Вы здесь

Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Ответы на экзаменационные билеты. 8. Принципы составления бухгалтерской финансовой отчетности (М. А. Варламова, 2009)

8. Принципы составления бухгалтерской финансовой отчетности

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов соблюдаются следующие принципы:

1) полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;

2) полное совпадение данных синтетического учета и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета;

3) осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации;

4) правильная оценка статей баланса.

Для соблюдения вышеизложенных принципов предприятие перед составлением финансовой отчетности должно:

1) проверить соответствие данных бухгалтерского учета и имеющихся первичных документов;

2) восстановить утраченные первичные документы до составления бухгалтерской отчетности;

3) предупредить материально ответственных лиц о сроках представления первичных документов;

4) проверить документы по форме;

5) проверить наличие оригиналов документов;

6) провести инвентаризацию имущества, обязательств;

7) проверить правильность использования резервов;

8) откорректировать суммы переходящих остатков;

9) произвести реформацию баланса.

В ходе инвентаризации проверяют и документально подтверждают следующее:

1) наличие имущества;

2) наличие обязательств;

3) оценка обязательств и их состояние.

Документально оформленные результаты инвентаризации важны для подтверждения бухгалтерской отчетности и правильности составления налоговой отчетности. Результаты инвентаризации должны быть отражены в годовом отчете заключительными записями в декабре. Выявленные излишки и недостатки оформляются актом, сумма выявленного ущерба взыскивается с материально ответственных лиц.

Обобщение накопленного опыта в реформации баланса позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные запасы, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат.

В соответствии с данным подходом закрытие счетов осуществляют в следующей последовательности.

В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства».

Во вторую очередь распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные расходы и общехозяйственные расходы и закрываются следующие счета: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы».

Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». В порядке последующей очередности:

1) производятся записи на счетах по учету капитальных вложений;

2) определяется финансовый результат от деятельности организации;

3) закрываются счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы»;

4) распределяется прибыль и закрывается счет 99 «Прибыли и убытки».

Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к текущему, так и к прошлому году, производятся в отчетности, составляемой за отчетный период, в котором были обнаружены искажения данных.