Вы здесь

Будьте готовы. Таинство смерти (Григорий Святогорец, 2017)

Таинство смерти

Смерть – это этап, через который проходит каждый рождающийся в этот мир человек. Но по прошествии этого этапа некая стена молчания ограждает почившего от живущих. Несмотря на все, что написано о смерти, она остается большой тайной.

Один из гимнов, который поется во время погребения, гласит: Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида. О чудесе! Что cиe еже о нас бысть таинство? Како предахомся тлению? Како сопрягохомся смерти? В переводе на русский язык это звучит так: «Я плачу и рыдаю каждый раз, когда думаю о смерти и вижу лежащую в гробу, созданную по образу Божию нашу красоту безобразной, бесславной, не имеющей никакого вида… Что это за таинственное явление, случающееся с нами? Как предались мы разложению? Как соединились со смертью?»

На глубокие вопросы, которые ставит автор песнопения, мы попытаемся дать ответ.

***

Святое Писание учит нас, что Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия (Прем. 1: 13–14).

Когда Господь дал заповедь Адаму и Еве не вкушать плода познания, вместе с этим Он им сказал: в день, в который вкусите от него, смертью умрете (Быт. 2: 17). Адам, хотя имел в виду эти слова, преступил заповедь Божию. Это имело трагические последствия для него самого и для его потомков. Как следствие греха пришла в мир смерть. Через одного человека, пишет апостол Павел, грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, [потому что] в нем все согрешили (Рим. 5: 12). То есть в лице Адама согрешили все его потомки.

Адам из-за своего ослушания умер дважды. Душевно он умер в момент совершения греха, потеряв связь с Богом, которой он до того времени жил и наслаждался. Телесно он умер спустя много лет. Таким образом, весь человеческий род оказался под властью двойной смерти.

Телесная смерть, согласно учению святых отцов, явилась неким лекарством Божественного милосердия, чтобы зло не стало вечным. «После греха первородных Бог попустил сразу прийти смерти и страданию не для того, чтобы наказать согрешающих, но чтобы преподнести лекарство больному», – пишет Николай Кавасила. Но душевная смерть, а именно разлучение души с Богом, была великой бедой для человека. Необходимо было самому Слову Божию воплотиться, быть распятым на кресте, быть погребенным и потом воскреснуть, чтобы даровать человеку жизнь, а именно общение, воссоединение с Богом. Как говорит святитель Григорий Богослов, «нам надо было, чтобы Бог воплотился и умер, дабы мы могли ожить».