Вы здесь

Бухгалтерский учет. 9. Документооборот. Классификация документов (Ю. Е. Короткова, 2015)

9. Документооборот. Классификация документов

Документирование операций – сбор, текущее наблюдение, измерение и запись операций в документах.

Для рационального ведения бухгалтерского учета на каждом предприятии должна быть установлена схема документирования хозяйственных операций на основе изучения объектов учета, хозяйственных и производственных процессов и системы управления.

Документооборот – движение документа от момента составления или получения от других предприятий до передачи в архив.

1. Для отражения хозяйственных операций применяется большое количество документов, в частности:

• распорядительные;

• оправдательные;

• бухгалтерского оформления;

• комбинированные;

• первичные;

• сводные;

• разовые и накопительные;

• внутренние и внешние.

2. С помощью распорядительных документов оформляют поручение совершить хозяйственную операцию.

К распорядительным документам относятся:

• доверенности;

• наряды;

• приказы на совершение хозяйственных операций.

Распорядительные документы не являются основаниями для учетных записей, поскольку не подтверждают факта их осуществления. Они имеют большое значение для предварительного контроля правильности, т. е. юридической и экономической обоснованности совершения операций.

Оправдательные документы – документы, подтверждающие факт совершения хозяйственной операции и служащие основаниями для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете.

3. К оправдательным документам относятся:

• приходные и расходные накладные;

• различные акты;

• кассовые чеки и др.

4. Документы бухгалтерского оформления составляются бухгалтером для подготовки информации в целях отражения ее в учетных регистрах, в частности это расчеты и справки, составляемые бухгалтерией и служащие основанием для дальнейших учетных записей.

К документам бухгалтерского оформления относятся:

• расчетная ведомость на заработную плату;

• расчет амортизационных отчислений;

• справки об ошибках, обнаруженных в учетных регистрах и подлежащих устранению посредством дополнительных записей, и т. п.

5. Комбинированные документы содержат признаки распорядительных и оправдательных документов. Целесообразность их применения заключается в сокращении общего количества документов.

К комбинированным документам относятся:

• товарно-транспортные накладные;

• требования на получение материалов со склада;

• расчетно-платежная ведомость на заработную плату, которая заменяет собой составляемые порознь расчетную и платежную ведомость, является сначала документом бухгалтерского оформления, потом, при передаче ее в кассу, играет роль распорядительного документа и, наконец, после выплаты денег становится оправдательным документом.

Такое комбинирование назначений сокращает общее количество документов, поэтому широко распространено.

6. Первичные документы составляются в момент совершения хозяйственной операции, являются письменным доказательством того, что хозяйственная операция совершена или получено разрешение на ее проведение. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.

Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

7. Сводные документы обобщают данные первичных документов. Это первая ступень обобщения сведений, содержащихся в нескольких первичных документах, которая предшествует их бухгалтерской обработке.

К сводным документам относятся:

• товарные отчеты материально ответственных лиц;

• кассовые отчеты кассира;

• отчеты подотчетных лиц об израсходовании ими денежного аванса.

8. Разовые документы оформляют одну хозяйственную операцию, накопительные – за определенный период времени.

Внутренние документы составляют и используют на конкретном хозяйствующем субъекте, внешние – поступают на предприятие от организаций и лиц.

Значение документирования заключается в том, что документы являются исходным пунктом бухгалтерского учета.