указаниями Минфина организации торговли могут округлять удельный вес транспортно-заготовительных расходов до единиц.

Все рассмотренные примеры применимы исключительно для целей бухгалтерского учета. Для налогового учета, согласно ст. 320 Налогового кодекса РФ, альтернативы не существует.

ПРИМЕР

По состоянию на 1 января в учете числится товара на сумму 42 000 руб. Сумма ТЗР, отраженная на субсчете «ТЗР» к счету 41, равна 2570 руб.

От поставщиков за месяц получено товара на сумму 38 000 руб. При этом ТЗР составили 2430 руб.

Учетной политикой предусмотрено, что ТЗР подлежат учету на отдельном субсчете «ТЗР» к счету 41, товар списывается со склада по средней себестоимости.

Себестоимость реализованных товаров составила за месяц 60 000 руб.

Произведем расчет ТЗР, относящихся к реализованным товарам и остатку товара на складе.

От документа до приемки

Начнем с момента приобретения товара, его приемки на склад розничного торгового предприятия. Документальное оформление поступления товаров в торговые организации производится в соответствии с Методическими рекомендациями по учету, оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. Письмом Роскомторга № 1-794/32-5 от 10.07.1996). При этом торговые организации для учета поступления товаров могут использовать унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России № 132 от 25.12.1998, либо разработать и утвердить собственные. Кроме того, торговым организациям также разрешено в соответствии с выбранной системой учетной документации применять для учета хозяйственных операций формы документов из Альбома форм первичной учетной документации в торговле и общественном питании, утвержденного Приказом Минторга РСФСР № 229 от 28.11.1988.

Поступление (или приход) товара в магазин (на склад) – одна из главных хозяйственных операций торгового предприятия, и производится она в несколько этапов примерно в таком порядке:

1) проверка необходимых товаросопроводительных документов;

2) прием товара у поставщика по количеству и/или по качеству;

3) заверение сопроводительных документов материально-ответственными лицами в случае соответствия перечня, количества и качества поступивших товаров документальным данным;

4) составление акта (можно использовать формы № ТОРГ-2 или № ТОРГ-3) в случае обнаружения количественных расхождений между фактическим наличием и документальными данными.

Товары в розничные торговые предприятия поступают:

• от поставщиков (промышленных и сельскохозяйственных российских и зарубежных предприятий, оптовых баз, индивидуальных производств);

• от населения (например, сельхозпродукты);

• в порядке внутреннего перемещения с оптового склада.

Порядок документального оформления и отражения в учете операции по приобретению товара зависит от способа поступления его в магазин.

Приобретение товаров у сторонних организаций – основной способ пополнения магазинами своих товарных запасов. Партия товара, поступающего от поставщика, должна сопровождаться соответствующим пакетом документов. Документ на передачу товара должен содержать следующую информацию: наименование поставщика и покупателя, их адреса, наименование поставляемого товара, единицы измерения товара, его количество, цена и стоимость товара. Приходный товарный документ должен быть подписан ответственными представителями поставщика и покупателя, а сами подписи должны быть заверены печатями. Если товар получает представитель покупателя по доверенности, печать покупателя в документе на приход товара может отсутствовать. Если прием товара осуществляет на складе поставщика доверенное лицо покупателя, то данные доверенности на получение товара заносятся в накладную, а сама доверенность прикладывается к экземпляру накладной поставщика и хранится вместе с ней. Доверенность действительна только при предъявлении документа, удостоверяющего личность представителя покупателя.

Движение товара от поставщика к покупателю сопровождается товаросопроводительными документами, которые соответствуют условиям поставки товаров и правилам перевозки грузов. В качестве товаросопроводительных документов могут выступать: товарная накладная, товарно-транспортная накладная, спецификация, железнодорожная накладная.

Одна и та же товарная накладная необходима как для оприходования (у покупателя), так и для списания с учета (у поставщика) товарноматериальных ценностей. Иными словами, одна накладная выступает и приходным, и расходным документом. Накладная выписывается материально ответственным лицом организации-поставщика при отгрузке товаров со склада. Как уже говорилось выше, накладная на приход товара подписывается представителями поставщика и покупателя и заверяется печатями. При этом подпись покупателя в накладной свидетельствует о том, что товар принят в количестве, ассортименте и по ценам, которые указаны в накладной. Бессмысленно предъявлять претензии по поводу каких-либо расхождений между фактически полученным товаром и данными накладной после того, как документ подписан покупателем. Поставщик примет претензию покупателя только в том случае, если количественные или качественные недостатки товара невозможно обнаружить при первоначальном осмотре. Например, при обнаружении недовложения в целостную упаковку нескольких единиц товара или недолива жидкости.

Товарно-транспортные и железнодорожные накладные также могут выступать в роли приходных документов, если доставка товара от поставщика к покупателю осуществляется автомобильным или железнодорожным транспортом. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. К ней могут быть приложены и другие документы, следующие с грузом. К железнодорожной накладной могут прилагаться упаковочные листы и спецификации; в этом случае накладная имеет соответствующую отметку. При транспортировке товара в железнодорожных контейнерах оформляется накладная на перевозку груза в универсальном контейнере. Кроме того, к продуктам питания, лекарственным препаратам и некоторым другим товарам прилагаются сертификаты соответствия требованиям качества, установленным законодательством.

Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли счет и счет-фактура приравнены к приходным товарным накладным. Бухгалтеру же не следует забывать, что изначально счет-фактура служит документом для предъявления к вычету сумм НДС, предоставленных продавцом товаров (работ, услуг)[11]. Счет вообще первичным документом не является, поскольку выставление счета само по себе не влечет изменения финансового состояния поставщика или покупателя в отличие от отгрузки товара или оплаты аванса. Этот документ служит лишь основанием для оплаты товара.

В случае неотфактурованной поставки (то есть поставки товаров, по которым нет никаких договоренностей и документов с контрагентом) наличие счета при товарах служит основанием для принятия таких ценностей к учету[12]. Однако для налогового учета этих документов будет явно недостаточно, такие ценности признаются принятыми на ответственное хранение и не отражаются в регистрах налогового учета. Поэтому желательно все-таки добиваться надлежащего оформления от поставщика.

Проверка соответствия количества, номенклатуры и качества товара у покупателя начинается с внешнего осмотра и подсчета поступившей на склад партии. Все выявленные расхождения должны быть занесены в товаросопроводительный документ и зафиксированы в акте.

При этом должны быть соблюдены требования, предъявляемые к внесению исправлений в первичные документы.

Если товар поступает в запечатанной упаковке, вскрывать упаковку для проверки комплектности в момент его поступления не требуется. Достаточно убедиться в отсутствии повреждений тары и соответствии количества товарных мест (в данном случае – упаковок), которое указано в накладной. После проверки соответствия фактического и указанного в накладной количества товара, а также отсутствия внешних повреждений материально ответственное лицо от покупателя заверяет накладную своей подписью и печатью предприятия.

При приемке товаров следует также обращать внимание на сроки годности товара (в случае, если они указаны на упаковке) и наличие документов, необходимых согласно законодательству для продажи данного товара (сертификатов, технической документации, инструкций и т. п.). Необходимо помнить, что при продаже товаров, подлежащих обязательной сертификации, без соответствующих сертификатов ответственность за это ляжет на продавца, даже если соответствующие документы должны были быть, но не были представлены поставщиком. А получить необходимые документы после того, как покупатель уже подписал накладную и принял товар, бывает очень сложно, особенно если договор с поставщиком разовый и долгосрочное сотрудничество не планируется.

Каждое исправление в товаросопроводительном документе должно быть заверено подписями материально-ответственных лиц поставщика и покупателя. Ответственными лицами в данном случае выступают представитель поставщика, производящий отгрузку, и представитель покупателя (или транспортной компании), осуществляющий приемку товара.

Синтетический и аналитический учет товаров в розничной торговле

Все поступившие товары в бухгалтерии приходуются на счет 41 «Товары». Счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении товарно-материальных ценностей, приобретенных в качестве товаров для перепродажи. Помимо товаров торговые организации на счете 41 учитывают тару (как покупную, так и собственного производства).

Тара, которая служит для хозяйственных (производственных) нужд самого предприятия, даже если она используется для хранения или перемещения товара, но только в пределах склада или магазина, учитывается либо на счете 01 «Основные средства», либо на счете 10 «Материалы».

К счету 41 действующий План счетов бухгалтерского учета[13] рекомендует открывать субсчета:

1) субсчет 1 «Товары на складах»;

2) субсчет 2 «Товары в розничной торговле»;

3) субсчет 3 «Тара под товаром и порожняя»;

4) субсчет 4 «Покупные изделия».

Этот перечень необязательный, он лишь рекомендуется действующим Планом счетов бухгалтерского учета. Если специфика деятельности торгового предприятия требует открытия других дополнительных субсчетов к счету 41, организация может сделать это самостоятельно.

При поступлении товара непосредственно в организацию розничной торговли его оприходование производится непосредственно на счет 41 субсчет 2 «Товары в розничной торговле». Поступление товаров и тары в розничное торговое предприятие отражается по дебету счета 41.2, а его выбытие – по кредиту счета 41.2. Товары и тара, поступившие на склад торговой организации, отражаются по дебету 41 счета в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» по стоимости их приобретения.

Однако некоторые предприятия розничной торговли ведут учет товара по продажным ценам, а не по покупным. В этом случае при поступлении товара одновременно с записью по дебету счета 41 и кредиту счета 60 делается запись по дебету счета 41 и кредиту счета 42 «Торговая наценка» на разницу между покупной стоимостью товара и его стоимостью по продажным ценам.

Дело в том, что розничные торговые организации могут использовать в качестве учетных цен не только покупные, но и продажные цены, то есть те цены, по которым отпускается товар и которые обязательно указываются на ценниках. Такая возможность для этих организаций установлена п. 13 ПБУ 5/01, но окончательный выбор учетной цены всегда остается правом конкретной компании.

В соответствии с п. 60 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности[14] при учете товаров по продажным ценам разница между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается в бухгалтерской отчетности в качестве величины, корректирующей стоимость товаров.

С целью доведения покупной цены товара до его продажной цены составляется реестр розничных цен, утверждаемый руководителем организации. Специальной унифицированной формы такого реестра не установлено, однако в 1995 г. Письмом Минэкономики России № 7-1026 была рекомендована форма реестра цен для розничной торговой сети, которую можно взять за основу. После доработки форму реестра необходимо закрепить в учетной политике торговой организации. Если торговая организация является плательщиком НДС, то целесообразно производить расчет цен по поставщикам, освобожденным и не освобожденным от уплаты НДС прямо в реестре. Например, так:


Наименование организации:

000 Счастье с иголочки

РЕЕСТР РОЗНИЧНЫХ ЦЕН

Дата составления: «29» сентября 2012 г.

Директор магазина: Трошкин А. Г. Трошкин


В общем случае фактическая себестоимость товаров, по которой они приняты к учету, не подлежит изменению. Однако если товары полностью или частично потеряли свои первоначальные качества, снизилась их рыночная цена или же они морально устарели, организация обязана на конец года создать резерв под снижение стоимости товаров.

Так или иначе, но наступает момент, когда товар не просто поступает в продажу, а переходит в собственность покупателя, то есть происходит реализация или продажа товара. При признании выручки от продажи в бухгалтерском учете предприятия стоимость товара списывается с кредита счета 41 в дебет счета 90 «Продажи». В случаях, когда выручка от продажи товара не может быть признана в бухгалтерском учете сразу, до момента ее признания товары списываются с кредита счета 41 в дебет счета 45 «Товары отгруженные».

В учетной политике предприятия должен быть закреплен способ учета товаров. Учет товаров может вестись несколькими способами:

1) по покупным ценам;

2) по фактической себестоимости;

3) по учетным ценам;

4) по продажным ценам.

Как правило, по покупным ценам товары учитываются предприятиями оптовой торговли. В рознице применяется учет товаров как по фактической себестоимости (непосредственно на счете 41), так и по продажным ценам (с использованием счета 42). Выбранный способ учета товаров фиксируют в учетной политике. На практике учет по продажным ценам применяется редко, а наиболее распространенным способом является учет по фактической себестоимости. Об этом подробно рассказано в главе «Продажа товаров».

В соответствии с Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. Письмом Роскомторга от 10.07.1996, № 1-794/32-5) организациям торговли необходимо вести аналитический учет в следующих разрезах:

1) «по хозяйствующим субъектам, являющимся юридическими лицами, и их обособленным подразделениям»;

2) «по каждому хозяйствующему субъекту – по материально ответственным лицам»;

3) «по каждому материально ответственному лицу – по ассортименту товаров»;

4) «а также в удобном для предприятия разрезе».

Построение удобного аналитического учета товаров необходимо для более гибкого управления товарными запасами, для предотвращения хищений и злоупотреблений и для верного определения розничного товарооборота.

Учет товаров по хозяйствующим субъектам необходим крупным предприятиям, имеющим сеть магазинов или складов. Учет товаров отдельно по каждому магазину необходим для определения рентабельности и скорости оборота товара в том или ином подразделении. В крупных магазинах целесообразно вести учет товаров по местам их хранения (размещения). В этом случае учет организуется отдельно по каждому отделу. Подобная аналитика абсолютно бесполезна для небольшого магазина, имеющего ограниченный ассортимент товара.

Аналитический учет в разрезе отдельных материально ответственных лиц скорее необходим для удовлетворения внутренней потребности руководства. Для ведения налогового учета и составления бухгалтерской отчетности данные аналитического учета товаров в разрезе каждого материально ответственного лица не нужны. Зато это крайне важно для обеспечения сохранности товаров. Ведь в основном с работниками торговых предприятий, занимающимися приемом, хранением и отпуском товаров, заключается договор об индивидуальной материальной ответственности, и такая организация аналитического учета позволяет в любой момент времени оценить объем этой ответственности в рублях. Чтобы владеть оперативной информацией о наличии и сохранности товаров, и ведется их аналитический учет в разрезе материально ответственных лиц.

Аналитика «для удобства» предполагает разделение в учете товаров на оптовом складе и в розничном обороте. Это нужно торговым предприятиям, осуществляющим несколько видов деятельности для ведения раздельного налогового учета, при совмещении различных налоговых режимов. Организациям, осуществляющим продажу товаров, облагаемых НДС по разным налоговым ставкам, тоже необходимо вести раздельный учет товаров. Организация такой аналитики в учете прямо влияет на правильное исчисление налоговой базы. Кроме того, использовать аналитический учет можно и с вполне конкретными управленческими целями. Например, аналитический учет товаров, которые участвовали в той или иной маркетинговой акции, позволит оперативно отслеживать ее эффективность и окупаемость. Выделение в учете группы товаров с наиболее низким спросом покажет эффективность предпринимаемых усилий по сбыту «залежавшихся» товаров и, возможно, ускорит принятие решения об отказе от их продажи вообще.

На практике торговые организации стремятся организовать аналитический учет товаров даже по ассортименту товара, чаще всего по каждому его наименованию. Может показаться, что в подробном аналитическом учете нет смысла, его организация усложняет учетный процесс, для записи хозяйственных операций используется больше субсчетов и это не имеет практического применения. Однако практика показывает, что более подробный и разноплановый аналитический учет поступления, хранения и выбытия товаров облегчает ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности, способствует оперативному управлению предприятия, позволяет избежать грубых ошибок в ведении налогового учета. Помимо всего прочего, подробная аналитика в учете товаров позволяет оперативно выявлять и устранять ошибки в бухгалтерском учете. Именно поэтому рекомендуем торговым предприятиям при разработке учетной политики учесть специфику своей деятельности и организовать подробный аналитический учет товаров, выбрав необходимые субсчета. Но перегружать рабочий план счетов заведомо ненужными субсчетами и субконто не стоит, ведь это приведет к дополнительным трудозатратам.

ПРИМЕР

Организация розничной торговли приобрела у поставщика партию товаров (1000 штук) для розничной торговли на сумму 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб. Вместе с товаром поставщиком были представлены следующие документы: накладная ТОРГ-12 и счет-фактура. Товары были оплачены поставщику в день их получения на склад покупателя.

В бухгалтерском учете розничного торгового предприятия были сделаны следующие записи:

Дебет 41 Кредит 60 – 100 000 руб. – оприходованы поступившие товары;

Дебет 19 Кредит 60–18 000 руб. – учтен НДС по приобретенным товарам;

Дебет 60 Кредит 51 – 118 000 руб. – произведена оплата поставщику за поступившие товары;

Дебет 68 Кредит 19–18 000 руб. – произведен налоговый вычет по НДС.

Расчеты по претензиям

Нередко случается, что при фактической приемке количество товара, пригодного для продажи, оказывается меньше, чем это указано в товаросопроводительных документах. Причиной тому могут быть ошибки или даже сознательные недовложения товара, а также порча при погрузке или перевозке. При несоответствии фактического количества полученных товаров данным товаросопроводительных документов составляется:

Конец ознакомительного фрагмента.