9. Документооборот. Классификация документов
Документирование операций – сбор, текущее наблюдение, измерение и запись операций в документах.
Для рационального ведения бухгалтерского учета на каждом предприятии должна быть установлена схема документирования хозяйственных операций на основе изучения объектов учета, хозяйственных и производственных процессов и системы управления.
Документооборот – движение документа от момента составления или получения от других предприятий до передачи в архив.
1. Для отражения хозяйственных операций применяется большое количество документов, в частности:
• распорядительные;
• оправдательные;
• бухгалтерского оформления;
• комбинированные;
• первичные;
• сводные;
• разовые и накопительные;
• внутренние и внешние.
2. С помощью распорядительных документов оформляют поручение совершить хозяйственную операцию.
К распорядительным документам относятся:
• доверенности;
• наряды;
• приказы на совершение хозяйственных операций.
Распорядительные документы не являются основаниями для учетных записей, поскольку не подтверждают факта их осуществления. Они имеют большое значение для предварительного контроля правильности, т. е. юридической и экономической обоснованности совершения операций.
Оправдательные документы – документы, подтверждающие факт совершения хозяйственной операции и служащие основаниями для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
3. К оправдательным документам относятся:
• приходные и расходные накладные;
• различные акты;
• кассовые чеки и др.
4. Документы бухгалтерского оформления составляются бухгалтером для подготовки информации в целях отражения ее в учетных регистрах, в частности это расчеты и справки, составляемые бухгалтерией и служащие основанием для дальнейших учетных записей.
К документам бухгалтерского оформления относятся:
• расчетная ведомость на заработную плату;
• расчет амортизационных отчислений;
• справки об ошибках, обнаруженных в учетных регистрах и подлежащих устранению посредством дополнительных записей, и т. п.
5. Комбинированные документы содержат признаки распорядительных и оправдательных документов. Целесообразность их применения заключается в сокращении общего количества документов.
К комбинированным документам относятся:
• товарно-транспортные накладные;
• требования на получение материалов со склада;
• расчетно-платежная ведомость на заработную плату, которая заменяет собой составляемые порознь расчетную и платежную ведомость, является сначала документом бухгалтерского оформления, потом, при передаче ее в кассу, играет роль распорядительного документа и, наконец, после выплаты денег становится оправдательным документом.
Такое комбинирование назначений сокращает общее количество документов, поэтому широко распространено.
6. Первичные документы составляются в момент совершения хозяйственной операции, являются письменным доказательством того, что хозяйственная операция совершена или получено разрешение на ее проведение. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
7. Сводные документы обобщают данные первичных документов. Это первая ступень обобщения сведений, содержащихся в нескольких первичных документах, которая предшествует их бухгалтерской обработке.
К сводным документам относятся:
• товарные отчеты материально ответственных лиц;
• кассовые отчеты кассира;
• отчеты подотчетных лиц об израсходовании ими денежного аванса.
8. Разовые документы оформляют одну хозяйственную операцию, накопительные – за определенный период времени.
Внутренние документы составляют и используют на конкретном хозяйствующем субъекте, внешние – поступают на предприятие от организаций и лиц.
Значение документирования заключается в том, что документы являются исходным пунктом бухгалтерского учета.