7. Пользователи бухгалтерской информации
Пользователи бухгалтерской информации делятся на три группы: администрация организации, сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом, сторонние пользователи информации с непрямым финансовым интересом.
Администрация организации – совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений. Представители администрации являются важнейшими пользователями бухгалтерской информации. Ее состав для каждого представителя определяется в зависимости от выполняемых им функций и уровня должности, занимаемой представителем. Собственников, совладельцев и первых руководителей организации, например, больше всего интересуют прибыльность и ликвидность организации. Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и т. п.
Основные критерии при определении состава информации для каждого работника администрации:
1) соответствие состава информации функциям работника;
2) стоимость информации;
3) необходимость соблюдения коммерческой тайны.
Организация как субъект рынка вынуждена постоянно принимать решения, касающиеся ее деятельности в условиях конкуренции. Принятие решений невозможно без соответствующей информации, прошедшей этапы сбора, обработки и интерпретации. Система бухгалтерского учета направлена на полноту, экономичность, непрерывность и преемственность в учете тех сторон хозяйственной деятельности, которые характеризуют организацию как субъект предпринимательской деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Сбор информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях предприятия составляет основу учета и позволяет при соблюдении вышеперечисленных принципов учета как системы формировать полную и достоверную информацию для обеспечения ею внутренних и внешних пользователей.
Внутренние пользователи – учредители, руководство организации, отдельные структурные подразделения, специалисты.
Внешние пользователи – налоговые органы, территориальные органы государственной статистики, инвесторы, заимодавцы, поставщики, покупатели, общественность; для государственных и муниципальных предприятий – органы, уполномоченные управлять государственным имуществом.
Полнота учета – сбор информации, обеспечивающий процесс управления организацией без искажения информации, излишнего дублирования, ненужных показателей.
Экономичность учета – обоснованное количество материальных, технических и трудовых ресурсов, обеспечивающих процесс сбора, обработки и представления информации для внешних и внутренних пользователей.