Вы здесь

Бухгалтерский управленческий учет. Шпаргалка. 6. Цели и задачи управленческого учета (Ю. В. Крылова, 2009)

6. Цели и задачи управленческого учета

Важнейшими задачами современной практики управления являются выработка и исполнение решений, направленных на достижение финансово-экономической устойчивости и эффективности функционирования организации.

Успешная реализация задач управления организацией в системе рыночных отношений требует от руководителей, менеджеров и организаторов производства не только высокой компетентности и опыта в конкретных сферах производственной деятельности, но и умения экономически правильно, адекватно оценить и в реальном режиме времени реагировать как на динамические внешние условия развития экономических процессов, так и на смену режима функционирования организации, связанную с изменениями номенклатуры и объема производства продукции, структурными перестройками и т. д.

Управленческий учет использует данные производственного учета, но в зависимости от целей управления они группируются по разным основаниям, что придает им более широкое смысловое содержание. Это производится с целью прогнозирования будущих издержек и обеспечения этой информацией менеджеров всех уровней управления организацией для принятия правильных решений по обеспечению будущих результатов ее деятельности.

Очень важной и принципиально отличной от финансового учета задачей управленческого учета является организация учета по центрам затрат и центрам ответственности. Это проводится с целью контроля за затратами по местам их возникновения, для оценки усилий, приложенных к получению прибыли как основного условия деятельности организации. При этом, поскольку производственное предприятие – это динамично функционирующая система, т. е. со временем приоритеты по направлениям деятельности могут изменяться, то и организация учета по центрам ответственности должна быть ориентирована на отражение этого фактора развития и управления предприятием.

Управленческий учет представляет собой информационно-вычислительную систему, объединяющую совокупность форм и методов планирования, учета, анализа, направленную на формирование альтернативных вариантов функционирования организации и предназначенную для информационного обеспечения процесса принятия решений по ее управлению.

Каждое в отдельности управленческое решение является уникальным, но процесс их формирования и реализации подчиняется внутренней логике, которая носит определение «цикл принятия решений». Его основными этапами являются:

1) определение целей и задач;

2) поиск альтернативных вариантов действий;

3) выбор оптимального варианта действий из альтернативных;

4) осуществление (реализация) оптимального варианта;

5) сравнение полученных результатов и плановых показателей;

6) комплексная оценка эффективности принимаемых решений.