Вы здесь

Бухгалтерский учет в некоммерческих организациях. Глава 5. Аудит некоммерческих организаций (В. И. Радачинский, 2009)

Глава 5. Аудит некоммерческих организаций

5.1. Понятие и необходимость аудита некоммерческих организаций

В условия развития рыночных отношений огромное значение приобретает возможность приобретать достоверную информацию о ведении хозяйственной деятельности, финансовом состоянии различных субъектов экономико-социальной сферы. Удовлетворить данную потребность призваны аудиторские фирмы (индивидуальные аудиторы).

Некоммерческие организации, как и многие другие хозяйствующие субъекты системы народного хозяйства, могут подвергаться обязательному аудиту по инициативе вышестоящих органов (в том числе и государственных) и инициативному аудиту – по решению руководящих органов данной некоммерческой организации.

Проведение обязательных аудиторских проверок диктуется законодательством Российской Федерации, в частности в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ, от 07.08.2001 г., указывается, что организация источником образования средств которой являются предусмотренные законодательством РФ обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц (ст. 7 п. 2) подвергаются обязательным аудиторским проверкам.

Некоммерческие организации, зарегистрированные в виде общественных фондов, в том числе благотворительных, осуществляющие свою деятельность за счет добровольных отчислений юридических и физических лиц, подлежат ежегодной обязательной аудиторской проверке.

При получении общественными объединениями, занимающимися предпринимательской деятельностью, годовой выручки от реализации продукции (работ и услуг) превышающей в 500 тыс. раз установленный размер оплаты труда, аудитор (аудиторская организация) обязан подтвердить достоверность показателей их финансовой отчетности (ст. 4 постановления Правительства РФ № 1335).

Необходимость проведения аудита может возникнуть также по требованию органа, осуществляющего целевое финансирование деятельности некоммерческой организации.

5.2. Этапы проведения аудита некоммерческой организации

Порядок определения объема аудиторской проверки установлен Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Цель и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности» (Утвержден постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 696). (с изменениями от 4 июля 2003 г., 7 октября 2004 г., 16 апреля 2005 г., 25 августа 2006 г.).

Аудиторская организация вправе самостоятельно принимать решения о видах, количестве и глубине проведения аудиторских процедур, исходя из собранной информации о деятельности экономического субъекта. Порядок направленности проведения аудита может определяться исходя из интересов заказчика.

Аудиторская проверка отвечает определенному набору требований и разбивается на несколько этапов, которые могут осуществляться в разнообразной последовательности.

Этапы проведения:

1) планирование аудита (включает: предварительное знакомство в клиентом, особенностями его деятельности, оформление контракта или письма обязательства). Цель планирования заключается в организации эффективной и экономически оправданной проверки, на основе расчета уровня существенности предстоящей проверки, изучения и оценки системы бухгалтерского учета, оценки рисков, подготовки плана и программы аудита.

2) сбор аудиторских доказательств – выполнение аудиторских процедур. Совокупность комплексов работ экономического субъекта, которые необходимо проверить при проведении аудита.

Этап сбора аудиторских доказательств самый объемный и трудоемкий. Для качественного его проведения необходима полнота изучения и анализа всей имеющейся для этого необходимой документации. Полный спектр источников информации для проведения аудита в некоммерческих организациях любой формы можно представить в виде блока:

– учредительные и регистрационные документы (устав; закон, на основании которого создана и осуществляет свою деятельность, данная некоммерческая структура);

– внутрифирменная документация организационного характера;

– учетная и финансовая (бухгалтерская) документация (учетная политика, бюджетные документы, рабочий план счетов, сметы доходов и расходов, отчетность, финансовые договоры);

– материалы ранее проводимых проверок (аудиторских, ревизионных, налоговых);

– материалы, полученные из бесед и проведения опросов руководства некоммерческой организации, работников, третьих лиц и т. д.;

3) документирование. По ходу проведения проверки документируются все основные аспекты проводимой работы, сделанные выводы и другие вопросы, имеющие какое-либо значение для подготовки аудиторского заключения, а также для доказательства высокого качества ведения аудита. Рабочая документация оформляется согласно положению Федерального правила (стандарта) аудиторской деятельности «Документирование аудита». Документация должна быть достаточно полной и убедительной;

4) последний этап. На нем завершается оформление рабочей документации и начинается подготовка письменной информации руководству проверяемой организации, формируется мнение о достоверности проверенной учетной и иной документации и подготавливается аудиторское заключение. В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 07.09.2001 г. ст. 16 отмечено:

– аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ;

5.3. Аналитические процедуры при проведении аудита некоммерческой организации

Аудиторскую проверку некоммерческой организации было бы правильно начинать с анализа системы управления организацией.

Аудит системы управления организацией начинается с изучение структуры управления предприятием, изучение организационной структуры самой организации. Анализу подвергается учетная политика предприятия. Проводится опрос менеджеров и персонала, не связанных с ведением учета, о политике предприятия, его тактике и стратегии. Далее определяется степень ответственности и права руководителей, ознакомление со всеми юридическими документами предприятия. Система управления организацией должна обеспечивать рациональное соединение предметов средств труда, трудовых функции людей в единый рабочий процесс, изучать совместную деятельность работников с целью достижение наивысших результатов деятельности организации, поставленных целей, решать и предотвращать конфликтные ситуации.

Изучение и оценка системы бухгалтерского учета клиента

Аудитор или аудиторская организация в ходе аудиторской проверки обязаны достичь понимания системы бухгалтерского учета путем внимательного всестороннего изучения его организации и документооборота клиента, описать эту систему и проанализировать сильные и слабые стороны. При изучении системы бухгалтерского учета устанавливают ее соответствие действующим нормативным актам и адекватности масштабам деятельности некоммерческой организации.

Принципиально важными аспектами проверки являются:

1) учредительные документы. Устав кооператива должен содержать сведения о размере паевых взносов членов кооператива, о порядке распределения прибыли и убытков и т. п. сведения, содержащиеся в учредительных документах, обязаны строго соблюдаться и не противоречить фактическим;

2) сметы доходов и расходов организации. Полнота и правильность отражения денежных средств, полученных от всей деятельности некоммерческой организации, в том числе предпринимательской, финансирования из бюджета, гранты и другие перечисления различных организаций. Соблюдение и исполнение смет;

3) финансовая (бухгалтерская) отчетность – порядок формирования отчетности и проверка правильности составления баланса, а также формы № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств»;

4) соблюдение производственно-хозяйственных договоров и выполнение по ним своих обязательств. Своевременность и обязательность выполнения всех условий, предусмотренных договорами. Своевременность погашения задолженности перед партнерами и разного рода организациями. Выполнение обязательств перед государством;

5) особой проверке подвергается имущественная сторона. Проводятся ревизионные проверки (проверяется и сопоставляется учетная документация: акты списания, порчи, предшествующие акты ревизии и прочие учетные документы);

6) проведение налогового аудита. Проводиться с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты налогов и иных платежей в бюджеты различных уровней.

На предприятиях, которые применяют компьютерную обработку информации, производится проверка оценки учета среды компьютерной и информационной системы. Осуществляются специальные проверочные процедуры, позволяющие удостовериться, что все бухгалтерские операции должным образом автоматизируются и отражаются в учете своевременно и без ошибок.

5.4. Ошибки и погрешности при ведении учетной деятельности некоммерческой организации

Некоммерческие организации в отличие от коммерческих оперируют меньшим объемом финансовой документации и ведения предпринимательской деятельности и в большинстве случаев применяют упрощенную систему отчетности. Уровень сложности содержания финансовой (бухгалтерской) документации также определенным образом уступает уровню сложности данной документации предприятий коммерческого сектора экономики. Тем не менее спектр ошибок и всевозможных неточностей и недочетов, особенно в тех некоммерческих организациях, где учреждение извлекает доход из своей деятельности, широк и разнообразен.

Наиболее типичные и часто встречающиеся ошибки

1. Ошибки по оформлению и ведению учредительных документов. Не отражение в уставе всех видов деятельности, которые ведет некоммерческая организация. Данный аспект касается предпринимательской деятельности. Либо ведение деятельности, недопустимой законодательством РФ. Иногда в уставе не оговаривается порядок уплаты членских взносов, отсутствуют должностные инструкции работников организации.

2. Ошибки финансовой, учетной деятельности. Неправильно оформленные первичные документы (не заполнены все реквизиты, предусмотренные стандартами Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается:

– при проведении инвентаризаций;

– при составлении корреспонденции счетов.

3. Ошибки при составлении и представлении отчетной документации:

– при составлении и ведении баланса. Не проведен анализ финансового состояния и платежеспособности организации, анализ степени изношенности основных средств;

– при составлении бухгалтерской отчетности. Информация, содержащаяся в пояснительных записках, не существенна (в тех случаях, когда пояснительная записка необходима). Нарушены сроки представления бухгалтерской отчетности. Используемая в расчете информация противоречит данным бухгалтерского учета;

– злостным нарушением финансового (налогового) законодательства является представление отчетности по упрощенной форме бухгалтерской отчетности в тех случаях, когда некоммерческая организация извлекает доход от предпринимательской деятельности;

– непредставление налоговой, статистической и другой форм отчетности согласно действующего законодательства РФ в соответствующие органы Государственной налоговой службы, государственные органы статистики, юстиции (регистрационные органы данной некоммерческой организации) и другие государственные органы, а также заинтересованным физическим и юридическим лицам Перечень ошибок не ограничивается вышеперечисленными и, как правило, они зависят от определенных факторов.