Вы здесь

Будущее не имеет истории. 1. Введение (Момир Джурович)

1. Введение

Искреннее несогласие

всегда является хорошим признаком прогресса.

М. Ганди

Перед нами стоит беспрецедентный набор проблем, связанных с окружающей средой, предстоящим новым Мировым Порядком и продолжающимся конфликтом человеческой духовности с современным миром. Мы неуклонно приближаемся к возможно немыслимому хаосу и к катастрофическим бедствиям, включая исчезновение многих видов живых существ, разрушение среды обитания и ко многим другим разрушительным изменениям, ведущим к масштабным последствиям для человечества.

Несомненно одно, о какой бы исторической эпохе речь не шла, мир остается нашим общим домом. В этом мире существует тесная взаимосвязь между людьми благодаря торговле, экономической интеграции, политическим союзам и влиянию современной, «новой», культуры. Этому процессу способствуют новейшие технологии, особенно новые разработки в транспортной отрасли и в средствах связи, охватывающие, безусловно, все человечество как единое целое.

Проблемы на планете Земля многочисленны и касаются не только охраны окружающей среды и защиты планетарной экосистемы, огромное число проблем возникают в результате военных и социальных конфликтов, под влиянием политических организаций и вследствие социальной несправедливости. Разумеется, не менее опасны и проблемы, связанные с процессами глобализации и грядущего нового Мирового Порядка, а также с культурными, идеологическими и религиозными различиями, присущими современному миру. Многие «планетарные границы»1 («планетарные границы» – это центральное понятие в рамках системы Земля, разработанное группой ученых-экологов под руководством Йохана Рокстрема из Стокгольмского центра устойчивости и Уилла Штеффена из Австралийского национального университета).

В 2009 году группа предложила структуру «планетарных границ», для расчета «безопасного рабочего пространства для человечества» в международном сообществе, включая правительства всех уровней, международные организации, гражданское общество, научное сообщество и частный сектор как предпосылки устойчивого развития. Такие расчеты, основанные на научных исследованиях, показывают, что со времен промышленной революции действия человека как движущей силы глобальных экологических изменений, включая и те, которые связаны с изменением климата, должны быть трансформированы. Необратимые экологические процессы и глубокие социальные конфликты в будущем могут возникать намного чаще, чем ранее до этого.

Независимо от этих процессов мы все еще живем в мире заметного взаимного недоверия, в котором до наших дней существуют идеологические и религиозные расхождения и неприкрытая вражда. Этому миру по-прежнему свойственна расовая и этническая дисгармония, а также глубокие противоречия и заметная разница в уровне материального благосостояния, в то время, когда не все из нас имеют равный доступ к основным жизненно необходимым природным ресурсам.

Политические, экономические и социальные отношения и взаимодействия, связанные с новым Мировым Порядком, затрагивают все без исключения стороны современного мира. Это проявляется в социальных и расовых различиях, в религиозной нетерпимости или в ущемлении гражданских прав, а также в неэкономических разногласиях, трудовой эксплуатации и неравенстве в распределении доходов. Современный мир сталкивается и с проблемой глобального терроризма. Можно сказать, что причины этих явлений имеют всеобщий характер и связаны не только с идеологическим противостоянием, но и с другими сложностями, которые находятся в современных международных барьерах, а именно – с неадекватно ориентированными индивидами и группами таких людей.

Существенной особенностью процесса глобализации является огромный рост показателей международной торговли. Это ведет к появлению массы новых вызовов, таких как усиление конкуренции, снижение цен, увеличение доступности и разнообразия товаров и услуг. Международная миграция людей во всем мире также тесно связана с глобализацией и международным рынком, так как группы людей и отдельные индивиды стремятся найти работу и улучшить условия своей жизни. Эта массовая миграция происходит не только из-за спроса на знания и навыки, которыми эти люди или группы людей обладают, но также вследствие растущих бедности, безработицы или по идеологическим причинам.




Рис.1. Следующие 50 лет

Источник: Whymandesign, www.longecity.org

Существует еще множество проблем, связанных с экономической интеграцией на планете. В современной экономической системе сохраняется тенденция в том, что небольшая группа людей по-прежнему становится еще богаче. Серьезной проблемой в отношении Нового Мирового Порядка остается стремление этого меньшинства взять под свой контроль, используя политическую власть, индивидуальные свободы и благосостояние большинства людей. В таком процессе, когда политическая власть, полученная благодаря финансовой мощи и при помощи новейших технологий, становится более самодостаточной, и совершенно ясным,, что экономическая власть приобретает политическую мощь. Следовательно, такая система может превратиться в мир, в котором ничтожно малая элита в какой-то момент может взять под полный контроль окружающую среду, экономические и социальные процессы и даже влиять на ключевые религии мира. Нет никаких сомнений в том, что экономическое и политическое превосходства достигаются, вследствие использования недобросовестных и хитроумных способов, часто скрываемых от широкой общественности.

В настоящее время сохраняют актуальность и соотношение духовных вопросов с использованием новейших технологий, также, как и вопросы, связанные с секуляризацией.

Главной причиной основных проблем современного мира можно назвать огромный рост населения планеты, а вместе с ним и соприкосновение огромного разнообразия идей и идеологий, сохраняющих влияние на социальный, экономический и политический уклад современной жизни. Казалось бы, решение социально-экономических и политических проблем даст устойчивое развитие экономическим и экологическим сферам, с которыми мы ежечасно сталкиваемся. Следовательно, разрешение сложностей этого мира лежит в плоскости битвы идей.


Сегодня во всем мире все больше людей приходят к осознанию проблем, связанных с экологической сферой и окружающей средой, такими как изменение климата, потеря местообитания, экологическое уничтожение, истощение ресурсов и др., что также следует рассматривать как социальные и политические вопросы. Например, все чаще привлекают внимание проблемы глобального потепления, исчезновения редких животных и уничтожение тропических лесов. Было бы чересчур просто и амбициозно искать единое решение в этом процессе, поскольку экологические проблемы и проблемы окружающей среды очень сложны и разнообразны. Для того чтобы они были решены, их стержневые причины должны быть четко идентифицированы и соответствующим образом адресно исправлены.

Настоящие вызовы для экологии – это экологические угрозы, вытекающие из экономической и политической деятельности человечества. Наиболее актуальная проблема глобального потепления в основном была образовалась за счет кумулятивного процесса создания богатства, и в первую очередь в связи с увеличением уровня потребления энергии. Эта проблема возникла частично ввиду отсутствия политической воли и социальной неосведомленности, а также непонимания последствий этих процессов, спровоцированных философией выживания на этой планете, которая не несет ответственности за благополучие других поколений.

Многие интерпретации Пророчеств2 в отношении этих глобальных проблем могут показаться слегка надуманными и иррациональными. В то же время, поскольку экологические проблемы на этой планете приобретают опасные очертания, а факты свидетельствуют, что неизбежно все больше и больше людей будут стремиться найти спасение и спрятаться от различных толкований этих Пророчеств.

Подобно Пифагору и монахам Линдисфарн3, мы живем в мире разрушающейся культуры, где нам предстоит сделать выбор, поскольку мы находимся на этом великом распутье истории человечества. Мы сталкиваемся с калейдоскопами многих разрушенных традиционных культур мира и в то же время с новыми вызовами сложной постиндустриальной современности. Все это приведет к «тревожному будущему» человечества. Люди сталкиваются с вопросами выбора: что выбрать и как добиться того, чтобы этот выбор обеспечил перспективу достойного будущего, иными словами, что стоит запомнить, а что – забыть? Мало времени остается на решение существующих проблем и для исправления ошибок: человек должен взять на себя ответственность за конкретные свои действия и проекты. При решении этих задач мы должны руководствоваться тем, что это не просто проект, а прежде всего – это наша жизнь, которая станет мерилом наших поступков и будущих достижений.

Большинство современных проблем возникло в последние 50 лет – в период стремительных изменений, произошедших в истории цивилизации и быстрого технологического и экономического прогресса. Перед человечеством стоит важная для нашего времени задача – изменить нынешний уровень жизни, с тем, чтобы мы могли действовать в рамках экологических границ планеты, поддерживая или восстанавливая устойчивость своей экосистемы, обеспечивая при этом процветающую жизнь человечеству.

Сегодняшняя жизнь становится все более сложной, чем когда-либо, или по причине решения проблемы постоянно растущего объема информации, или по причине требований получения лучших результатов из все меньшего и меньшего.