Глава 2
Бухгалтерский баланс
Цель – определить значение, изучить принципы подготовки, нормативные требования к представлению информации в основной форме бухгалтерской (финансовой) отчетности – бухгалтерском балансе организации, познакомиться с видами и формами баланса в зависимости от целей представления информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В результате изучения главы 2 будут получены знания:
• о значении и функциях бухгалтерского баланса в современной экономике;
• о видах и формах бухгалтерских балансов;
• о взаимосвязи показателей баланса с другими формами отчетности;
• о возможных способах оценки активов, применяемых как в отечественной, так и в международной практике;
• о технике составления бухгалтерского баланса и порядке формирования данных по отдельным его статьям.
2.1. Значение и функции бухгалтерского баланса
Термин «баланс» происходит от латинских слов bi – дважды и lanx – чаша весов, что буквально означает двучашие и употребляется как символ равенства. Этот термин принят в экономической литературе, как правило, для обозначения системы интервальных показателей, характеризующих источники образования каких-либо ресурсов и направления их использования за определенный период времени, например, баланс производства и распределения валового внутреннего продукта, материальные балансы (угля, хлеба и т. д.), баланс денежных доходов и расходов государства. Балансовый метод как способ представления данных в виде двусторонних таблиц с равными итогами широко используется в планировании, учете и экономическом анализе.
В бухгалтерском учете слово «баланс» имеет два значения:
1) равенство итогов, когда равны итоги записей по аналитическим счетам и по соответствующему синтетическому счету, итоги актива и пассива бухгалтерского баланса и т. д.;
2) наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату.
Равные итоги по активу и пассиву баланса горизонтальной формы располагаются на одном уровне, занимая строго горизонтальное положение, подобно коромыслу весов, находящихся в положении равновесия.
По определению Я. В. Соколова, баланс есть модель, с помощью которой в интересах пользователей представляется на определенный момент времени финансовое положение организаци[4].
В современных экономических условиях рыночной экономики значение баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой является совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль прочих форм бухгалтерской отчетности состоит в расшифровке данных, которые содержатся в балансе. В основу построения современных балансов положена классификация хозяйственных средств и источников их формирования. Вместе с тем возможен и функциональный подход к созданию формата баланса.
В экономике любого государства бухгалтерский баланс выполняет важные функции, в том числе:
• баланс организации знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, имущественным состоянием организации;
• по балансу определяют ликвидность и показатели платежеспособности организации;
• по балансу определяют конечный финансовый результат деятельности организации в виде прироста собственного капитала за отчетный период;
• на показателях баланса строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль за движением денежных средств;
• данные баланса широко используются налоговыми органами, кредитными учреждениями и органами государственного управления для анализа деятельности организации и контроля за ней.
Многие организации имеют сложную структуру, а их подразделения ведут самостоятельный бухгалтерский учет и составляют самостоятельные балансы. Располагая балансами и отчетностью дочерних и зависимых организаций, руководители акционерного общества могут координировать деятельность всей группы взаимосвязанных организаций.
Каждый пользователь бухгалтерской (финансовой) отчетности с помощью модели баланса стремится решать свои задачи.
Кредиторов волнует платежеспособность организации, поэтому они склонны рассматривать баланс как категорию бухгалтерского учета, позволяющую на определенный момент времени представить в денежном измерении имущественное положение организации.
Покупателей и продавцов волнует вопрос, что выгоднее: продать предприятие в целом или же, ликвидировав его, распродать его имущество.
В этом случае составляется актуарный баланс, в котором имущество оценивается по цене возможной реализации и который представляет собой одну из разновидностей статического баланса.
Администрацию и собственников волнует движение капитала, который должен приносить прибыль, поэтому они рассматривают баланс как категорию бухгалтерского учета, позволяющую представить финансовый результат хозяйственной организации за отчетный период.
Для налоговых органов составляются налоговые декларации, которые могут быть увязаны с балансом, например по налогу на имущество организации.
В практике российского учета преобладает статическая трактовка баланса. В балансе показывается состояние хозяйственных средств организации в денежной оценке на определенную дату. Эти средства классифицируются по составу, источникам формирования, размещению, юридической принадлежности и т. д. Следовательно, в основу построения бухгалтерского баланса положена классификация хозяйственных средств организации.
2.2. Принципы и схемы построения бухгалтерского баланса
Модель бухгалтерского баланса предусматривает два разреза: вертикальный и горизонтальный.
Вертикальный разрез предполагает деление баланса на две части: актив и пассив. В зависимости от интересов пользователей актив можно истолковывать как средства, а пассив – как источники (статический баланс) либо как разные стадии кругооборота капитала (динамический баланс).
Горизонтальный разрез зависит от взаимосвязи между учетными объектами, представленными в балансе. Во всех случаях каждой статье баланса соответствует определенное сальдо счета или группы счетов. Дебетовое сальдо, как правило, показывается в активе, кредитовое – в пассиве. Если сальдо отрицательное, то оно может быть показано в круглых скобках как в активе, так и в пассиве в зависимости от принятого порядка заполнения бланка баланса.
В России в настоящее время принята преимущественно юридическая трактовка статического баланса. Согласно данному подходу объектом баланса выступает имущество организации, принадлежащее ей на праве собственности. Структура пассива при этом производна от структуры актива, так как она отражает только задолженность, которая есть у организации. В экономическом смысле главная задача составления статического баланса сводится к оптимизации структуры актива и пассива баланса. Изменение структуры актива, как правило, может повлиять на эффективность хозяйственной деятельности. Так, рост запасов может указывать на замедление оборачиваемости и, следовательно, приводит к снижению рентабельности. Если рассматривать актив как основное содержание статического баланса, то его статьи должны располагаться в порядке их ликвидности. Статьи пассива должны быть сгруппированы по мере их возможного изъятия. При этом в активе и пассиве показываются одни и те же средства, но в разной группировке: в одном случае – по составу, а в другом – по их источникам.
Иную схему построения имеет динамический баланс, когда его объектом выступает кругооборот капитала во всех своих основных фазах. Актив баланса трактуется не как набор средств, а как расходы организации, переходящие в затраты, пассив – как доходы, которые должны стать ценностями. Данная трактовка отражает кругооборот капитала.
В современных условиях в едином балансе осуществлен синтез элементов статического и динамического балансов. При этом если требуется повысить точность в оценке имущественного комплекса, то большее внимание уделяется элементам статического баланса, и наоборот, если желательно более точно определить финансовый результат, то в большей степени используют элементы динамического баланса.
В МСФО активы определены как ресурсы, контролируемые организацией, использование которых, возможно, вызовет в будущем приток экономических выгод. Будущие экономические выгоды – это потенциал, «вкладываемый» прямо или косвенно в приток денежных средств или их эквивалентов. Статьи актива в соответствии с законодательством и традициями отдельных стран группируются по определенной системе по степени ликвидности. В отечественной практике актив строится в соответствии с требованиями ПБУ 4/99 в порядке возрастающей ликвидности с подразделением активов в зависимости от срока обращения на краткосрочные и долгосрочные.
В некоторых странах (США, Англия и др.) актив баланса строится в порядке убывающей ликвидности. На первом месте в балансе стоят статьи денежных средств, товаров, запасов и др. Такое построение актива баланса было характерно и для России до конца 1920-х гг.
Пассив баланса показывает, во-первых, какая величина собственного и привлеченного капитала вложена в хозяйственную деятельность организации, и, во-вторых, кто и в какой форме участвовал в создании имущественной массы организации. В современной экономике пассив в большей степени определяется как обязательства за полученные ценности или требования на полученные организацией ресурсы.
Обязательства прежде всего группируются по субъектам: одни из них являются обязательствами перед собственниками организации, другие – перед третьими лицами, что позволяет группировать их по срочности погашения. Обязательства перед собственниками составляют практически постоянную часть баланса, не подлежащую погашению в процессе деятельности организации. Обязательства перед третьими лицами имеют ту или иную срочность.
В международной практике особо выделяется понятие «собственный капитал», которое трактуется еще как чистое имущество, представляющее собой остаток всего имущества организации за вычетом внешних обязательств. Собственный капитал – это остаток всего капитала (итог пассива) минус заемный капитал (внешние обязательства). Так как актив равен пассиву, «чистое имущество» и «собственный капитал» – тождественные понятия.
Показатель «чистые активы» новый для российских организаций. Его появление связано с введением в действие Гражданского кодекса Российской Федерации и фиксацией в нем требования сравнения показателя чистых активов с зарегистрированной величиной уставного капитала организации. В связи с этим показатель «чистые активы» является, по существу, индикаторным для оценки финансового состояния.
Другой составляющей пассива являются внешние обязательства (долги), которые подразделяются на долгосрочные и краткосрочные обязательства. В практике этот вид обязательств еще принято называть заемным капиталом.
Статьи пассива баланса группируются по степени срочности возврата обязательств. В российской практике статьи пассива располагаются по возрастающей срочности возврата.
2.3. Виды и формы бухгалтерских балансов
Существует множество видов бухгалтерских балансов в зависимости от цели их составления. Для более четкого представления видов балансов можно выделить восемь принципов классификации бухгалтерских балансов:
• по источникам составления;
• по срокам составления;
• по объему информации;
• по характеру деятельности;
• по форме собственности;
• по формату;
• по реформированию;
• по времени;
• по полноте.
По источникам составления бухгалтерские балансы могут быть инвентарными, книжными и актуарными.
Инвентарные балансы составляются только по данным инвентаризации. Ее итог фиксирует величину актива. Бухгалтер, вычитая кредиторскую задолженность, определяет величину средств, вложенных собственником.
Книжные балансы составляются по данным счетов Главной книги без предварительной их проверки путем инвентаризации.
Актуарные балансы составляются по данным, собранным по статистике страховых, торговых и подобных им предприятий.
На практике чаще всего составляется книжный (счетный) баланс, но его данные корректируются по данным инвентаризационных описей.
По срокам составления бухгалтерские балансы могут быть начальными (вступительными), текущими (периодическими), санируемыми, ликвидационными, разделительными, объединительными.
Начальный (вступительный) баланс составляют на момент возникновения организации. Он определяет сумму ценностей, с которой организация начинает свою деятельность, и составляется после регистрации устава организации и внесения в уставный капитал активов.
Текущие (периодические) балансы составляются в течение всего времени существования организации. Они подразделяются на вступительные, промежуточные и заключительные.
Вступительные балансы формируются на 1 января отчетного года, а заключительные – на 31 декабря отчетного года.
Промежуточные балансы отличаются от заключительных, во-первых, тем, что к последним прилагается большее число отчетных форм, раскрывающих те или иные статьи баланса, а во-вторых, промежуточные балансы составляются в большей мере на основе данных текущего учета, не подтвержденных инвентаризацией.
Санируемые балансы составляются в тех случаях, когда организации приближаются к банкротству. В этих условиях организация стоит перед выбором: самоликвидироваться путем объявления о банкротстве или договориться с кредиторами об отсрочке платежей. Кредиторам необходимо знать, как велик понесенный убыток, поэтому санируемый баланс составляется с помощью аудитора еще до окончания отчетного периода в целях показать реальное положение дел.
Ликвидационные балансы формируют при ликвидации организации. Эти балансы составляют в течение всего периода ликвидации, они также носят название вступительных ликвидационных балансов (на начало периода ликвидации), промежуточных ликвидационных балансов (в течение указанного периода) и заключительных ликвидационных балансов (на конец периода ликвидации).
Разделительные балансы составляются при реорганизации организации в формах разделения и выделения.
Объединительный баланс формируют на основании передаточного акта при реорганизации в формах слияния нескольких организаций в одну или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данной организации.
По объему информации балансы подразделяются на индивидуальные, сводные и консолидированные.
Индивидуальный баланс отражает деятельность только одной организации.
Сводный баланс агрегирует данные включаемых в него индивидуальных балансов. В таком балансе отражается общее состояние средств группы организаций в целом.
Консолидированный баланс – это баланс корпоративной группы, условно представленной как единое предприятие.
По характеру деятельности балансы могут быть основной и неосновной деятельности.
Основной называется деятельность, соответствующая профилю организации, ее уставу. Все прочие виды деятельности организации неосновные, например подсобные сельскохозяйственные, жилищно-коммунальные.
Подразделения организации, занимающиеся неосновной деятельностью, могут иметь отдельные балансы.
По форме собственности различают балансы государственных, муниципальных, кооперативных, коллективных, частных, смешанных и совместных организаций, а также общественных организаций.
По формату баланс может быть представлен так:
• двусторонний – актив слева, пассив справа, иногда наоборот;
• односторонний – актив сверху, пассив под активом (возможен обратный порядок);
• разделенный – по центру приводятся названия статей, а слева и справа от них указываются числовые значения актива и пассива;
• шахматный – матрица, по строкам которой перечисляются статьи актива, а по столбцам – статьи пассива (возможен обратный порядок).
По реформированию различают балансы реформированные и нереформированные.
Баланс считается реформированным, когда прибыль, полученная за данный отчетный период, уже распределена и в балансе отдельной строкой не показывается.
Нереформированным считается баланс, когда прибыль, полученная в отчетном периоде, еще не распределена и показывается в балансе отдельной строкой.
По времени составления различают провизорный, перспективный и директивный балансы.
Провизорный баланс – это баланс, составленный в конце месяца до наступления отчетной даты. Такой баланс служит целям управления.
Перспективный баланс составляется на будущие периоды статистическими методами. Если такой баланс не соответствует потенциальным возможностям организации, то на основе его анализа составляется директивный баланс.
Директивный баланс строят исходя из оптимальной структуры использования ресурсов организации.
По полноте различают баланс-брутто и баланс-нетто.
Баланс-брутто – это баланс, включающий в себя регулирующие статьи.
Баланс-нетто – это баланс, из которого исключены регулирующие статьи.
Исключение из баланса регулирующих статей называется его очисткой.
Таким образом, существует множество видов балансов, которые различаются по ряду признаков.
2.4. Взаимосвязь бухгалтерского баланса с другими формами отчетности
Показатели форм бухгалтерской (финансовой) отчетности взаимодействуют между собой. Рассмотрим взаимосвязь формы № 1 «Бухгалтерский баланс» с формой № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Экономические ресурсы формируются за счет разности между доходами и расходами организации за отчетный период. Если доходы превышают расходы, то объем ресурсов (актив или пассив) растет. Если расходы превышают доходы, то объем ресурсов и источников их формирования уменьшается. В первом случае организация получает прибыль, во втором – убыток.
Связь между отчетом о прибылях и убытках и бухгалтерским балансом раскрывается постулатом Пизани.
Согласно этому постулату разность между величиной собственного капитала на конец и начало отчетного периода, отраженная в пассиве бухгалтерского баланса, образует прибыль, которая должна быть равна разности между доходами и расходами отчета о прибылях и убытках. Бухгалтерский баланс показывает статику, а отчет о прибылях и убытках – динамику хозяйственной деятельности организации.
А0 – О0 = К0,
где А0 – актив на начало периода;
О0 – обязательства на начало периода;
К0 – собственный капитал.
А1 – П1 = К1,
где А1, П1, К1 – те же величины, но на конец отчетного периода.
К1 – К0 = (±) L,
где L – финансовый результат.
Д – Р = (±) L,
где Д – доходы;
Р – расходы. Их разность образует финансовый результат.
В научном мире идет дискуссия о том, что важнее: бухгалтерский баланс или отчет о прибылях и убытках. Так, знаменитый американский экономист Ирвинг Фишер считал, что ресурсы организации – это следствие потока капитала, поэтому отчет о прибылях и убытках – причина, а бухгалтерский баланс – следствие, поскольку он лишь отражает наличие ресурсов.
Американский бухгалтер Д. Р. Скотт, напротив, исходил из того, что обороты, а значит, и прибыль – это только результат эффективности использования ресурсов, следовательно, бухгалтерский баланс – это причина, а отчет о прибылях и убытках – следствие.
В действительности величины активов, привлеченного капитала, доходов и расходов не могут быть исчислены точно, поэтому постулат Пизани не позволяет реально выявлять финансовый результат деятельности организации.
Современная бухгалтерская отчетность представлена в отечественной и зарубежной практике двумя основными формами отчетности. Исторически первой отчетной формой был бухгалтерский баланс. Тем не менее он представляет собой логическое следствие отчета о прибылях и убытках.
Вместе с тем для коммерческих организаций в нашей стране главную роль играет бухгалтерский баланс. На макроуровне решающее значение имеет национальное счетоводство, полностью ориентированное на отчет о прибылях и убытках.
Приложение к бухгалтерскому балансу дает расшифровки отдельных показателей баланса.
Форма № 3 «Отчет об изменениях капитала» расшифровывает изменения, произошедшие с составляющими собственного капитала как за отчетный период, так и за период, предшествующий ему. Взаимная увязка должна происходить по входящим (на 1 января) и исходящим (на 31 декабря) показателям бухгалтерского баланса по строкам 410 «Уставный капитал», 420 «Добавочный капитал», 430 «Резервный капитал» и 470 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» с соответствующими остатками составляющих собственного капитала, отраженными в разделе I формы № 3 на пять отчетных дат.
В форме № 3 приводится расшифровка причин увеличения и уменьшения всех составляющих капитала. Раздел II формы № 3 увязан с показателями бухгалтерского баланса по строкам 431 «Резервы, образованные в соответствии с законодательством» и 432 «Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами» и с соответствующими показателями раздела II формы № 3. Кроме того, увязка проводится со строкой 650 «Резервы предстоящих расходов» бухгалтерского баланса и расшифровкой аналогичного резерва в форме № 3.
Увязка показателей бухгалтерского баланса с формой № 4 проводится по показателям строки 260 «Денежные средства», графа 3, с показателем строки 100 «Остаток денежных средств на начало отчетного года», за исключением сальдо счета 57 «Переводы в пути», отраженного в бухгалтерском балансе. Остаток денежных средств на конец отчетного периода по показателю строки 260 «Денежные средства», графа 4, должен соответствовать показателю строки 430 «Остаток денежных средств на конец отчетного года» формы № 4.
Расшифровка ряда показателей баланса приводится в форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», например таких показателей, как «Нематериальные активы», «Основные средства», «Финансовые вложения», «Дебиторская и кредиторская задолженность».
2.5. Методы оценки отдельных статей баланса и требования к представлению информации об активах и обязательствах в бухгалтерской отчетности организации
Оценка – это способ перевода учетных объектов из натурального измерителя в денежный. При оценке статей бухгалтерского баланса организации должны обеспечить соблюдение требований и допущений, предусмотренных Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденным приказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н.
Оценка объектов учета согласно этим нормативным документам зависит от видов объектов и целей оценки. При этом существуют особенности оценки: при постановке объектов на бухгалтерский учет, отражении учетных объектов в бухгалтерской (финансовой) отчетности, налоговых расчетах, составлении статистической отчетности и др.
При отражении имущества в бухгалтерском балансе оно может оцениваться:
• по первоначальной стоимости объекта, в том числе по фактической себестоимости;
• по рыночной стоимости;
• по стоимости, обусловленной соглашением сторон;
• по остаточной стоимости, которая определяется расчетным путем, когда из учетной (первоначальной) стоимости имущества вычитаются суммы начисленной амортизации (износа);
• по восстановительной стоимости. В этой оценке имущество отражается после его переоценки;
• по цене возможной реализации. Эта оценка применяется в случае превышения учетной стоимости имущества над ценой его возможной реализации.
Обязательства в бухгалтерском балансе в соответствии с установленными правилами могут:
• оцениваться из сумм, вытекающих из договора, установленных по соглашению сторон;
• уменьшаться или увеличиваться на сумму процентов (доходов), предусмотренных к получению на соответствующие отчетные даты до момента завершения сделки;
• корректироваться на сумму резерва по сомнительным долгам в случае, если резерв образуется по дебиторской задолженности.
Данные бухгалтерского баланса на начало отчетного периода должны быть сопоставимы с данными бухгалтерского баланса за период, предшествовавший отчетному. В графе «На начало отчетного года» показываются данные на начало года, которые должны соответствовать данным графы «На конец отчетного периода» предыдущего года с учетом проведенной на начало отчетного года переоценки внеоборотных активов, а также изменений в учетной политике организации.
Рассмотрим особенности оценки отдельных видов имущества и обязательств в соответствии с требованиями Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и МСФО.
Нематериальные активы (НМА) показываются в балансе по остаточной стоимости, которая формируется как разность между фактической (первоначальной) стоимостью НМА и суммой начисленной амортизации, а также убытков от обесценения. Фактическая (первоначальная) стоимость НМА зависит от их вида и способа поступления в организацию.
Фактической (первоначальной) стоимостью НМА признается сумма, исчисленная в денежном выражении, равная величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности, уплаченная или начисленная организацией при приобретении, создании активов и обеспечении условий для использования актива в запланированных целях.
Деловая репутация определяется расчетным путем как разница между покупной ценой, уплачиваемой продавцу при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части), и суммой всех активов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его покупки (приобретения).
Согласно МСФО 38 «Нематериальные активы» при первоначальном признании требуется оценка НМА по первоначальной стоимости (себестоимости). Себестоимость НМА определяется по тем же принципам, что и при учете других активов. Оценка после первоначального признания допускает основной и альтернативный подходы. Основной подход предполагает оценку по первоначальной стоимости минус последующая накопленная амортизация и любые последующие убытки.
Допустимый альтернативный подход предполагает оценку по переоцененной сумме, которая представляет собой справедливую стоимость НМА на дату переоценки минус любая последующая накопленная амортизация и любые последующие убытки от обесценения.
В бухгалтерской отчетности НМА должны отражаться в порядке, установленном согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/07), утвержденному приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н.
Основные средства, как действующие, так и находящиеся на реконструкции, модернизации, консервации или в запасе, отражаются в балансе по остаточной стоимости, за исключением объектов основных средств, по которым амортизация не начисляется. Изменение первоначальной стоимости основных средств согласно действующим нормативным документам допускается в случаях достройки, реконструкции и частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. Обратите внимание, что оприходование материальных ценностей, полученных от ликвидации основных средств, предусмотрено по рыночной стоимости на дату списания основных средств. Соответствующая сумма зачисляется на прочие доходы коммерческой организации.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденному приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н, установлен порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств, которые внесены в качестве вклада в уставный капитал, переданы организации безвозмездно или получены по договору, предусматривающему исполнение обязательств неденежными средствами. По перечисленным сделкам в состав дополнительных расходов могут быть включены любые расходы, связанные со сделкой, а не только затраты по приведению объектов в состояние, в котором они пригодны для использования. Установлен порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств, приобретенных за иностранную валюту. Для целей определения первоначальной стоимости суммы иностранной валюты пересчитывают в рубли на дату принятия объекта к учету в качестве вложений во внеоборотные активы, а не в качестве основных средств.
Согласно МСФО 16 «Основные средства» актив, признанный в качестве объекта основных средств, оценивается при первоначальном признании по фактической стоимости. Фактическая стоимость – это сумма уплаченных денежных средств или их эквивалентов, либо справедливая стоимость другого возмещения, переданного для приобретения актива на момент его приобретения или сооружения, либо сумма себестоимости. В отчетности вместо себестоимости отражается амортизируемая стоимость объекта основных средств. Амортизируемая стоимость – себестоимость актива или сумма, отраженная в отчетности вместо себестоимости, за вычетом ликвидационной стоимости.
Последующая оценка основных средств предполагает в качестве главного подхода учет по первоначальной стоимости за вычетом накопленной амортизации и накопленных убытков от обесценения. Допустим альтернативный подход: учет по переоцененной стоимости, являющейся справедливой стоимостью объекта основных средств на дату переоценки, за вычетом амортизации и убытков от обесценения, накопленных впоследствии.
Переоценка возможна, если возникает значительное расхождение между балансовой и реальной стоимостью основных средств. Земельные участки и объекты природопользования переоценке не подлежат. Способ проведения переоценки основных средств определяется учетной политикой организации (п. 15 ПБУ 6/01).
Суммы дооценки в случае увеличения балансовой стоимости основных средств согласно ПБУ 6/01 относятся на увеличение добавочного капитала. Суммы уценки основных средств относятся в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды, и отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета добавочного капитала и кредиту счета учета основных средств. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, отражается по дебету счета учета нераспределенной прибыли (убытка) в корреспонденции с кредитом счета учета основных средств.
Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по статье «Незавершенное строительство» в оценке согласно требованиям Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденного приказом Минфина России от 20.12.1994 № 167:
• при подрядном способе строительства – по договорной стоимости работ согласно оплаченным или принятым к оплате счетам подрядных организаций;
• при хозяйственном способе – по фактической себестоимости работ, выполненных организацией-застройщиком собственными силами.
Доходные вложения в материальные ценности (имущество, переданное в лизинг или по договору проката) отражаются в балансе по остаточной стоимости указанного имущества.
С 1 января 2006 г. объекты, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование в целях получения дохода, квалифицируются не в качестве самостоятельного вида внеоборотных активов, а как разновидность основных средств. При этом они должны отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности. В связи с этим нет необходимости раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об объектах основных средств, учитываемых в составе доходных вложений в материальные ценности.
Согласно МСФО 17 «Аренда» актив, находящийся в финансовой аренде, в отчетности должен отражаться по наименьшей из величин:
• приведенной дисконтированной стоимости поступлений, гарантированных в рамках договора аренды;
• приблизительной справедливой стоимости объекта аренды.
Если нельзя с достаточной степенью уверенности утверждать, что в конце срока аренды арендатор приобретает право собственности, объект аренды подлежит амортизации в течение кратчайшего периода аренды или срока экономической службы.
Долгосрочные финансовые вложения (кроме займов). Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ19/02), утвержденному приказом Минфина России от 10.12.2000 № 126н, для целей последующей оценки эти вложения подразделяются на две группы:
1) финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость (ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке);
2) финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.
Финансовые вложения первой группы отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату. Такую корректировку организация может проводить ежемесячно или ежеквартально с отнесением результата на финансовые результаты у коммерческой организации.
Финансовые вложения второй группы подлежат отражению в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости, т. е. в сумме фактических затрат на их приобретение для инвестора. Устойчивое существенное снижение стоимости таких финансовых вложений ниже величины уменьшение выгод, которые организация рассчитывала получить от данных финансовых вложений в обычных условиях ее деятельности, признается обесценением финансовых вложений. В этом случае организация должна осуществить проверку наличия условий устойчивого снижения стоимости финансовых вложений по всем видам финансовых вложений организации, по которым наблюдаются признаки обесценения.
Если проверка на обесценение подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, организация должна создать резерв под обесценение финансовых вложений за счет финансовых результатов деятельности организации.
Проверка на обесценение финансовых вложений проводится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года при наличии признаков обесценения. Организация имеет право проводить проверку на отчетные даты промежуточной бухгалтерской отчетности.
По долговым ценным бумагам и предоставленным займам организация может составлять расчет оценки по дисконтированной стоимости. При этом записи в бухгалтерском учете не выполняются. Информация о применении такой оценки и способах расчета дисконтированной стоимости должна приводиться в пояснительной записке. Кроме того, организация должна обеспечить подтверждение обоснованности расчета путем привлечения специалистов – аудиторов или оценщиков.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006), утвержденному приказом Минфина России от 27.11.2006 № 154н, вложения в долгосрочные ценные бумаги, стоимость которых выражена в иностранной валюте, отражаются в бухгалтерской отчетности в оценке в рублях по курсу Банка России, действовавшему на дату совершения операции в иностранной валюте, и переоценке не подлежат.
Пересчет стоимости краткосрочных ценных бумаг проводится на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату.
Согласно МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» при первоначальной оценке финансовых активов и финансовых обязательств их следует оценивать по фактическим затратам, т. е. по справедливой стоимости внесенного (в случае актива) или полученного (в случае обязательства) за него возмещения. Затраты по совершению сделки включаются в первоначальную оценку всех финансовых активов и обязательств.
Последующие оценка финансовых обязательств и оценка финансовых активов различаются. Финансовые обязательства, как правило, следует оценивать по амортизированным затратам. Исключение составляют обязательства, предназначенные для торговли, и обязательства по производным инструментам, которые в последующие периоды оцениваются по справедливой стоимости.
Финансовые активы в целях последующих оценок классифицируются по четырем категориям:
1) ссуды и дебиторская задолженность, предоставленные компанией и не предназначенные для торговли, которые оцениваются по амортизированной первоначальной стоимости с использованием метода эффективной ставки процента;
2) инвестиции, которые удерживаются до погашения и оцениваются по амортизированной первоначальной стоимости с использованием метода эффективной ставки процента;
3) финансовые активы, которые имеются в наличии для продажи и оцениваются по справедливой стоимости;
4) финансовые активы, предназначенные для торговли, которые оцениваются по справедливой стоимости.
Материально-производственные запасы (МПЗ) согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ5/01), утвержденному приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, при постановке на бухгалтерский учет оцениваются по фактической себестоимости, включая расходы по доведению их до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.
На определенные отчетные даты оценка МПЗ зависит от способа их оценки при списании. Согласно учетной политике списание МПЗ возможно одним из трех способов:
1) по стоимости каждой единицы ценностей;
2) по средней себестоимости;
3) по стоимости первых закупок (по методу ФИФО).
МПЗ отражают в бухгалтерской отчетности в соответствии с их классификацией исходя из способа использования в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации. В 2006 г. предельная сумма лимита/списания на затраты приобретенных и отпущенных на производство (эксплуатацию) основных средств возросла с 10 000 руб. до 20 000 руб. Данные активы в пределах лимита, установленного в учетной политике, но не более 20 000 руб. за единицу должны первоначально отражаться в бухгалтерском учете как МПЗ.
МПЗ, которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
Резерв под снижение стоимости материальных ценностей образуется за счет финансовых результатов деятельности организации на величину разницы между текущей рыночной стоимостью и фактической себестоимостью МПЗ, если последняя выше текущей рыночной стоимости. При этом в бухгалтерском учете организации делается проводка:
Дебет счета 91 – Кредит счета 14 – начислен резерв под снижение стоимости материальных ценностей.
МПЗ, принадлежащие организации, но находящиеся в пути либо переданные покупателю под залог, учитываются в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.
Согласно требованиям МСФО 2 «Запасы» МПЗ должны оцениваться по наименьшей из двух оценок: по себестоимости или по возможной чистой цене продаж. Предполагается, что активы не должны оцениваться выше сумм, которые будут получены при их возможной реализации. Себестоимость запасов должна включать в себя все затраты на приобретение, затраты на переработку и прочие затраты, понесенные для того, чтобы доставить запасы до их настоящего местоположения и довести их до текущего состояния. Возможная чистая цена продаж представляет собой оценочную цену продажи в обычных условиях хозяйствования за вычетом возможных затрат на доработку и реализацию. При этом балансовая стоимость активов не должна превышать сумму, которая может быть получена от их продажи или использования.
Затраты в незавершенном производстве отражаются в балансе в оценке, принятой организацией при формировании учетной политики в соответствии с нормативными положениями по бухгалтерскому учету, т. е. одним из четырех методов:
1) по фактической производственной себестоимости;
2) по нормативной (плановой) производственной себестоимости;
3) по прямым статьям затрат;
4) по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
Однако в этом вопросе существуют определенные сложности: до сих пор отсутствуют соответствующие рекомендации относительно того, каким из указанных методов следует пользоваться в настоящее время в конкретных отраслях промышленности и в отдельных организациях. В современных условиях хозяйствования предпочтительной становится оценка незавершенного производства по прямым или материальным затратам.
В международной практике незавершенное производство, кроме незавершенных работ по договорам подряда, и готовая продукция оцениваются аналогично МПЗ.
Готовая продукция отражается в бухгалтерском балансе по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, и другие затраты на производство продукции либо по прямым статьям затрат. При этом в зависимости от принятой учетной политики фактическая или нормативная (плановая) производственная себестоимость может быть полной либо неполной.
Товары отражаются в бухгалтерском балансе по покупной стоимости за вычетом косвенных налогов.
В годовом бухгалтерском балансе товары и готовая продукция должны показываться по текущим рыночным ценам, если эти цены ниже стоимости товаров и готовой продукции, отраженной в учете, т. е. за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
Товары отгруженные отражаются в балансе в оценке по полной фактической или нормативной (плановой) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты, связанные с продажей продукции (работ, услуг), возмещаемые договорной контрактной ценой.
В целях приближения отечественной практики учета к требованиям международных стандартов в специальной литературе предлагается, чтобы готовая продукция и товары отгруженные оценивались в годовом бухгалтерском балансе по чистой стоимости реализации исходя из текущих рыночных цен. При этом должно соблюдаться условие, предусматривающее, что чистая стоимость реализации должна быть меньше производственной либо полной себестоимости, учтенной на счетах 43 «Готовая продукция» и 45 «Товары отгруженные».
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п. 73) расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в ее отчетности в суммах, которые показаны в бухгалтерском учете и признаны ею правильными. Периодически расчеты с юридическими и физическими лицами должны выверяться и уточняться, что должно быть отражено в учетной политике организации. Остатки по счетам бухгалтерского учета, отражающим расчеты, в бухгалтерском балансе приводятся в развернутом виде: остатки по счетам аналитического учета, по которым имеется дебетовое сальдо, – в активе; а остатки, по которым имеется кредитовое сальдо, – в пассиве.
Организация может создавать резервы по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. При создании резервов по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги дебиторская задолженность, по которой созданы резервы, в бухгалтерском балансе уменьшается на сумму этих резервов (без корреспонденции по счетам бухгалтерского учета).
Остатки средств организации по валютным счетам, другие денежные средства (включая денежные документы), дебиторскую и кредиторскую задолженность в иностранной валюте отражают в отчетности в рублях, в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу Банка России, действующему на последнее число отчетного периода.
Согласно МСФО такие статьи, как расчетный счет, дебиторская и кредиторская задолженность, оцениваются в денежных единицах, реально отражающих состояние этих статей на дату составления отчетности. Если они выражены в иностранной валюте, они переоцениваются по соответствующему курсу на конец отчетного периода.
В соответствии с п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации полученные займы и кредиты показываются на конец отчетного периода с учетом сумм процентов, которые причитаются к уплате.
Отражаемые в отчетности суммы по расчетам с налоговыми органами, учреждениями банков должны быть согласованы с ними и тождественны. Оставление на балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
В международной практике согласно МСФО 23 «Затраты по займам» в качестве основного подхода затраты по займам должны признаваться в том отчетном периоде, в котором они были произведены. Возможен альтернативный подход: в определенных обстоятельствах расходы по привлечению заемных средств допустимо относить в состав расходов на подготовку активов к целевому использованию или продаже. При этом затраты по займам могут капитализироваться, если они непосредственно относятся к приобретению, строительству или производству квалифицируемого актива. Капитализированная сумма должна представлять собой фактические затраты по займам, без учета какого-либо дохода, полученного от временного инвестирования средств.
Рассмотренные варианты оценки объектов бухгалтерского учета для отражения их в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также требования к раскрытию информации, представленной в ней, имеют большое значение для оценки пользователями этой отчетности информации об имущественном и финансовом состоянии и результатах финансовой деятельности за период составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
2.6. Техника составления бухгалтерского баланса
Под техникой составления бухгалтерского баланса понимается совокупность всех необходимых учетных процедур. Применение этих процедур – трудоемкий процесс, который в методическом плане доступен только специалистам в области бухгалтерского учета.
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. При проведении инвентаризации организациям необходимо руководствоваться:
• Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;
• Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49;
• постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок, сроки их проведения, а также состав инвентаризуемого имущества и обязательств определяет руководитель организации, кроме случаев, когда в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» проведение инвентаризаций обязательно.
Результаты инвентаризации рассматриваются инвентаризационной комиссией с принятием решения, за счет кого должны быть отнесены недостачи, выявленные при инвентаризации, или как должны быть оприходованы излишки. Решения комиссии протоколируются. Протоколы в зависимости от размера и характера недостач утверждаются руководителем организации или вышестоящей организацией по ходатайству руководителя организации.
На основании утвержденных протоколов бухгалтерия производит записи по счетам, приводя тем самым в соответствие данные инвентаризации и текущего учета.
После проведения инвентаризации для обеспечения своевременного составления квартального или годового отчетов вводят сводный график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ.
Основой для составления бухгалтерского баланса являются учетные записи, подтвержденные оправдательными документами. При ведении учета с помощью журнально-ордерной формы счетоводства бухгалтерский баланс составляется на основе данных Главной книги. Обороты по дебету отдельных счетов собирают в Главную книгу из ряда журналов-ордеров и оборотных ведомостей. Обороты по кредиту каждого счета записывают в Главную книгу только из журналов-ордеров. Хозяйственные операции записывают в журналы-ордера по мере их совершения и формирования документации. Систематическая запись в журналы-ордера является одновременно хронологической записью. Проверенные месячные итоги из журналов-ордеров записывают в Главную книгу. Журналы-ордера и Главная книга взаимно дополняют друг друга: в журналах-ордерах делается расшифровка кредитового оборота каждого счета, а в Главной книге – дебетового оборота этого же счета.
Схема обобщения данных при журнально-ордерной форме счетоводства
Статьи баланса отражаются в двух разрезах: графа 3 «На начало отчетного года»; графа 4 «На конец отчетного периода». Данные графы 3 должны соответствовать данным графы 4 предыдущего года с учетом проведенной на начало отчетного года реорганизации, а также изменений в оценке показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности. В графе 4 показываются данные о стоимости активов, капитала, резервах и обязательствах на конец отчетного периода (месяц, квартал, год).
Бухгалтерский баланс должен включать числовые показатели в нетто-оценке, т. е. за вычетом регулирующих величин, которые должны раскрываться в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Рассмотрим порядок заполнения формы № 1 (пример заполнения формы № 1 приведен на с. 90–92), используя результаты решения практического задания по составлению бухгалтерского баланса организации.
Раздел I. Внеоборотные активы
По строке 110 «Нематериальные активы» отражается наличие НМА по остаточной стоимости, за исключением объектов НМА, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется.
Расшифровки групп статей должны приводиться в пояснениях к бухгалтерскому балансу, например в приложении к бухгалтерскому балансу (форма № 5), либо в пояснительной записке.
Так, организация может представить в расшифровке к бухгалтерскому балансу стоимость патентов, лицензии, товарных знаков, иных аналогичных перечисленным прав и активов. При этом статья заполняется по данным аналитического учета к счетам 04 и 05. По строке 110 приводится общая стоимость данных активов в оценке по их остаточной стоимости. (В нашем примере 540 тыс. руб. = 835 тыс. руб. – 295 тыс. руб.)
При заполнении статьи «Нематериальные активы» следует учитывать требования Положения по бухгалтерскоу учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02), утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 № 115н. Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКиТР), которые дали положительный результат, отражаются в балансе по статье «Нематериальные активы», но НМА не являются. Положительный результат подтверждается патентом или другим документом.
По строке 120 «Основные средства» приводятся показатели по основным средствам как действующим, так и находящимся на реконструкции, модернизации, восстановлении, консервации или в запасе, – по остаточной стоимости, за исключением объектов основных средств, по которым в соответствии с установленным порядком амортизация не начисляется. Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» для принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основных средств должны быть выполнены следующие условия:
• объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, а также для управленческих нужд организации;
• объект предназначен для использования в течение длительного срока более 12 месяцев;
• организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
• объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
С 1 января 2006 г. ПБУ 6/01 предусматривает, что основные средства (доходные вложения в материальные ценности) стоимостью не более 20 000 руб. за единицу можно списывать на затраты единовременно по мере их передачи в эксплуатацию без начисления амортизации.
Если в отчетном периоде организация воспользовалась этим правом, то активы должны первоначально отражаться в бухгалтерском учете как МПЗ, а не в составе основных средств.
Показатель строки 120 заполняется расчетным путем как разница между суммой остатков по счетам 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности» (за исключением данных, отраженных по строке 135) и суммой остатка по счету 02 «Амортизация основных средств».
В нашем примере: 4667 тыс. руб. = 9856 тыс. руб. – 5189 тыс. руб.
Результаты проведенной переоценки в соответствии с установленным порядком должны учитываться при формировании данных по основным средствам на начало отчетного года.
По строке 130 «Незавершенное строительство» показываются затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты, стоимость оборудования, требующего монтажа и предназначенного для установки, а также затраты по формированию основного стада. Кроме того, здесь отражаются авансы, выданные застройщикам, и другие авансовые платежи, связанные с осуществлением капитальных вложений (счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»). Показатель формируется путем суммирования остатков по счетам 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 60 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы выданные».
В нашем примере: 445 тыс. руб. равно сальдо счетов 07 – 220 тыс. руб. и 08 – 225 тыс. руб.
При заполнении статьи «Незавершенное строительство» следует учитывать, что при выполнении НИОКиТР затраты по ним предварительно собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». В связи с этим остатки затрат по незаконченным НИОКиТР также отражаются по строке 130 «Незавершенное строительство».
По строке 135 «Доходные вложения в материальные ценности» отражают остаточную стоимость основных средств, переданных в лизинг или по договору проката. Показатель строки формируют по данным аналитического учета расчетным путем как разницу между суммой остатков по счету 03 «Доходные вложения в материальные ценности», субсчета «Доходные вложения для передачи в лизинг» и «Доходные вложения для передачи в прокат», и суммой остатка по счету 02 «Амортизация основных средств», субсчет «Амортизация имущества, предоставленного во временное пользование».
Здесь же учитываются и объекты жилого фонда, используемые для извлечения дохода. Если основные средства, учтенные на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», не используются по первоначальному назначению, то их стоимость переносится на счет 01 «Основные средства» или 10 «Материалы». Данные о стоимости такого имущества по строке 135 не отражаются. В нашем примере строка отсутствует, так как организация не имеет на балансе соответствующих активов.
По строке 140 «Долгосрочные финансовые вложения» показывается общая сумма: долгосрочных (на срок более года) инвестиций организации в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, в том числе долговые ценные бумаги, в которых дата и стоимость погашения определены (облигации, векселя); вкладов в уставный (складочный) капитал других организаций (в том числе дочерних и зависимых хозяйственных обществ); предоставленных другим организациям займов, депозитных вкладов в кредитных организациях, дебиторской задолженности, приобретенной на основании уступки права требования, и пр.
В составе финансовых вложений показывается также сумма вкладов организации-товарища по договору простого товарищества. Оценка финансовых вложений для целей представления информации в бухгалтерском балансе рассмотрена ранее. Статья 140 баланса формируется по данным аналитического учета к счетам 58 «Финансовые вложения», 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» и 55 «Специальные счета в банках», субсчет 3 «Депозитные счета». В нашем примере строка отсутствует, так как организация не имеет на балансе соответствующих активов.
По строке 145 «Отложенные налоговые активы» отражается часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.
Отложенные налоговые активы отражаются с учетом всех вычитаемых временных разниц, за исключением случаев, когда существует вероятность того, что вычитаемая временная разница не будет уменьшена или полностью погашена в последующих отчетных периодах.
Статья баланса формируется как сальдо счета 09 «Отложенные налоговые активы». В нашем примере – 2 тыс. руб.
По строке 150 «Прочие внеоборотные активы» отражаются данные о средствах и вложениях, которые не были записаны по другим строкам раздела I бухгалтерского баланса. В нашем примере строка отсутствует, так как организация не имеет на балансе соответствующих активов.
Раздел II. Оборотные активы
По группе строк «Запасы» показывается стоимость всех МПЗ и затрат организации. При отнесении имущества организации к данной группе следует руководствоваться требованиями ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Эти активы следует расшифровывать по видам запасов.
Подраздел заполняется путем суммирования строк баланса 211–217, которые приведены в том числе по строке 210. Стоимость запасов и затрат составляет в примере 2775 тыс. руб.
По строке 211 «Сырье, материалы и другие аналогичные ценности» по аналитическим данным по счетам 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» (в части стоимости материалов в пути) и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей» отражается фактическая себестоимость материалов, комплектующих, топлива, тары, запасных частей, а также покупных полуфабрикатов. Фактическая себестоимость формируется с учетом скидок (наценок) согласно договору по приобретенным материалам. Порядок заполнения строки 211 зависит от способа учета поступления материалов, установленного учетной политикой организации. Если в учете затрат применяется только счет 10 «Материалы» и материалы оцениваются на нем по фактической себестоимости, то строка заполняется по данным остатка на счете 10. В нашем примере – 2582 тыс. руб.
Конец ознакомительного фрагмента.