10. Прогрессивный управленческий учет
Происхождение управленческого учета и его развитие были вызваны расцветом обрабатывающей промышленности. Позаказная и попроцессная калькуляции себестоимости продукции систем «стандарт-кост» и «директ-костинг», АВС, исчисление плановых издержек – все эти методы повсеместно использовались в сфере производства. Однако в последние 30 лет стало заметно, что наиболее передовые отрасли экономики стали перемещаться в постиндустриальную фазу. Эго касается отраслей, производящих такие услуги, как розничная торговля, туризм и организация досуга.
В то же время наблюдалось существенное повышение размеров общественного сектора в экономике с местными и центральными правительственными органами вместе с учреждениями по повышению качества жизни. Совсем недавно наблюдалось быстрое развитие сферы финансовых услуг. Как следствие этих тенденций в экономике занятость в сфере обрабатывающей промышленности снизилась до 50 %, и неслучайно методы управленческого учета получили широкое распространение в сфере услуг, в универмагах, коммерческих банках, гостиницах и т. п.
Примером внедрения управленческой системы в сфере гостиничного бизнеса явилась «Единая система счетов для гостиниц». Она является стандартом управленческого учета и отчетности для гостиниц и содержит правила распределения общехозяйственных затрат по отделам, которые рассматриваются как отдельные виды деятельности, а также правила распределения доходов и формирования финансовых результатов по отделам. Эта система позволяет принимать управленческие решения на базе детальной информации, представляемой о деятельности гостиницы в целом и по каждому отделу (центру ответственности). Управленческая отчетность составляется не только по всей гостинице, но и по каждому ее подразделению.
Под влиянием особенностей конкретного рынка будут формироваться и управленческая информация, и отчетность. Предполагается, что владелец гостиницы понимает, какие изменения потребуются для улучшения конкурентоспособности на рынке, а это возможно только в случае получения точной и своевременной информации по всем аспектам гостиничного бизнеса и ее сторонам интерпретации. Например, сезонность всегда была основной проблемой владельцев гостиниц в Великобритании. Однако эффекты сезонности в отрасли могут быть в большей или меньшей степени снижены в результате особого типа ценообразования.
Применение пакетов услуг по предоставлению номеров и питания является формой дисконтирования, равно как и непосредственные скидки за номера. В зависимости от рынка могут быть использованы различные формы дисконтирования.