Как в кривом зеркале
Посмотри, разве это я? – девушка, зашедшая в букинистический отдел, чтобы поболтать с работавшей там подругой с пренебрежением разглядывает фото в своем паспорте. – Жаль, что пришлось тащить с собой документ, в котором такая отвратительная фотография, но сама знаешь, нужно подтвердить свою московскую регистрацию, чтобы сдать сюда к вам старые книги. У меня дома столько этого лишнего хлама. Только эта фотография хуже любого мусора. Я здесь сама на себя не похожа. А как у тебя выходят фото на документы.
Ну… – до этого разговорчивая подружка долго молчит, будто ей неудобно признаться или просто не хочется об этом говорить. – Мама сгоняла меня в парикмахерскую перед тем, как фотографироваться, говорила, что с новой прической получится лучше, но если б еще результат был обнадеживающим.
Результат фото или прически?
И того, и другого, – молодая продавщица, заглядывая в узкое зеркало в простенке между полками, неуверенно поправляет мелированную челку на лбу. Она-то сама особой привлекательностью никогда не отличалась, а к тому, что фотографии на документы выходят чуть хуже, чем она есть, поневоле привыкла, но то, что у ее подруги, которая была довольна хороша собой, возникнут такие же проблемы сложно было поверить. Разве правильные черты ее лица не должны быть фотогеничными? – Что поделаешь, срочное фото должно быть халтурным. Можно ли ожидать другого. Ловкие предприниматели пользуются тем, что людям позарез нужны фотографии на документы и нет времени, чтобы обсуждать их качество. Когда на работе срочно требуется фотокарточка на новый пропуск или в институте на студенческий, то тут уже не покапризничаешь, приходится бежать в ближайшее фотоателье, платить вперед предусмотрительным вымогателям, они неумело щелкают тебя из фотокамеры, а потом ты получаешь собственное изображение с неизвестно почему искривившимся носом, неправильными чертами или дебильным выражением на лице.
Хорошо еще милиция привыкла проверять фото в паспортах по общим чертам, не придираясь к мелким неполадкам.
Возможно, у них у самих вышли фото не лучше.
Да уж, все это такие художества. И все-таки скажи, я ведь не слишком похожа на эту фотографию?
Может, было бы лучше, если б она была цветной. В цвете было бы хоть видно какие у тебя волосы, глаза, брови, а здесь все как-то сливается в один тон. На черно-белых фотографиях все как-то получаются на одно лицо.
Да, нет, дело не в цвете, просто снимок вышел неудачным вот и все. Я, как дурочка, надеюсь, что следующий выйдет лучше предыдущего, прихорашиваюсь и все зря, каждый раз оказывается не то чтобы хоть чуть-чуть лучше, а даже хуже, чем до этого. Например, предпоследнее фото так плохо вышло, что казалось хуже уже не будет, а последнее все-таки побило рекорд и вышло даже хуже него. Просто жуть, правда, Марин?
Угу, – кивает Марина, при этом снова поправляя свою челку перед узким, плохо отражающим зеркалом в простенке. Оно дешевое, чуть треснувшее по краям, и его поместили сюда только для того, что хоть как-то разнообразить интерьер, естественно, оно не годится для того, чтобы перед ним прихорашиваться или делать макияж, оно отражает слишком четко, а от холодного света флуоресцентных ламп все лица в нем кажутся необычно бледными. И все же хотелось бы, чтобы отражение было лучше. Конечно, можно посмотреться и в пудреницу, знаешь же, что есть зеркала, которые отражают хорошо, например, дома в ванной и все равно каждый раз, когда ловишь свое искаженное отражение в кривом зеркале, на душе остается неприятный осадок от того, что ты можешь так измениться в худшую сторону.
Какое же испытание носить это все время с собой, будет стыдно, если кто-то из друзей увидит, – подруга убирает в сумочку документ со злополучным фото.
Да, ладно, никто даже не обратит внимания, потому что у многих так. Знаю, по собственному опыту.
Точно, у всех парней на нашем факультете в студенческих на фотографиях такие протокольные физиономии, будто они уголовники. И все равно, мне неприятно, что я вышла так же плохо.
Может, в следующий раз получиться лучше, – неуверенно предполагает Марина.
Как же я на это надеюсь, – вздыхает ее подруга.
Не у всех же людей дела обстоят так плохо. Кто-то, вероятно, и доволен.
Да, наверное, – говорившая чуть не прикусывает губу от досады. – Буду надеяться, что когда-нибудь и у меня выйдет лучше.
Немолодая женщина, слышавшая беседу девушек, откладывает только что выбранные книги, чтобы бросить быстрый взгляд в зеркало и, возможно, отыскать различие с собственной, только что сделанной фотографией. Как же ей все это знакомо.